Смекни!
smekni.com

История российской печати конца XIX – начала XX веков (стр. 19 из 55)

В отсутствие активности со стороны населения, в неосознанности им важности непосредственной борьбы против политического угнетения и лежит причина устойчивости самодержавного произвола. Пробудить в массе эту потребность борьбы, указать ей путь к завоеванию свободы, - вот ближайшая задача, стоящая перед тем меньшинством, которое представляет в настоящее время «Революционная Россия». Выступая с настоящим изданием, мы имеем в виду внести свою скромную лепту в трудовую работу пробуждения революционного самосознания». («Революционная Россия», 1900, № 1, январь).

В январе 1902 года «Революционная Россия» опубликовала «Извещение» о создании партии социалистов-революционеров. С этого времени газета стала центральным органом партии.

В своих выступлениях газета, ведущим автором которой был В. Чернов, крупный теоретик неонародничества, неоднократно подчеркивала, что партия эсеров считает себя выразительницей крестьянских интересов и борется за их осуществление. Партия эсеров, писала «Революционная Россия», выдвигает задачу бесплатного наделения крестьян землей за счет национализации государственных, монастырских и помещичьих земель. Эсеры выступали за демократическую республику, всеобщее избирательное право, своду слова и печати, бесплатное обучение, восьмичасовой рабочий день. Это была программа партии, и «Революционная Россия» постоянно напоминала о ней читателям.

У руководящих органов социал-демократов и эсеров – «Искры» и «Революционной России» - присутствовало явное сходство отделов:

«Из партии» («Искра») – «Из партийной деятельности» («Революционная Россия»),

«Из нашей общественной жизни» («Искра») – «Из общественной жизни» («Революционная Россия»),

«Из деревни» («Искра») – «Что делается в крестьянстве» («Революционная Россия»),

«Иностранное обозрение» («Искра») – «Из иностранной жизни и печати» («Революционная Россия»).

Однако «Революционная Россия» значительно больше внимания уделяла крестьянскому движению.

Вместе с тем газета лишь вскользь говорила о том, что в борьбе с монархическим строем эсеры используют террористические методы. Однако одним из главных методов борьбы эсеров был именно индивидуальный террор, который осуществляла законспирированная и фактически независимая от центрального комитета Боевая организация (БО). Основателем и руководителем её с конца 1901 был Г.А. Гершуни, с 1903 — Е. Ф. Азеф (оказавшийся провокатором), с 1908 — Б. В. Савинков. В 1902-06 члены БО осуществили ряд крупных террористических актов: С.В. Балмашев убил министра внутренних дел Д.С. Сипягина, Е. С. Сазонов — министра внутренних дел В. К. Плеве, И.П. Каляев — великого князя Сергея Александровича. Всего в 1902-1911 годах эсерами было совершено более 2300 террористических актов; террористическая деятельность приостанавливалась только во время работы 1-й и 2-й Дум. В ходе революции 1905-07 крестьянские дружины эсеров развернули в деревнях кампанию «аграрного террора» (поджоги усадеб, захват помещичьего имущества, порубки лесов и т. д.).

Между «Искрой» и «Революционной Россией» за все время их существования не прекращалась острая политическая борьба. Многочисленные выступления против эсеров, принадлежащие Ленину, носят красноречивые названия: «Почему социал-демократия должна объявить решительную и беспощадную войну «социал-революционерам»?, «Революционный авантюризм», «Вульгарный социализм и народничество, воскрешаемые социалистами-революционерами», и так далее.

«Революционная Россия» выходила до декабря 1905 года.

Официальным органом партии эсеров был также журнал «Вестник русской революции» («социально-политическое обозрение»), он выходил с 1901 по 1904 годы (всего 4 номера). Редактором журнала выступал К. Тарасов (Н.С. Русанов), ближайшее участие в журнале принимали Е.К. Брешко-Брешковская, М.Р. Гоц, В.М. Чернов, Л.Э. Шишко и другие эсеры. «Вестник русской революции» излагал взгляды эсеров на роль революционной интеллигенции, аграрный вопрос, информировал о судебных процессах над революционерами, активно выступал против марксизма и РСДРП, особенно против большевиков. Оба эсеровских издания выходили за рубежом, в Париже и Женеве.

Анархистская печать. Анархизм в России возник еще в конце 1860 – начале 1870-х годов; программные и тактические установки его были сформулированы Бакуниным в книге «Государственность и анархия». Первым изданием анархистов была газета «Хлеб и воля» - центральный орган анархистов-коммунистов (1903-1905, г. Женева). В названии газеты отразилось ее главное содержание – обездоленным хлеб, угнетенным – воля. В России анархистские группы образовались в Одессе, Екатеринославле, Белостоке и других городах.

Вопросы для повторения.

1. Издательское дело как капиталистическое предприятие (Суворин, Сытин, Маркс, Проппер и др.).

