Смекни!
smekni.com

История российской печати конца XIX – начала XX веков (стр. 47 из 55)

Таким образом, легальные меньшевистско-эсеровские издания заняли оборонческие позиции, выступили с активной поддержкой царского правительства в его военной тематике. Тема войны почти полностью вытеснила со страниц этих изданий всякие другие.

6.4. Нелегальная и легальная печать большевиков в 1914-1917 годах. Ленин и большевики еще в довоенный период в легальных и нелегальных изданиях писали о росте милитаризма и гонке вооружений. В статьях «Правды» под названиями «Кому выгодно?», «Буржуазия и мир», «Вооружения и капитализм», «Германская социал-демократия и вооружения», «Капиталисты и вооружения» Ленин указывал на подготовку капиталистов различных стран к новой войне. Ленин требовал от рабочих, от социал-демократов активнее выступать против милитаристской политики правительств своих стран. Начавшуюся войну Ленин решительно осуждал. Он признавал законность только гражданских войн - войн угнетенного класса против угнетающего, рабов против рабовладельцев, наемных рабочих против буржуазии.

Ленин выдвинул лозунг перерастания войны империалистической в войну гражданскую. Он призывал к пропаганде, направленной на поражение собственного правительства, и прямо заявлял: «Революционный класс в реакционной войне не может не желать поражения своему правительству. Это – аксиома».

В результате погромов, осуществленных правительством в лагере легальной рабочей печати, большевики в начале войны остались без периодических изданий. В своих публицистических произведениях, в письмах соратникам, в докладах Ленин разоблачал политику империалистических государств в области пропаганды и выступления шовинистической печати. Он требовал от своих соратников шире развивать печать, издательскую деятельность. В частности, Ленин указывал на нелегальные листовки как на одну из важнейших средств антивоенной пропаганды и агитации. Такие листовки распространялись среди мобилизованных Петрограда и других городов уже в первые дни войны. Направление всей большевистской пропаганде, всей деятельности партии давал созданный и руководимый Лениным, центральный орган большевиков - газета «Социал-демократ», выходившая за границей. Кроме того, редакцией «Социал-демократа» были изданы журнал «Коммунист» и два «Сборника Социал-демократа».

С возрастающей активностью развивалась издательская деятельность большевиков в России. За годы войны большевикам в России удалось выпустить более 600 листовок общим тиражом около 2 млн. экземпляров. Почти половина этих листовок напечатана типографским способом, для размножения остальных использовались гектографы, пишущие машинки, ручки и карандаши.

Подпольные большевистские издания играли важнейшую пропагандистскую роль. Они давали направление партийным организациям и трудящимся массам, указывали им конкретные цели борьбы и звали на революционные выступления. Они имели возможность прямо говорить то, что должна была маскировать легальная печать. Это чрезвычайно важно было делать в годы войны, когда условия для существования легальных большевистских изданий были очень трудными. Единственным органом был журнал «Вопросы страхования». Большим достижением большевиков являлось также создание в 1915 году в Саратове легального еженедельного органа «Наша газета». Также ряд легальных буржуазных газет и журналов находился под влиянием сотрудничавших в них большевиков. Ленинскую оценку войны, например, защищал столичный журнал «Рудин» (1916), журнал «Служащий» (1916) создавался с помощью большевиков. То есть несмотря на все трудности, большевики использовали все средства для сочетания легальной и нелегальной форм пропаганды и агитации.

Кроме этих изданий, в годы войны выходили также «Военный бюллетень» (вышел в августе 1914 года от Рижского комитета партии, тираж 30 тысяч экземпляров, один номер), в Москве вышли гектографированные газеты «Рабочий голос», «Пролетарий», «Голос труда». Выходили легальные и нелегальные издания большевиков и в других городах.

Практически единственным солидным журналом, пропагандировавшим «пораженческие» идеи большевиков во время войны, стал журнал «Летопись», который появился в декабре 1915 года. Он был создан по инициативе А.М. Горького, который принимал в нем живейшее участие. Первый номер журнала открывался статьей Горького «Две души», которая получила неоднозначную оценку в лагере социал-демократии. Речь в ней идет о борьбе с «азиатчиной», от которой необходимо освободиться россиянину: «у нас, у русских две души: одна – от кочевника-монгола, мечтателя, мистика, лентяя… а рядом с этой бессильной душой живет душа славянина, она может вспыхнуть красиво и ярко, но недолго гореть, быстро угасая, и мало способна к самозащите от ядов, привитых ей, отравляющих ее силы». Итогом размышлений Горького о влиянии восточного деспотизма, смирения и аскетизма на русскую жизнь стала мысль о том, что победа России принесет на Запад восточную косность и отрицание разума, и потому он желал поражения России в войне с психологической точки зрения.

Эта точка зрения Горького вызвала неприятие соратников, многие газеты после выхода статьи писали о разрыве Горького и социал-демократов.

