Смекни!
smekni.com

Благотворительные учреждения в европейских странах: исторический контекст 16 (стр. 26 из 29)

Отвечала она ему: "Вечером пришел нищий и просил в дверях, но все были заняты свадебным пиром и никто не услышал. Я взяла кушанье, которое ты дал мне, и накормила его".

Сказал раби Акива: "Ты исполнила заповедь".

Сказал тогда же раби Акива: "”Цдака избавляет от смерти“ - как это надо толковать? Не справедливость, а цдака избавляет от смерти". Так истолковал это раби Акива. (Шабат)

Цдака продлевает жизнь и может сделать богаче

Об этих свойствах цдаки рассказывают Талмуд и Мидраш:

Раби Биньямин был назначен распоряжаться казной для раздачи бедным. Однажды, в год засухи пришла к нему одна женщина. Она сказал ему: "Раби, мне нечего есть, дай мне хлеба". Он ответил ей: "Истинная правда, казна для милостыни пуста". Женщина сказала ему: "Раби, если ты не накормишь меня, то умру и я, и семеро моих сыновей". Раби дал ей из своих запасов. Через некоторое время он смертельно заболел. Видя, что он умирает, ангелы служения сказали Пресвятому, благословен Он: "Владыка вселенной, Ты сказал, что каждый сохранивший хотя бы одну душу в Израиле - как сохранивший целый мир, а Биньямин-праведник спас женщину и семерых сыновей ее. И вот - он умирает в столь молодые годы!" Тут же отменено было предначертанное раби Биньямину и добавлено было ему 22 года жизни. (Бава Батра)

Вот история о человеке, который дал цдаку. Продал он дом свой, а все, что было в доме, потратил на цдаку бедным. Однажды, в седьмой день праздника Суккот, дала ему жена десять монет и сказала: "Ступай на рынок, принеси нашим детям что-нибудь поесть". Как только пришел тот человек на рынок, подступили к нему казначеи - распорядители казны для милостыни. Сказали ему: "Ты ведь всегда жертвуешь". И еще сказали ему: "Дай же что-нибудь во исполнение заповеди о цдаке, ибо мы покупаем одежду сироте". Взял он эти десять монет и отдал их им. И постыдился идти домой. Пошел в синагогу и увидел там этроги, которыми играют дети в конце праздника Суккот. Собрал он их в мешок и отправился в гавань. Там он взошел на корабль и поплыл по морю, пока не приплыл в дальнюю страну. Случилось тогда, что у царя этой страны разболелся живот. Во сне он услышал голос, говоривший: "Возьми из тех этрогов, с которыми евреи молятся в Суккот, и съешь. Так исцелишься". Слуги царские искали по всей стране, во всех домах и на всех кораблях - и не нашли ни единого эторога. В гавани увидели они бедного странника с мешком. Спросили его: "Что у тебя в мешке?" Он ответил им: "Человек я бедный, и на продажу ничего у меня нет, кроме этих плодов". Заглянули царские слуги в мешок и спросили: "Что это за плоды? Откуда они?" Сказал им странник: "Это этроги, из тех, с которыми евреи молятся в Суккот". Взяли слуги мешок и принесли царю. Царь съел этрог и исцелился. Тогда он повелел опорожнить мешок и наполнить его динарами. (Ваикра Раба)

Как давать цдаку

История о купце по имени Шимон

История эта случилась, когда раввином города Кракова был раби Йом-Тов Липман, благословенна память праведника. Жил в городе один богатый купец по имени Шимон. Слыл он человеком скупым, и все так и звали его: Шимон-скряга. Шли годы, пришел час Шимона-скряги, и он умер. Люди из погребального братства (Хевра-Кадиша) не упустили случая отомстить ему хотя бы после смерти. Место для его могилы они отвели самое скверное, на краю кладбища, у забора.

Не прошло и нескольких недель, как бедняки города стали стучаться в двери раввинского дома и жаловаться на казначеев, распределяющих милостыню. Те, мол, стали гораздо меньше давать, рука их совсем оскудела...

Послал раввин за казначеями и, когда те пришли, спросил: "Что такого увидели вы, что вдруг решили уменьшить милостыню? Уж не подозреваете ли вы этих бедняков в том, что они разбогатели?" Казначеи ответили ему: "Все время, пока жив был Шимон-скряга, он тайно жертвовал большие суммы в казну для милостыни. Так делал он перед каждой субботой. У нас всегда были деньги, чтобы давать бедным. Теперь же, когда он умер, почти не осталось денег в казне, и бедняки голодают". Когда раби услышал эти слова, он написал в своем завещании: "Похороните меня возле праведного и святого раби Шимона, благословенна память его". (Из книги "О Торе", рав Мордехай-Коэн, глава "Реэ")

Человек, берущий цдаку, зачастую стыдится свой бедности и, давая цдаку, мы должны делать это так, чтобы не ущемить чувство собственного достоинства берущего.

