Смекни!
smekni.com

История российской печати конца XIX – начала XX веков (стр. 53 из 55)

Большое место в газете занимали материалы о стачках и забастовках, которые носили упорный характер; на ряде предприятий, где владельцы отказывались удовлетворять требования бастующих, рабочие отстраняли администрацию, арестовывали ее, устанавливали рабочий контроль и брали в свои руки управление производством.

Движение пролетариата после разгрома корниловщины отличалось высокой организованностью и сплоченностью. Партия укрепляла профсоюзы, где большинство шло за большевиками.

Значительно усилилось влияние партии и в деревне. Крестьянская беднота была на стороне большевиков, середняки стали также надеяться, что партия большевиков сможет избавить народ от войны, сокрушить помещиков и добиться передачи земли крестьянам. Материалы газеты свидетельствуют об усилении борьбы крестьянских масс. Это был переломный момент революции, страна находилась накануне крестьянского восстания.

Нарастанию революционного кризиса в России способствовала и международная обстановка - во всех странах западной Европы усиливался протест народов против затянувшейся войны.

16 сентября «Рабочий путь» опубликовал статью Ленина «Русская революция и гражданская война», в которой были выдвинуто требование перехода всей власти в руки советов. Руководящее значение для партии имели письма Ленина в Центральный Комитет. В них предлагалось на очередь дня поставить подготовку и проведение вооруженного восстания. Эти письма не могли быть опубликованы, но ими руководствовалась газета, пропагандируя директивы партии.

На 20 октября был назначен созыв II Всероссийского съезда Советов. Начиная с 27 сентября «Рабочий путь» выходит под лозунгом: «Товарищи рабочие, солдаты и крестьяне! Готовьтесь к Всероссийскому Съезду Советов на 20 октября! Немедленно созывайте областные съезды советов!». 30 сентября газета опубликовала обращение ЦК партии «Перед съездом советов», предупреждавшее о необходимости соблюдать революционную бдительность, выступать против соглашателей, бороться за власть советов.

7 октября газета напечатала статью Ленина «Кризис назрел», призывавшую к немедленной подготовке вооруженного восстания. В тот же день Ленин нелегально возвратился из Выборга в Петроград, чтобы непосредственно руководить подготовкой восстания. Под руководством Ленина 10 октября состоялось заседание ЦК партии, на котором была принята резолюция, предложенная Лениным. В ней была дана оценка международной и внутренней политической обстановки, ставившей на очередь дня вооруженное восстание.

Зиновьев и Каменев выступили против восстания, защищая меньшевистский курс на парламентскую республику. Троцкий предложил не начинать восстания до открытия II Съезда Советов, что фактически означало заранее расшифровать день выступления и тем самым провалить восстание. Ленин дал отпор этим выступлениям.

После того как ЦК партии принят это постановление, газета «Рабочий путь» стала открыто пропагандировать идею вооруженного восстания, призывать к нему.

16 октября состоялось расширенное заседание ЦК с участием руководящих работников петроградской городской и окружной партийных организаций, представителей Военной организации, Петроградского совета профсоюзов и других организаций. Целью совещания было проверить ход подготовки восстания и информировать о нем более широкие круги партийных работников. На заседании присутствовало около 30 человек, и только двое - Зиновьев и Каменев - вновь выступили против вооруженного восстания. Расширенное заседание одобрило резолюцию Ленина о восстании в ближайшие дни. Был избран Военно-революционный центр по руководству восстанием.

18 октября Зиновьев и Каменев написали в газете «Новая жизнь» о том, что большевики готовят восстание, но они с этим не согласны и считают восстание авантюрой. Тем самым было раскрыто секретное решение ЦК об организации восстания в ближайшее время. Ленин заклеймил Зиновьева и Каменева как предателей и поставил вопрос перед ЦК об исключении их из партии.

Стремясь подавить нараставшее вооруженное восстание, Временное правительство решило нанести удар по печати большевиков, и отдало распоряжение о закрытии газеты «Рабочий путь». 24 октября Керенский направил броневики к помещению редакции и типографии, типография была опечатана, отпечатанные экземпляры газеты конфискованы.

Центральный комитет, узнав о происшествии, принял решение отправить в типографию охрану и позаботиться о своевременном выпуске очередного номера газеты. Военно-революционный комитет распорядился открыть типографию ЦО и возобновить печатание газеты: революционный отряд очистил помещение и установил у типографии и редакции усиленную охрану. К 11 часам утра вышел «Рабочий путь» с призывом свергнуть Временное правительство. В этом номере была напечатана передовая статья «Что нам нужно?», в которой прямо говорилось о необходимости перехода всей власти в руки Советов. На первой странице номера от 25 октября (7 ноября) был помещен лозунг: «Вся власть Советам рабочих, солдат и крестьян! Мира! Хлеба! Земли!». В тот же день, в 10 часов утра, Военно-революционный комитет обратился с воззванием «К гражданам России!», написанным Лениным. Воззвание было напечатано в вечерней газете «Рабочий и солдат» (органа Петроградского Совета). В нем говорилось:

«Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов - Военно-революционного комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона.

