Смекни!
smekni.com

История российской печати конца XIX – начала XX веков (стр. 46 из 55)

В предвоенное время кадетские издания не стояли в стороне от пропаганды надвигающейся войны. С началом войны стало явным единство кадетов с правительством, печать с большим пафосом заявляла о необходимости внутреннего мира и поддержке правительства. При этом органы кадетов пытались говорить от имени народа.

В начале войны центральный комитет партии кадетов принял специальное обращение к населению России, в котором призывал все классы и партии отказаться от внутренних споров и выступить вместе с правительством. Авторы кадетских газет внушали, что начавшаяся война - за мир, что она пользуется полной поддержкой народа. С первых дней войны кадетские издания, и прежде всего «Речь», уделяли много внимания задачам печати. Они провозглашали необходимость направить усилия всей русской печати на достижение национального, классового и партийного единства, на мобилизацию всех сил народа в интересах победы.

Изменения военной, экономической и политической ситуации в стране не изменили отношения кадетов к войне. Они по-прежнему стояли за доведение ее до победного конца и выступали верными союзниками правительства. Но все же настроения не могли остаться прежними, и тактика кадетов изменилась. Милюков разъяснял, что вначале была цель - поддержка правительства и армии для скорой и решительной победы в войне. Но теперь стало ясно, что правительство оказалось неспособным руководителем в этой сложной и ответственной обстановке. Выходом из создавшегося положения они считали «совершенствование» структуры и деятельности правительства. Выход из трудностей войны кадеты видели также в привлечении к ней большего внимания масс, пробуждения всей их энергии и самоотверженности для удовлетворения нужд войны и давления на правительства. С помощью народа кадеты хотели решить свои задачи, но, боясь революции, пытались немного изменить существующий строй. После роспуска Думы кадеты все усилия направили на достижение «внутреннего мира», чем вновь поддержали правительство.

Печать меньшевиков и эсеров. Поражение революции 1905-1907 годов и установившийся затем режим реакции привели к разброду и шатаниям в рядах меньшевиков и эсеров. Они оказались в состоянии глубокого организационного и идейного кризиса, все более утрачивая влияние на политические события. Из всех мелкобуржуазных партий лишь меньшевики продолжали активную политическую деятельность. Но, воспользовавшись добытыми в революции некоторыми свободами, возможностью создавать легальные организации, они отказались от подпольных форм борьбы, призывали к развитию только легальной деятельности и ликвидации подполья, что было равносильно ликвидации партии. Новое ликвидаторское течение явилось закономерным результатом эволюции меньшевистских взглядов на задачи и формы революционной борьбы, поскольку меньшевики не выступали за коренные политические преобразования.

Строгого единства в рядах меньшевиков и эсеров никогда не было, в них всегда существовали, возникали и исчезали различные направления и течения. Для периода империалистической войны такое расслоение было особенно характерно.

Война заставила все политические группы и партии определить свои взгляды и тактику, ясно высказать свое отношение к ней. Однако она существенно не изменила их принципиальных политических позиций. Вначале некоторые лидеры меньшевиков выступали против войны. Плеханов, к примеру, на первых порах не был активным «оборонцем», но он встал на сторону Франции против Германии, призывал волонтеров защищать страну передовой культуры и славных революционных традиций - Францию. Вскоре он выступил уже с заявлением, что победа России в войне принесет ей и ее демократии большую пользу.

Мартов на первом этапе войны выступил в заграничных изданиях с серией антивоенных статей под общим заглавием «Война и российская демократия». Но так он себя вел недолго, очень быстро перешел на оборонческие позиции, писал о том, что политическую борьбу нужно вести только после войны. К 1915 году стало очевидно, что меньшевики-ликвидаторы выступают на стороне «оборонцев», приверженцев «войны до победного конца».

Эсеры, вышедшие из периода реакции особенно ослабленными и разобщенными, во время войны начали активно действовать и повысили свой авторитет как политическая партия. Эсеры и меньшевики занимали общие позиции, хотя отражали интересы различных слоев трудящихся России - рабочего класса (меньшевики) и крестьянства (эсеры), и придерживались различной тактики борьбы. Во время войны разногласия внутри партии эсеров достигли большой остроты и завершились расколом организации на интернационалистов и оборонцев. Но эсеры-оборонцы имели большее число сторонников. Виднейшие лидеры эсеров сразу высказались за победу России. Они считали, что во время войны революция несвоевременна.

Меньшевики и эсеры, действовавшие в России, поддерживали тесные связи с теми, кто находился за границей, в эмиграции. За границей вели активную деятельность меньшевики Аксельрод, Мартов, Мартынов, Плеханов и Троцкий, эсеры Натансон и Чернов, которые участвовали в периодических изданиях, выходивших в России.

