Смекни!
smekni.com

История российской печати конца XIX – начала XX веков (стр. 23 из 55)

С апреля 1906 года газета стала выходить два раза в день – утром и вечером.

Несмотря на значительные усилия и средства, вложенные в газету, она не пользовалась популярностью у широких читательских масс. А поскольку газета держалась в основном благодаря поддержке Витте, после его ухода с поста председателя совета министров «Русское государство» перестало существовать в прежнем формате и в мае 1906 года было закрыто.

Вместо «Русского государства» было решено издавать «Вечернее прибавление» к «Правительственному вестнику»: в нем давались обзоры событий в России и за границей, «опровержения» правительственных учреждений и частных лиц по поводу критических материалов, появляющихся в печатной прессе, и так далее. Постоянных публицистических отделов в этом издании не было.

Несмотря на неудачи, связанные с изданием газет «с публицистикой» от имени правительства, вопрос о подобной газете не был снят с повестки дня. Очередная попытка была сделана в 1906 году, по инициативе министра внутренних дел П.А. Столыпина. Он предложил сделать неофициальным рупором правительства популярную, общедоступную газету - петербургскую «Россию», издаваемую Воейковым и В.П. Брискорном. С июня 1906 года «Россия» была увеличена в объеме, стала рассылаться бесплатно в некоторые волостные управления. Подписка ее составляла 4 рубля в год. Правительственная поддержка тщательно скрывалась от общества, однако о ней знали многие общественные деятели. Тираж газеты был невелик – 9-10 тысяч экземпляров; после смены редактора на А.А. Животовского вырос до 32 тысяч экземпляров (включая бесплатную рассылку). Эти цифры свидетельствовали о недостаточной популярности газеты, которая носила очевидный официозный характер, поддерживала правительство в обстановке практически всеобщего недовольства высшей властью.

Известно и о других попытках государства сделать из уже издающихся газет «рупоры» власти – рассматривался вопрос о смене арендатора «Санкт-Петербургских ведомостей» (Э.Э. Ухтомский, на взгляд чиновников, был слишком оппозиционен); возникли сложности и с «Московскими ведомостями», которые остались без редактора после смерти в 1907 году В. Грингмута – в результате долгих размышлений газеты была переведена в ведомство Главного управления по делам печати, а редактором был назначен в 1909 году Л. Тихомиров.

Стремясь расширить свое влияние на провинцию, правительство обратило внимание на «Губернские ведомости» - их в начале XX века было около 75. Издаваемые с 1838 года в крупных губернских центрах, «Ведомости» пережили подъем в 60-х годах, а к концу XIX века практически не пользовались интересом читателей. По структуре они состояли из двух отделов – официального и неофициального; неофициальная часть в это время отсутствовала во многих «Ведомостях», а с 1907 года была окончательно отменена правительством. Газеты стали носить официально-справочный характер, однако правительство часть средств направило на ремонт типографий – большинство из них находилось в самом жалком состоянии. В то же время правительство рекомендовало местным властям материально поддерживать лояльные по отношению к правительству издания - по примеру газеты «Россия», то есть маскируя эту поддержку.

Таким образом, во время и после революции правительство осознало необходимость противодействия оппозиционной прессе, для чего были предприняты усилия по созданию собственной системы изданий, пропагандирующих правительственную политику.

Новые тенденции в лагере консервативно-охранительной печати. Предшественником реакционных, черносотенных партий была «Священная дружина» - конспиративная организация для охраны царя и противодействия революционному террору, созданная после 1 марта 1881 года представителями придворной аристократии, а также «Русское собрание» в Петербурге, объединявшее в 1900 года представителей интеллигенции, чиновничества, духовенства и помещиков. Черносотенцы развили активную издательскую деятельность в 1905-1907 годах, издавали газеты «Русское знамя», «Почаевский листок», «Земщина», «Колокол», «Гроза», «Вече» и другие. В них под лозунгом «православие, самодержавие, народность» велась борьба с революционным движением, разжигался антисемитизм. Материалы черносотенцев печатали также правые газеты – «Московские ведомости», «Гражданин», «Киевлянин». Видными деятелями черносотенных организаций и известными публицистами были В.А. Грингмут, А.И. Дубровин, В.М. Пуришкевич, Н.Е. Марков. Черносотенное движение поддерживали представители разных социальных слоев, в том числе монах Илиодор, князь М.К. Шаховской, инженер А.И. Трищатый и многие другие.

Многочисленные черносотенные газеты практически не изучены. Они были выразителями идей самых реакционных групп русского дворянства, но неожиданно для себя приобрели массовый характер: в газеты активно писали представители малоимущих слоев населения, по определению современников – в этих газетах «вещала улица».

