Смекни!
smekni.com

История российской печати конца XIX – начала XX веков (стр. 25 из 55)

К концу 1905 года кадеты создали многочисленные (хотя и не всегда долговечные) новые периодические издания или вошли в редакции уже существующих органов в Санкт-Петербурге, Москве и других городах России. Усиление кадетов и распространение их влияния в 1905-1906 годах связано с тем, что в I Государственной Думе кадеты оказались самой левой партией. В результате вокруг них сплотились все те, кто был недоволен политикой правительства.

Хотя кадетам удалось распространить свое влияние на многие издания, у них и в 1906 году еще не было своего центрального органа, который бы официально выражал, защищал и отстаивал их политическую программу. На одном из съездов партии было принято специальное решение об издании «официального партийного органа» - еженедельного журнала, специально предназначенного для членов партии и посвященного вопросам партийной жизни. Таким журналом стал «Вестник партии народной свободы. Еженедельник конституционно-демократической партии». Он вышел в свет 22 февраля 1906 года в Санкт-Петербурге. Редакция объявила, что «еженедельник должен служить идее духовного объединения всей партии и установить постоянную связь между всеми членами и группами партии. Он может и должен быть средством пропаганды в широких слоях русского общества идей и стремлений, вдохновляющих партия, и орудием полемики с ее идейными противниками». Журнал последовательно проводил эту программу в жизнь, выражая официальную точку зрения кадетов как по теоретическим и внутрипартийным вопросам, так и по вопросам партийной пропаганды и агитации. С декабря 1906 года в связи с репрессиями журнал начинает выходить под названием «Вестник партии народной свободы», а в 1908 году он был прекращен.

Кроме журнала, кадетам удалось основать большую ежедневную политическую и литературную газету «Речь» (первоначально было объявлено название издания «Время»). Она выходила с 23 февраля 1906 года, подписная цена составляла 12 рублей в год. Идейными руководителями газеты стали лидеры кадетов И.В. Гессен и П.Н. Милюков, и вся политика издания определялась партий кадетов. Однако газета постоянно доказывала, что она не является центральным органом партии, и в подзаголовке было указано: «Внепартийный политический сводный орган». Сотрудники редакции подчеркивали, что они только сочувствуют идеям партии кадетов. Этому было свое объяснение: с одной стороны, кадеты стремились охватить влиянием возможно большее количество читателей, а у партийных органов аудитория была довольно узкой, в чем партии уже убедились. С этим была связана и убыточность официальных изданий, которые финансировались из партийных бюджетов. С другой стороны, цензурное ведомство уделяло больше внимания официальным органам партий, что затрудняло их работу. Конечно, о том, что газета «Речь» тем не менее являлась центральным органом кадетов, было известно всем. «Речь» наиболее полно выразила в период первой русской революции идеологию, стратегию и тактику кадетов.

На кадетских съездах обсуждался также вопрос создания «народной газеты», поскольку им необходима была поддержка трудящихся – без этого они не могли существовать как политическая партия. В 1906 году им удалось осуществить эту идею. 1 марта 1906 года вышла газета «Народное дело», которая стала партийным органом кадетов для народа. В нем приняли участие самые известные представители кадетской партии и публицисты-кадеты. Цель издания состояла в том, чтобы убедить народные массы отказаться от революционной борьбы в пользу мирного реформистского и парламентского пути. Главное внимание «Народное дело» сосредоточило на проблемах конституционализма и парламентаризма. Однако издание не пользовалось успехом, его тираж практически не расходился. Накануне открытия I Государственной Думы кадеты строили планы о реформировании издания, однако они не были реализованы из-за недостатка финансов и роспуска Думы.

Неудача «Народного дела» не охладила желания кадетов издавать газету для народа. Следующая их попытка связана с основанием ежедневной общедоступной политической и литературной газеты «Рабочее слово», которая начала выходить 31 марта 1906 года. Редакция также объявила, что газета «не примыкает ни к одной из существующих политических партий», однако она будет «содействовать борьбе рабочего класса за его политическое и экономическое освобождение». В соответствии с политикой кадетов, газета выступала за «эволюционный» путь развития, критиковала методы революционной борьбы.

Во время выборов в Думу и после нее кадеты продолжали создавать периодические органы, такие, как газета «Реформа» (издавалась кругом авторов «Речи»), еженедельник «Свобода и культура» (вместо закрытой «Полярной звезды»). В день открытия I Государственной Думы Струве и его единомышленники начали издавать в Москве ежедневную вечернюю общественно-политическую и литературную газету «Дума». Ее главной целью было - освещать вопросы, связанные с деятельностью первого русского парламента.

Несмотря на отказ от революционных идей, кадетская пресса подвергалась репрессиям, штрафам, временным приостановкам, некоторые органы были закрыты правительством. Однако кадеты продолжали издательскую деятельность, основывая новые органы вместо закрытых: так, после прекращения газеты «Народное дело» выходила газета «Народный путь», после ее закрытия - газета «Народная свобода - думский листок», затем «Думский листок», который освещал деятельность II Государственной думы.

