Смекни!
smekni.com

Классный руководитель в россии: страницы истории (стр. 8 из 61)

Соответствующий методу дилемм метод самовоспитания — рефлексия, означающая процесс размышления индивид а о про­исходящем в его собственном сознании. Предполагает не толь­ко познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменени­ях, которые могут произойти.

Таким образом, выделены следующие доминирующие ме­тоды воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубежде­ние (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоцио­нальная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспиты­вающие ситуации и социальные пробы-испытания (предмет­но-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистен­циальная сфера).

27

§ 10. Что такое приемы воспитания?

Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической си­туации, особенностям учащихся, индивидуальному педагоги­ческому стилю учителя. При этом реализация различных ме­тодов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.

Приемы воспитания — это педагогически оформленные дей­ствия, посредством которых на поведение и позиции обучаемо­го оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгля­ды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.

Следует отметить, что к позитивным изменениям в процес­се воспитания ведет далеко не всякое педагогическое воздей­ствие, а только то, которое принимается учащимся, соответству­ет его внутренним устремлениям, становится для него личност-но значимым.

В начальной школе воспитательная работа классного руко­водителя не прекращается ни на минуту; ведь учитель здесь един в двух лицах: он и классный руководитель, и постоянный, единственный учитель. В первых классах дети, которым не да­ется учеба, часто падают духом. У них опускаются руки, одно­классники начинают относиться к ним кто снисходительно, а кто и презрительно. Ребенок остается вне коллектива. Здесь важно найти у аутсайдера такое качество, которое заставит и его самого относиться к себе по-другому, и другим детям от­кроет товарища с новой стороны. Был в одной школе, скажем, некий мальчик, который очень слабо учился. Но однажды учи­тельница подметила, что ему начало хорошо даваться чтение. Этот момент нельзя было упустить. И она решила подать ус­пех мальчика наиболее выигрышно, предварительно настроив детей: специально предложила ребятам послушать и оценить, как читает стихотворение их товарищ. И тот не обманул ожи­даний. Он читал так хорошо, что класс замер, а потом разра­зился аплодисментами. Так начался перелом в отношении одноклассников к мальчишке, да и сам он почувствовал уверен­ность в своих силах.

Для педагогической теории и практики важна классифика­ция приемов воспитания. Она дает возможность упорядочить их

28

и представить педагогический потенциал этих приемов в целос­тном виде: выявить сходство и различие между ними, определить место в процессе формирования личности, указать на конкрет­ные действия; оказываемые ими в воспитательном процессе. При выборе основания для такой классификации следует принять во внимание и то, каким образом педагог добивается изменений в от­ношениях с учеником и в его отношениях с окружающими. Прежде всего мы должны говорить о коммуникативных приемах, то есть приемах общения педагога и учащихся.

Прием «ролевая маска». Учащимся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.

Прием «непрерывная эстафета мнений». Учащиеся «по це­почке» высказываются на заданную тему: одни начинают, дру­гие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие в обсуждении) следует перейти к аналитическим, а затем к проблемным высказыва­ниям учащихся.

Прием «самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встреч­ных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвер­гаются затем коллективному обсуждению.

Прием «импровизация на свободную тему». Учащиеся вы­бирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вы­зывает у них определенный интерес, творчески развивают ос­новные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

Прием «импровизация на заданную тему». Учащиеся сво­бодно импровизируют на обозначенную учителем тему (моде­лируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатыва­ют задания и т. п. ). В отличие от «импровизации на свободную тему» здесь учащимся могут быть заданы более сложные твор­ческие параметры, причем учитель может постепенно подни­мать «планку трудности».

Прием «обнажение противоречий». Происходит разгра­ничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в про­цессе выполнения творческого задания с последующим столк­новением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое обозначение расхождений во мнении и главных линий, по которым должно пройти об­суждение.

29

Вторая группа приемов связана с организаторской деятель­ностью учителя, направленной на существование ситуации вок­руг ученика.

Прием «инструктирование». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, рег­ламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои пред­ложения, дополнять, критиковать, опровергать мнения това­рищей. Такого рода предписания в значительной мере снима­ют негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

Прием «распределение ролей». Он предполагает четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, ко­торые требуются для выполнения задания.

Прием «коррекция позиций». Здесь происходит тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, сни­жающих продуктивность общения и препятствующих выпол­нению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуа­ций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п. ).

Прием «самоотстранение учителя». После того как опре­делены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы са­моустраняется от прямого руководства или же берет на себя обя­зательства рядового участника.

Прием «распределение инициативы». Создаются равные условия для проявления инициативы всеми учащимися. При­меняется в ситуации «задавленной инициативы», когда пози­ционные выступления и атаки одних гасят инициативу и же­лание общаться у других. Главное здесь — добиться сбаланси­рованного распределения инициативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.

Прием «обмен ролями». Учащиеся обмениваются ролями (функциями), которые получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема состоит в полной или частичной передаче учителем своих функций группе учащихся или от­дельному ученику.

Прием «мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменения его характера посредством расположе­ния учащихся в классе в определенном сочетании друг с дру­гом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

30

Среди множества педагогических приемов большое место занимают юмор, личный пример учителя, изменение обстанов­ки, обращение к независимым экспертам и др.

Педагогических приемов может быть бесконечное множе­ство. Каждая ситуация рождает новые, каждый учитель из мно­жества приемов использует те, которые соответствуют его ин­дивидуальному стилю. Прием, подходящий к одному ученику, может быть неприемлем для другого.

Воспитательная работа классного руководителя многогран­на, а выбор способов решения воспитательных задач зависит от множества факторов, в том числе и от индивидуального стиля педагогической деятельности.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РЕБЕНКА

§ 11. От кого надо защищать ребенка?

Опрос, проведенный среди школьников ярославского реги­она, показал, что проблема помощи детям стоит очень остро. Они нуждаются в этой помощи и ждут ее. «Не хочу идти в шко­лу, потому что меня не любит училка», «Мама, не выключай свет, я боюсь спать в темноте», « Я хочу, чтобы родители люби­ли меня» — да сколько еще разных ответов мы получили на свои вопросы! И во всех — крик детской души: «Помогите!», «Защи­тите!» От кого же? Односложно ответить на этот вопрос невоз­можно. Сколько судеб — столько и ответов.

Классный руководитель знает, что детей иногда нужно за­щищать от их же родителей. Правильно это или нет, но на ро­дительском собрании он уже не скажет ничего отрицательного о каком-либо ребенке, зная, как это может подчас на нем ото­зваться. Учитель будет говорить о хорошем в жизни класса. А если есть проблема с тем или иным школьником, то лучше обратиться иногда не к его родным отцу и матери, а к тем ро­дителям, которые могут адекватно воспринять ситуацию и чем-то помочь. Скажем, в 5-м классе мальчики вдруг дружно нача­ли покуривать. Классный руководитель поступила так: она пригласила только трех отцов — тех, в ком была уверена. И по­том уже они говорили с мальчишками, и разговор оказался по­лезным. Прошло 3 года, и теперь ребята иногда полушутя го­ворят: «Мы бросили курить еще в 5-м классе».