«Новое время» в 1905 году, как и вся российская пресса, значительно «полевело». Газета давала подробную информацию о стачках и забастовках, проходивших по всей России, писала о том, что рабочие волнения выдвигают политические требования. Во время октябрьской всеобщей стачки публицисты газеты рисовали апокалипсическую картину России, оставшейся без связи: «Сердце великой империи во всех артериях и нервах своих парализовано и бьется в судорогах, каких еще не видел мир. Что-то кошмарное творится на Руси» (12 окт., 1905). Однако «Новое время» требовало не разгона рабочего движения, а реформ, пересмотра действующего законодательства. В то же время на страницах газеты появляются ядовитые высказывания о социал-демократах, о «новом правительстве» - Советах Рабочих депутатов, которые «под угрозой насилия и даже смерти» требовали выполнения своих распоряжений. «Замечательно, что Совет рабочих депутатов начал себя вести, как настоящий деспот, - писало «Новое время» в ноябре 1905 года. – Запретив все газеты, кроме официальных, «Правительственного вестника», «Русского инвалида» и «Ведомостей градоначальства», он сам стал издавать свою официальную газету «Известия Совета рабочих депутатов». Г. Минский, редактор «Новой жизни», ходатайствовал перед советом о том, чтоб его газете позволили выходить, так как она вполне разделяет убеждения пролетарского правительства. Совет признал, что это было бы «желательно», но так как тогда трудно удержать выход «Нового времени», «Света» и других газет, то он ходатайство отклонил. <...> Очевидно, он боится свободной печати и желает действовать как самое деспотическое правительство, терроризируя наборщиков и журналистов».

Много внимания «Новое время» уделяло положению печати и характеристике прессы в 1905 году. Газета постоянно публиковала материалы, касающиеся деятельности Союза в защиту печати, а также подробный отчет о встрече деятелей российской прессы с Витте 18 октября 1905 года, обзоры печати в рубрике «Среди газет и журналов».

Манифест 17 октября, по мнению «Нового времени», «является светлой поворотной точкой в истории России», ибо теперь она – «страна конституционной свободы». Газета следила за деятельностью появляющихся новых партий, поддерживая «центристов» - октябристов и других партии крупной буржуазии, и критикуя кадетов и левые партии. Непримиримо относилось «Новое время» и к деятельности черносотенцев, считая их «разным темным сбродом, подстрекаемых усердной не по разуму полицией и провокаторами».

Газеты партий крупной буржуазии. Близкими по направлению являлись буржуазные партии «Союз 17 октября», «Партия мирного обновления» и – несколько позже – «Партия прогрессистов».

Октябристы начали издавать свой центральный орган «Голос Москвы» с конца 1906 года. Задачей этого издания было пропагандировать идеи капитализма, защищать интересы российской промышленности и торговли и служить «противовесом» левой прессе. Газета издавалась «Московским товариществом для издания книг и газет»; кроме этого, деньги на издание давали крупные фабриканты братья Гучковы. Однако, несмотря на первоначальную мощную финансовую поддержку, издание к 1912 году пришло в упадок, многие московские предприниматели отошли от газеты.

Конкурентом газеты октябристов стал орган партии мирного обновления «Утро России» - его финансировали крупнейшие капиталисты Москвы П.П. Рябушинский, М.М. Ковалевский, И.Х. Озеров, Н.И. Худеков и другие крупные капиталисты. Газета начала выходить осенью 1907 года, затем прекратилось и возобновилось с ноября 1909 года. К 1911 году издание приобрело влияние и авторитет у своей аудитории. «Утро России» много писало о проблемах развития русского капитала, о внешней политике России, к тому же способствовало образованию в 1912 году новой партии прогрессистов.

Либерально-демократическая печать в годы первой русской революции. В 1905-1907 годах выходили многочисленные издания, поддерживающие идеи либерализма, оппозиционные по отношению к правительству. Большинство из них были близки к формирующейся партии кадетов – конституционных демократов. Среди будущих партийцев было много теоретиков, пропагандистов идей конституционалистов-демократов – ученых, общественных деятелей, журналистов. Все они активнейшим образом занимались литературной деятельностью и стремились использовать все возможности для пропаганды своих взглядов.

Одним из первых легальных изданий, в которых сотрудничали будущие кадеты, стала газета «Право». Это было еженедельное профессиональное издание, а в 1904 году пока еще находящийся на нелегальном положении «Союз освобождения» превратил ее в свой официальный легальный орган. В газете сохранились все ее основные отделы, изменения произошли только на содержательном уровне – газета стала обсуждать не только сугубо профессиональные юридические вопросы, но и проявила глубокую заинтересованность к социально-политическим событиям в стране.