Как действовавшие в России, так и зарубежные группы идейно расходились по некоторым вопросам, но в отношении к революции и войне были едины.

Меньшевики выпускали в Париже газету «Голос» (август 1914- январь 1915) и в Женеве «Известия Заграничного Секретариата организационного комитета РСДРП» (февраль 1915-март 1917). После закрытия газеты «Голос» французскими властями по требованию русского правительства, меньшевики с участием Троцкого начали издавать газету «Наше слово» (Париж, январь 1915 - сентябрь 1916).

Эсеры в Париже с ноября 1914 по март 1915 выпускали ежедневную газету «Мысль», а после ее закрытия также по настоянию русского правительства эсеры-интернационалисты сначала в Париже, а затем в Женеве в 1915-1916 годах издавали газету «Жизнь». Эсеры-оборонцы с весны 1915 выпускали газеты «За рубежом» и «Новости», а в 1915-1917 годах совместно с меньшевиками - еженедельник «Призыв».

Кроме того, продолжала выходить созданная в Нью-Йорке еще в 1911 году группой русских эмигрантов газета меньшевистского направления «Новый мир» (1911-1917). Наиболее видными и активными участниками зарубежных изданий были Плеханов, Мартов и Чернов.

В России печать этих партий была представлена целым рядом легальных газет и журналов. В то время как легальные периодические органы большевиков, даже тщательно замаскированные, могли существовать весьма недолгий срок, некоторые меньшевистско-эсеровский издания спокойно выходили всю войну.

В течение всей войны меньшевикам удалось сохранить журнал «Страхование рабочих» (Пг, с дек. 1912). Они продолжали активно участвовать в «толстых» литературно-художественных и общественно-политических журналах «Наша заря», «Современный мир», «Современник», «Северные записки», «Студенческая жизнь».

Потресов являлся руководителем «Нашей зари» (январь 1910- сентябрь 1914) и заменивших его ежемесячных журналов «Наше дело» (с января 1915) и «Дело» (с августа 1916). Активными сотрудниками журналов были Маслов, Череванин, Маевский, Дан. «Наша заря», «Наше дело» и «Дело» печатались небольшими (в 90-140 страниц) книжками. В них публиковались рассказы, статьи по различным проблемам, связанным с войной, и материалы, шедшие под рубрикой «Письма из-за границы», «Вопросы внутренней жизни», «По России и за границей», «Внутреннее обозрение». Журналы выступали за победу России в войне, за поражение Германии.

Оборонческие позиции литературного и научно-политического журнала «Современный мир» выявились в первой же, вышедшей в годы войны, книжке. Журнал состоял из двух частей - литературно-художественной и общественно-политической, несшей главную идейную нагрузку. Среди постоянных обозревателей по различным вопросам были Иорданский, Майский, Дейч и другие.

По широкой программе велся литературно-политический ежемесячный журнал «Северные записки». Здесь было много отделов, наиболее активными авторами являлись Заславский, Туган-Барановский и другие.

В этих журналах сотрудничали меньшевики, эсеры и энесы. Эсеровская идеология особенно ярко проступала в политических и литературных материалах «Северных записок», в числе его сотрудников были Чернов и Керенский.

В русле меньшевистской пропаганды с большей или меньшей определенностью выступали некоторые провинциальные издания (например, «Киевская мысль» и харьковское «Утро», в Иркутске ссыльными меньшевиками был организован выпуск «Сибирского журнала»).

Плеханов, Мартов, Потресов, Аксельрод и другие меньшевики имели возможность легально издавать в России брошюры, сборники своих статей, выпускать воззвания и листовки. Обладая значительными полиграфическими возможностями и имея активно действующих в России членов партии, меньшевики с первых дней войны сумели выпустить целый ряд прокламаций. Но поскольку линия партии в начале войны была еще не определена, некоторые местные организации меньшевиков выступили в таких прокламациях как противники войны.

Эсеры-интернационалисты, действовавшие в России, в начале войны выступали с листовками, в которых резко осуждали войну, призывали к революционной борьбе и подготовке новой революции в стране. За годы войны было выпущено более 100 подобных листовок. Но если эсеры-интернационалисты активно выступали против войны, то эсеры-оборонцы сталь за активно высказывались за войну. Они участвовали в оборонческих организациях и печати, призывали помогать армии и т.д.

Журналы меньшевиков и эсеров активно включились в освоение военной темы. Здесь, в отличие от правительственных изданий, нет разъяснений «великих» задач войны, отсутствуют беспощадные нападки на противников. Но и здесь распространяются ура-патриотические идеи, раздаются призывы к защите своей страны.