История об Абе Хилкии и мудрецах

Вот история о мудрецах, которые пошли навестить человека по имени Аба Хилкия, внука Хони Гамеагеля, известного своей праведностью. Когда они были у него, дал Аба Хилкия поесть своим сыновьям, но мудрецов не пригласил к столу. Когда его спросили о причине такого поведения, он объяснил, что еды у него в доме почти не было, и если бы он дал мудрецам, не осталось бы его сыновьям, и уж конечно, он не смог бы дать им поесть от всего сердца. Поэтому он предпочел вообще не приглашать их к столу. (Таанит, 23)

Недостаточно просто давать деньги; нужно делать это от всего сердца "с хорошим выражением лица", а не по неволе, с огорчением.

Хлеб и пирог

Один богобоязненный человек возил на ослах съестное. Проходил нищий, умирающий с голоду, протянул руку и попросил кусок хлеба. Человек, стремясь выполнить заповедь, развязал вьюк и увидел, что хлеб зачерствел. Он вспомнил, что внизу лежит пирог, и продолжал искать. В конце концов, он нашел пирог. С радостью повернулся к нищему, но тот уже лежал на земле: он умер от голода.

Когда человека просят о помощи, он не должен ее откладывать, как сказано: "Не говори ближнему твоему: ”Поди и приди опять, а завтра я дам“, если имеешь при себе" (Мишлей, 3, 28). Отсрочка может привести к несчастью, даже если делается с добрыми намерениями.


Заповедями не торгуют

Мир Еврейской Женщины, автор рабанит Леа Кубичек, г. Саратов

http://base.ijc.ru/cen58.html

Уходя из жизни, добрый человек оставляет великую скорбь в сердцах людей, оставшихся жить...

Но без особого сожаления стоящие на площади люди обсуждали весть о смерти знаменитого своей скупостью бердичевского богача. Послушав их, можно было подумать, что смерть покарала его именно за жадность, нежелание помогать ближним. Пожертвования, благотворительность, цдака - были не его стихией. Нет, не жаль людям этого человека.

- Вы слышали, погребальное общество запросило огромную сумму с его семьи?

- Так ему и надо, - раздавались голоса.

Тут к толпе людей спешащей походкой подошел Иосиф - служитель раввина города.

- Вы сейчас очень удивитесь, но ребе Леви Ицхак дал указание погребальному обществу не требовать больших денег за устройство похорон. Более того, он сказал, что будет сам участвовать в траурной процессии.

Толпа опешила. Гримаса большого удивления застыла на их лицах. "Что - то тут не так! - подумали люди. - Тогда и все мы придем на похороны".

Траурная процессия двигалась по улицам города - все евреи от мала до велика пришли проводить в последний путь великого скупца. Возглавлял шествие сам ребе Леви-Ицхак.

После того, как земля вечным саваном укрыла тело умершего, люди подошли к раввину - им не давала покоя мысль о том, почему такая почесть оказана этому человеку?

- Эх, люди, - прищурив свои умные глаза, сказал раввин, - вы не знаете настоящего лица этого человека. Вы не знали, каким он был на самом деле. Открою вам то, чему вы очень удивитесь: он был скрытым цадиком и давал немало денег на цдаку, но делал это так, что никто и не догадывался об этом. И рассказал рабби Леви Ицхак три истории, судьей которым ему довелось быть.

Приехал в наш город купец по имени Шалом. Его друзья купцы доверяли ему - они дали ему очень большую сумму денег, чтобы Шалом купил им товары. Выбрав все нужное, он полез в карман за кошельком, но с ужасом обнаружил, что его нет! Волнение переполнило его, и он... упал без сознания.

Подоспевший врач приводил его в чувство, но напрасно: придя ненадолго в себя и вспомнив о своем несчастии, бедолага вновь падал в обморок. Доктор сказал: "Жизнь этого человека в опасности, если не будет найдена пропажа". И тут появился похороненный нами сегодня скупец и заявил, что он нашел кошелек и готов возвратить его, если ему опишут приметы этого кошелька. Затем он отправился домой и принес деньги. Счастливый Шалом сразу же обрел силу духа, поблагодарил своего спасителя со слезами на глазах.

Через несколько часов богач и еще один человек пришли ко мне.

- Рабби, - обратился ко мне тот, другой, - я каюсь в своем грехе. Это я нашел пачку с деньгами, но соблазн оставить их себе затмил мой разум. И только благородный поступок этого человека разбудил во мне совесть. Я увидел, как он отдал свои деньги, чтобы спасти еврея. Теперь же я хочу вернуть ему эти деньги, а он отказывается их брать.

- Я не торгую заповедями, ответил богач, но на мою долю выпала большая честь спасти еврея.

Я рассудил так:

- Богач прав, а ты должен покаяться и отдать эти деньги на цдаку.

Второй случай был еще более удивительным. Жил в городе купец-неудачник. Его торговые дела шли так плохо, что он еле сводил концы с концами. И решил он, обогатившись, уехать из нашего Бердичева: искать удачу в другом месте. Как только он сообщил это своей жене, она возмутилась до слез: "Как я буду жить без заработка? Чем кормить наших детей?".

Такой реакции жены он не ждал. И пришлось ему пойти на обман, т.к. убеждения ни к чему бы не привели:

- Зачем так волноваться, дорогая, каждый четверг отправляйся к богачу и получай мой заработок - это плата за расходы, связанные с поездкой.