Близкой к кадетам оказалась также группа так называемых «беспартийных», которые в 1906 году выпускали политический еженедельник «Без заглавия». Руководителями журнала были Прокопович и Кускова, ранее состоявшие в РСДРП, но затем отказавшиеся от марксистских идей. Журнал выступал против программ, против авторитетов существующих партийных группировок и отстаивал право находиться вне политических организаций. Беспартийность – это определение стало лозунгом нового направления в журналистике. Вокруг журнала группировалась интеллигенция, занимавшая полукадетские, полународнические позиции; после прекращения издания «беззаглавцы» перешли в газету «Товарищ».

По логике развития публицистической мысли к кадетам примкнули известнейшие русские «толстые» журналы - «Русская мысль» и «Вестник Европы».

Журнал «Русская мысль» пропагандировал конституционные идеи все годы своего существования, доказывал необходимость реформ. Его лидером в 1880-1906 году был бывший профессор Московского университета В.А. Гольцев. В 1880-х годах в «Русской мысли» сотрудничали публицисты закрытых «Отечественных записок» и журнала «Артист», что превратило издание в одно из самых авторитетных и известных периодических органов конца XIX века с тиражом около 15 тысяч экземпляров.

«Русская мысль» и в начале XX века оставалась традиционным «толстым» журналом, с литературным и публицистическим отделами. Журнал вел полемику с марксистами, отличался высоким научным уровнем публицистических и научных материалов.

После смерти В.А. Гольцева в 1907 году в «Русскую мысль» пришли П.Б. Струве и А.А. Кизеветтер. Состав редакции кардинально изменился – в публицистическом отделе стали работать А.С. Изгоев, Н.А. Бердяев, В.Д. Набоков, а в литературном стали публиковаться произведения Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуба. С 1908 года началась новая история «Русской мысли», серьезно отличающаяся от ее «гольцевского периода».

«Вестник Европы» в начале XX века был самым старым из «толстых» русских журналов – он вел отсчет своего существования с 1866 года. Идеалом «Вестника Европы» было постепенное переустройство страны путем реформирования, а не революционных потрясений. Находясь в оппозиции к правительству, журнал пользовался популярностью у своего читателя. Он осуждал русско-японскую войну – именно за то, что она мешает разработке законодательства и переустройству страны; в январе 1905 года, как и вся прогрессивная пресса, испытывал тревогу за происходящее в стране. Ведущий политический обозреватель «Вестника Европы», К.К. Арсеньев, входил в число делегатов, которые 8 января пытались встретиться со Святополк-Мирским и предотвратить расправу с мирным шествием.

Несмотря на то, что журнал не мог в силу своей периодичности оперативно освещать события 1905-1907 года, на его страницах постоянно появлялись публикации, посвященные революционным выступлениям. Манифест 17 октября журнал встретил с удовлетворением, а все последующие революционные события не одобрял: он по-прежнему стоял за эволюцию, реформы, а не революцию. Закономерным было и то, что «Вестник Европы» заявил о своей симпатии к кадетам после образования Конституционно-демократической партии. Однако журнал не признавал требования партийной дисциплины, поскольку это, по его мнению, ограничивало свободу личности. В 1906 году, в январе, на страницах журнала развернулась дискуссия по тому поводу, а в феврале журнал опубликовал программу новой партии – «Партии демократических реформ». Инициаторами ее стали ведущие публицисты «Вестника Европы» - М.М. Стасюлевич, К.К. Арсеньев, М.М. Ковалевский и другие. Партия не состоялась, поскольку не набрала достаточное количество сторонников, однако и в 1915 году «Вестник Европы» оставался верным идеям этой партии.

Революционно-демократические издания в 1905-1907 годах. К лагерю радикально-демократических изданий перед революцией 1905 года принадлежал один из самых известных русских классических толстых журналов – «Русское богатство». В этом издании, как и почти во всех толстых журналах, созданных в XIX веке, в 1900-х годах произошла смена лидера: в1904 году умер Н.К. Михайловский, неофициальный редактор и идейный вдохновитель журнала. Новым редактором стал В.Г. Короленко, крупнейший публицист, ведущий сотрудник «Русского богатства» с середины 1890-х годов. Пытаясь противостоять капитализации издательского дела, приходу в журналистику случайных людей, в 1905 году группа сотрудников журнала - Н.Ф.Анненский, В.Г. Короленко, А.Г. Корнфельд, А.И. Иванчин-Писарев, П.В. Мокиевский, В.А. Мякотин, А.В. Пешехонов, С.Н. Южаков и П.Ф. Якубович – образовали «Товарищество по изданию "Русского богатства"». Редактированием журнала стал заниматься Редакционный комитет, который избирался общим собранием членов Товарищества. Это собрание являлось высшим органом, которое решало все вопросы издания журнала. Хозяйственную часть журнала контролировал наблюдательный комитет.