Дело, за которое боролся народ: немедленно предложение демократического мира, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства. Это дело обеспечено.

Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!».

26 октября воззвание было перепечатано в «Рабочем пути». Там же был опубликован и отчет об экстренном заседании петроградского Совета, на котором с речью выступил Ленин. В ней Ленин указал на первоочередные задачи Советской власти, говорил о необходимости немедленно закончить войну, уничтожить помещичью собственность на землю, укрепить союз рабочих и крестьян и заняться постройкой пролетарского социалистического государства.

25 октября вечером в Смольном открылся II Всероссийский съезд Советов. Он начал свою работу, когда восстание рабочих и солдат столицы было уже в полном разгаре и власть фактически находилась в руках Петроградского Совета. Меньшевики, правые эсеры покинули съезд. Отчет об открытии II Съезда был опубликован в «Рабочем пути». Таким образом, в этой газете отражены все важнейшие события периода подготовки и проведения вооруженного восстания, руководимого большевиками.

Итак, журналистика России вступила в Октябрьскую революцию 1917 года как многопартийная, многонациональная, дифференцированная система, имеющая в своей структуре газеты и журналы, рассчитанные практически на все аудиторные группы: имущие классы, массового городского читателя, рабочих, крестьян, интеллигенцию, молодежь, женщин и других. Разнообразна была и типологическая картина печати: здесь присутствовали издания качественные, массовые, бульварные. Широкий тематический и специализированный охват периодики обеспечивал населению чтение периодики по самым разным интересам.

В период подготовки и проведения социалистической революции в России (февраль - октябрь 1917) издательская деятельность большевиков чрезвычайно расширилась. После Февральской революции 1917 возобновили свою работу в Петрограде издательства «Жизнь и знание» и «Прибой», были созданы издательства «Волна» (Москва), «Голос социал-демократа» (Киев), «Пролетарий» (Харьков), «Звезда» (Екатеринослав), «Донецкий пролетарий» (Луганск) и другие.

К 26 октября (7 ноября) 1917 года у большевиков было 75 периодических изданий, у социалистических партий – 85. Октябрьская революция открыла новый период в развитии отечественной журналистики.

Вопросы для повторения.

1. Положение печати во время Февральской революции 1917 года.

2. Изменения в системе СМИ после свержения самодержавия.

3. Два периода в деятельности большевистской печати между двумя революциями.

4. Роль газеты «Правда» в консолидации революционных сил.


Заключение

Развитие русской журналистики в конце XIX – начала XX века осуществлялось в направлении увеличения типологического разнообразия изданий, политического самоопределения печати и осознания своеобразия цели и задач журналистики как особой сферы деятельности. Несмотря на то, что многие тенденции были сформированы еще в конце XVIII и развивались на протяжении XIX веков, рассматриваемый период также внес немало нового в становление журналистики.

Прежде всего, это капитализация издательского дела и ведение периодики как предприятия, способствовавшее формированию профессиональной журналистики. Технический прогресс и бурное развитие российского общества привели к изменению типологической картины периодики: на первый план впервые выходят газеты, которые обращаются к самым разным слоям общества. В конце XIX - начале XX века идут процессы дифференциации литературной и публицистической деятельности, периодическая печать «обзаводится» системой жанров, отличных от «литературной журналистики» XIX века, и в частности речь идет о жанре репортажа, пользовавшегося невероятной популярностью в российском обществе и породившего профессию репортера.

Деление периодики на качественную, массовую и бульварную – также явление конца XIX – начала XX веков, отражающее расслоение российского общества и появление нового, массового читателя, со своими специфическими интересами и потребностями. В то же время получает развитие особая ветвь журналистики – печать модернистов, давших жизнь новому типу журнала-манифеста.

Система легальной российской печати, сформировавшаяся как взаимодополняющие друг друга направления – правительственное и монархическое, либеральное, демократическое, - после первой русской революции получила дополнительные возможности для образования новых уровней благодаря появлению легальной партийной периодики. В 1905-1907 году буквально «вышли на поверхность» сформировавшиеся политические течения, долгие годы развивавшие свои идеи в бесцензурной журналистике, и впервые получившие доступ к массовой аудитории. Однако если кадеты стали пользоваться популярностью в русском обществе, это направление поддержали многие периодические издания в центре и в провинции, то социал-демократы, эсеры и анархисты довольно скоро вновь перешли на нелегальное положение, их опыт участия в легальной журналистике оказался недолговечным.