Смекни!
smekni.com

История российской печати конца XIX – начала XX веков (стр. 43 из 55)

Первая мировая война отличалась от всех предшествующих ей в истории войн количеством воюющих государств, небывалой массовостью действующих армий, большой протяженностью фронтов, продолжительностью сражений (до нескольких месяцев). Война велась с применением новейшей артиллерии, пулеметов, аэропланов, танков и отравляющих веществ. Велико было напряжение и в тылу, поскольку все отрасли народного хозяйства переориентировались на войну, что привело к лишениям громадных масс людей.

В день, когда стало известно об объявления Германией войны России, в Петербурге на Дворцовой площади состоялась патриотическая манифестация, с пением царского гимна «Боже, царя храни». 5 августа толпа разгромила германское посольство на Исаакиевской площади, по стране прокатилась волна антинемецких выступлений и погромов. На волне патриотизма 31 августа 1914 года немецкое Санкт-Петербург было заменено славянским Петроград.

Наступление русской армии сначала проходило успешно. В августе армия Самсонова нанесла поражение немецкому корпусу генерала Макензена. Однако затем германские войска предприняли контрнаступление на позиции русских армий под командованием Самсонова и Ренненкампфа, что привело к отступлению. Во время неудачной Восточно-Прусской операции русские войска потеряли 170 тысяч человек, германские – 37 тысяч человек. Ценой гибели двух русских армий был спасен Париж, поскольку германское командование было вынуждено перенаправить войска для военных действий в Восточной Пруссии.

Одновременно с боями в Восточной Пруссии началась Галицийская операция против австро-венгерских войск, которая продолжалась 33 дня. Русским войскам сопутствовал успех, они прорвали австро-венгерский фронт и заняли значительную часть Галиции. В ходе этой операции австро-венгерские войска потеряли до 400 тысяч человек, русские потери составили 230 тысяч человек. Галицийская операция серьезно подорвала боеспособность Австро-Венгрии – главного союзника Германии и отвлекла ее силы от Сербии.

Поражение австро-венгерских войск в Галиции сорвало планы германского командования, рассчитывающего на быструю победу. Учитывая победу русских войск, Италия вышла из Тройственного союза и присоединилась к Антанте, а Болгария, напротив, решила на год продлить свой нейтралитет.

В сентябре началось наступление австро-германских войск, но в октябре оно было остановлено русскими войсками («Варшавско-Ивангородская» операция). 29 октября (11 ноября) развернулось наступление немецких войск в районе Лодзи («Лодзинская операция»). 30 ноября на совещании Ставка приняла решение приостановить наступление, а на некоторых участках фронта провести отход войск, с тем, чтобы восполнить понесенные потери, возместить острую нехватку оружия и боеприпасов.

В ходе боев немецкому командованию удалось снять угрозу вторжения русских войск в пределы Германии, однако нанести поражение русским армиям, как планировалось, не удалось. Уже в конце 1914 года русские в австро-германские силы были обескровлены. Потери русских составили 2 млн. человек, австро-германские – 950 тысяч. Обе стороны перешли к оборонительной позиционной войне, длившейся около 3-х месяцев.

Бои на Восточном фронте оказали большую поддержку союзникам России на Западном фронте, где германская армия также была вынуждена перейти к обороне. Исходя из итогов кампании 1914 года, германские командование приняло решение сосредоточить основные усилия на Восточном фронте, чтобы нанести поражение русской армии, а затем – англо-французской.

В 1914 году к австро-германскому блоку присоединилась Турция, которая 16(29) октября без объявления войны совершила нападение на Севастополь, Одессу и другие черноморские порты. 20 октября (2 ноября) Россия, Англия и Франция объявили войну Турции. Военные действия в Закавказье вела Кавказская армия под командованием графа Воронцова-Дашкова. Турция сосредоточила на этом фронте 190-тысячную армию, основные силы которой были концентрированы на главном направлении – на Эрзерум. В конце октября – начале декабря 1914 года здесь проходили ожесточенные бои: вначале турецкой армии сопутствовал успех, однако в боях под Сарыкамышем она была наголову разбита.

В ходе кампании 1915 года был прорван русский фронт в Галиции, немецкие войска оккупировали Польшу, Литву, часть Прибалтики и Белоруссии. В октябре 1915 года фронт стабилизировался. Выдержав основную тяжесть натиска со стороны австро-германского блока, Россия потеряла 3,5 млн. человек. Неудачи русских войск в немалой степени были обусловлены острым недостатком вооружения, а также тем обстоятельством, что Англия и Франция, вопреки своим союзническим обязательствам, практически не вели активных боевых действий против немцев. Восточный («русский) фронт стал главным в ходе первой мировой войны, и основная тяжесть боев легла на Россию.