2. Участие «легальных марксистов» в периодической печати.

3. Первый российский журнал-манифест «Мир искусства» и его последователи.

4. Печать «Союзов борьба за освобождение рабочего класса».

5. Роль газеты «Искра» в организации РСДРП.

6. Формирование партий кадетов, эсеров и анархистов и роль периодической печати.

Глава 3.

Партийно-политическое оформление российской периодики в период первой русской революции (1905-1907 гг.).

3.1. Общая характеристика периода.

Расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 года, знаменующий начало первой русской революции, явился завершением долгого противостояния самодержавия и русского общества. Рабочее и крестьянское движения в России к этому времени приняли всеобщий характер, становились все более организованными. 3 января 1905 года в Петербурге началась стачка на Путиловском заводе, рабочих поддержали другие заводы и фабрики, и к 8 января в стачке были задействованы уже 11 тысяч рабочих столицы. Шествие, организованное Георгием Гапоном, направлялось к Зимнему дворцу с мирными целями – подать петицию о нуждах рабочих, однако было расстреляно правительственными войсками.

В течение 1905 года продолжалось, все усиливаясь, стачечное движение; в революцию включились крестьяне, армия и флот. Под напором революционных выступлений правительство вынуждено было пойти на уступки: в феврале началась разработка закона о создании Государственной Думы. Однако первый вариант – так называемая «булыгинская дума» - не удовлетворил восставших и левые партии. 1 мая по стране прокатилась новая волна стачечного движения, в нем участвовало до 200 тысяч рабочих. 12 мая в Иваново-Вознесенске началась всеобщая стачка рабочих, продолжавшаяся больше трех месяцев (72 дня). Под ее влиянием начались забастовки и в других городах. 14 мая вспыхнуло восстание на броненосце «Князь Потемкин», во время которого матросы свергли старое командование и установили собственную власть. Продолжались и крестьянские восстания. Наконец, 7 октября забастовали железнодорожники Москвы, их поддержали остальные рабочие города, а к середине октября стачка охватила всю Россию. В ней участвовало около 2 миллионов человек. Не работали заводы, фабрики, почта, телеграф, ученые заведения, коммунальные учреждения. Советы рабочих депутатов требовали 8-часового рабочего дня, введения демократических свобод и созыв Учредительного собрания.

Под влиянием опасно развернувшихся революционных событий самодержавие пошло на некоторые уступки. 6 августа 1905 года были опубликованы «Учреждение о Государственной думе» и «Положение о выборах в нее». Однако Государственная дума наделялась только законосовещательными правами.

Наконец Николай II был вынужден подписать Манифест 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», согласно которому провозглашались неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов и предоставление Государственной Думе законодательных прав. Эсеровская «Революционная Россия» писала: «То, что до сих пор было нашей мечтой и надеждой… переходит в действительность» (1905, № 61).

Но Манифест был провозглашен неожиданно, без подготовки; армия, полиция, власть на всех уровнях не смогла эффективно отреагировать на изменившуюся обстановку. Витте писал, что «17-е октября для провинциальных властей упало, как гром на голову», «в первые недели после 17-го октября проявилась полная дезорганизация власти, как говорится, «кто шел в лес, а кто по дрова», одним словом, можно сказать, действовала сломанная неорганизованная власть, которую потом окрестили растерянной властью». Поскольку в Манифесте не было сказано о равноправии населявших Россию народов, во многих городах начались еврейские погромы. С другой стороны, либеральная интеллигенция истолковала Манифест как Конституцию, и потому объявила революцию законченной.

После принятия Манифеста революционное движение не пошло на спад. Напротив, осенью возросло количество крестьянских бунтов, крестьянское революционное движение достигло своей кульминации: было зарегистрировано 1590 крестьянских выступлений. В деревнях громили помещичьи усадьбы, захватывали земли. На подавление восстаний посылались войска, в ряде губерний было введено чрезвычайное положение. В октябре-декабре 1905 года произошло 89 выступлений в армии и на флоте.

4 декабря 1905 года Московский Совет рабочих депутатов принял решение начать с 7 декабря всеобщую стачку рабочих, чтобы перевести ее в вооруженное восстание. Первые три дня главными оружиями борьбы оставались стачка и мирная демонстрация, однако с 10 декабря произошли крупные столкновения дружинников с войсками у типографии Сытина на Пятницкой улице, что послужило сигналом к началу вооруженного восстания. В рабочих районах стали сооружаться баррикады. Группы вооруженных рабочих-дружинников стали разоружать на улицах городовых. В Декабрьском вооруженном восстании в Москве приняло участи до 8 тысяч человек. Из них было вооружено около тысячи человек. Восстание было плохо подготовлено, не имело руководящего центра и охватило лишь некоторые рабочие окраины Москвы, не имевшие между собой связи. Главным опорным пунктом стала Пресня, где дружинникам удалось продержаться 10 дней.