По своему типу «Летопись» относилась к традиционным «толстым» журналам, в которых были отделы беллетристики, науки, внутренние обозрения, библиография и так далее. Кроме Горького (который руководил отделом беллетристики) в журнале работали А. Тихонов, Н. Суханов, В. Базаров, Б. Авилов и другие публицисты. Они представляли разные партии и течения, однако их сблизило с большевиками отношение к войне, идеи «пораженчества». «Летопись» также стремилась к объединению всех-социал-демократов, но это вызвало разногласия внутри редакции.

Вопросы для повторения.

1. Русская печать и цензура во время Первой Мировой войны.

2. Появление новых типов изданий и другие изменения в системе СМи в 1914-1917 годах.

3. Отношение к войне изданий разных политических партий.

4. Издательская деятельность большевиков в период Первой Мировой войны.

Глава 7.

Русская печать между двух революций (февраль – октябрь 1917 года)

7.1. Общая характеристика периода.

Февральская революция 1917 года в России была вызвана теми же причинами, носила тот же характер, решала те же задачи и имела такую же расстановку противоборствующих сил, что и революция 1905-1907 годов. После первой русской революции важнейшими продолжали оставаться задачи демократизации страны – свержение самодержавия, введение демократических свобод, решение аграрного, рабочего, национального вопросов. Как и революция 1905-1907 годов, Февральская революция носила буржуазно-демократический характер.

Однако Февральская революция проходила в другой обстановке: из-за войны резко обострились социальные и политические противоречия, экономическая разруха вызвала острую социальную напряженность в стране. Рост антивоенных настроений и крайнее недовольство политикой царизма наблюдается не только среди левых и оппозиционных, но и значительной части правых сил. В глазах всего общества заметно упал авторитет самодержавной власти и ее носителя – императора Николая II. Первая мировая война серьезно потрясла нравственные устои, вызвала небывалое ожесточение в сознании и поведении людей. Огромные массы солдат, видевшие кровь и смерть на фронте, легко поддавались революционной пропаганде и были готовы пойти на самые крайние меры. Они жаждали мира, возвращения к земле. Лозунг «Долой войну!» был в 1917 году особенно популярен. Прекращение войны связывалось с ликвидацией самодержавия, втянувшего народ в бойню, поэтому монархия потеряла опору в армии.

К концу 1916 года страна оказалась в состоянии глубокого социального, политического и морально-нравственного кризиса. Однако, хотя все факторы сложились задолго до февраля, революция разразилась стихийно и оказалась внезапной для всех партий и для правительства. Ни одна политическая партия не проявила себя организатором и руководителем революции.

Поводом к революционному взрыву послужили события, произошедшие в Петрограде. В середине февраля ухудшилось снабжение столицы продовольствием, особенно хлебом. Была введена карточная система, но это не решило проблемы. Возникли длинные очереди у булочных, что вызвало нараставшее раздражение у населения. 18 февраля рабочие Путиловского завода начали забастовку, их поддержали рабочие других петроградских предприятий, и 23 февраля (по новому стилю 8 марта, в Международный женский день) было решено начать всеобщую забастовку. Представители Думы, меньшевик Н.С. Чхеидзе и трудовик А.Ф. Керенский установили связь с нелегальными организациями и организовали комитет для проведения демонстрации 23 февраля. В этот день забастовали 128 тысяч рабочих пятидесяти предприятий, в центре Петрограда был проведен митинг. 24 февраля бастовало уже 214 тысяч рабочих, в городе шли демонстрации под красными флагами и с пением «Марсельезы». Активное участие в демонстрациях приняли женщины, они несли лозунги: «Хлеба!», «Мира!», «Свободы!», «Верните наших мужей!».

Власти сначала рассматривали выступления как стихийные продовольственные беспорядки, пытались успокоить народ объявлениями о том, что хлеб в городе есть. Однако события нарастали с каждым днем. 25 февраля в забастовке приняло участие уже 80% рабочих города – свыше 300 тысяч человек. На демонстрациях появились политические лозунги: «Долой монархию!», «Да здравствует республика!». Митинги и демонстрации проходили на главных площадях, проспектах и улицах города. Наряды казаков отказались разгонять народ, в конных городовых демонстранты бросали камни.

25 февраля рабочие вновь устремились к центру города, начались митинги, на Выборгской стороне разгромили полицейские участки. Произошло столкновение демонстрантов с полицией, были убиты и ранены несколько рабочих. Командующий Петроградским военным округом генерал С.С. Хабалов послал Николаю II донесение о начавшихся волнениях в городе. В ответ царь приказал «прекратить в столице беспорядки, недопустимые в тяжелое время войны с Германией и Австрией». Хабалов отдал приказ применять против демонстрантов оружие, в ночь на 26 февраля было арестовано около сотни наиболее активных деятелей левых партий.