В 1916 году начались наступательные действия германских войск на Западном фронте и на Итальянском фронте. 18 марта 1916 года на Западном фронте началось и наступлений русской армии по просьбе союзников. Неудача российских войск на Двинском и Виленском направлении частично компенсировалась успешным наступлением армии под командованием Брусилова. «Брусиловский прорыв» нанес сильнейший удар австро-германскому блоку. Австро-Венгрия оказалась на грани краха, в ней и в Германии произошла смена верховного командования. «Брусиловский прорыв» спас положение французской армии и Италии, произвел перелом в ходе войны в пользу Антанты. В ее пользу склонилась летом 1916 году Румыния: она объявила войну Австро-Венгрии. Однако немецкие войска нанесли сокрушительное поражение румынам – от 600-тысячной армии осталось лишь 35 тысяч. Часть русских войск была переброшена на Румынский фронт, что увеличило линию фронта на 500 км. В октябре 1916 года военные действия на Восточном фронте вновь приняли позиционный характер.

В 1916 году существенные успехи были достигнуты в Закавказье, здесь русские войска продвинулись в глубь территории Турции.

К началу 1917 года России располагала значительными вооруженными силами (275 дивизий численностью 6,5. млн. человек), что позволяло вести успешные боевые операции. На фронте протяженностью в от Балтийского моря до Черного было сосредоточено 135 русских дивизий.

За время войны Россия мобилизовала 15 миллионов человек, общие потери страны составили 7 млн. человек – 2,3 млн. убитыми, 2,3 млн. пленными и 2,4 млн. ранеными.

Участие в невиданной по своим масштабам войне вызвало сильнейшее перенапряжение сил в России, катастрофично отразилось на состоянии ее экономики и до предела обострило социальные отношения в стране. Мобилизация в армию более 25 процентов взрослого мужского населения страны – наиболее работоспособной ее части, - нанесла огромный урон производительным силам страны. Сократились посевные площади, хотя среднегодовой сбор хлебов был еще вполне достаточен для обеспечения армии и тыла. Начался продовольственный кризис, Железные дороги не справлялись с перевозками, а кризис железнодорожного транспорта, в свою очередь, вызвал ухудшение снабжения армии и городов, сокращение топливной и тяжелой промышленности. Поскольку война требовала громадных финансовых затрат, страна вошла в полосу инфляции.

Правительство также переживало острейший политический кризис, выразившийся в усилении оппозиции Думы, министерств и императора, а также в «министерской чехарде» - частой смене министров. За 1915-1916 годы сменилось 4 председателя совета министров, 4 военных министра, 6 министров внутренних дел, 4 министра юстиции. Совет министров из-за частой смены его состава стали называть «кувырк-коллегией». На фронте и в обществе распускались слухи о поддержке императрицей германских родственников. В августе 1916 года Николай II взял на себя функции Верховного Главнокомандующего, большую часть времени стал проводить в ставке в Могилеве и практически перестал управлять страной. В 1916 году «великосветские заговорщики», возмущенные вмешательством императрицы в дела управления государством, убили Распутина, которого обвиняли во влиянии на супругу Николая II.

Однако это не улучшило положения. В буржуазных кругах стали разрабатываться варианты дворцового переворота, в то же время в стране назревал революционный взрыв. Если в начале войны произошел резкий спад забастовочного движения (в первые семь месяцев 1914 года, до военных действий, бастовало 35 тысяч рабочих), то в 1915 году забастовки охватили 560 тысяч рабочих, в 1916 – 1,1 млн., в первые два месяца 1917 года – 400 тысяч человек. В деревне в 1915 году было 180 крестьянских бунтов, в 1916 году их число удвоилось. Однако самым опасным явлением явилось разложение армии большевистской пропагандой, которое выразилось в усиливавшемся дезертирстве, в участившихся неповиновениях приказам командиров и расправе над ними, в солдатских бунтах и «братании» с неприятелем.

Всеобщее недовольство политикой самодержавного правительства и лично Николая II, военные неудачи, разрушавшаяся от непосильного бремени экономика - все это привело к февральской революции 1917 года, которую с энтузиазмом встретили почти все слои русского общества.

6.2. Положение русской печати в Первой Мировой войне.

Задолго до начала войны русское правительство и буржуазия через свою печать развернули усиленную пропаганду союза с Англией и Францией. Так, орган октябристов «Голос Москвы» еще до объявления войны публиковал подборки и целые полосы под общим заглавием «Накануне войны», «Война или мир?», «Накануне европейской войны», и экстренное прибавление от 18 июля «Война неизбежна».

20 июля 1914 года «Правительственный вестник» опубликовал манифест императора в связи с начавшейся войной, в котором царь призывал: «В грозный час испытания да будут забыты внутренние распри. Да укрепится еще теснее единение Царя с Его народом». Высочайший манифест был напечатан также экстренными прибавлениями к уже подготовленным накануне номерам газет. В российских городах в первые дни войны прошли верноподданнические манифестации, митинги и богослужения. Предприниматели, банкиры клялись в верности царю и готовности все отдать для разгрома врага. Представители разных партий призывали забыть о партийных разногласиях и сосредоточить все силы лишь на достижении главного - отстоять Родину. У нас теперь есть только одна партия - партия русских, и мы к ней принадлежим, восклицали бывшие противники. На собрании октябристов в Москве и заседании центрального комитета «Союза 17 октября» в Петербурге при участии членов октябристских фракций в Думе были приняты резолюции с призывами отказаться от партийных разногласий, тесно сплотиться для оказания помощи армии. С этим согласились и представители правого крыла кадетов. («Русские ведомости», 1914, 25 июля)