Смекни!
smekni.com

Благотворительные учреждения в европейских странах: исторический контекст 16 (стр. 27 из 29)

Разве могла женщина не поверить своему мужу? С чувством уверенности отправилась она в четверг за обещанной платой.

- О какой оплате идет речь? Я не знаю тебя и твоего мужа. Он никогда не работал у нас! - кричал возмущенный кассир богача. Услышав шум, вышел хозяин магазина. Внимательно выслушав настойчивую женщину, он приказал кассиру:

- Конечно же, я просто забыл, что нанял ее мужа на работу. Так что каждую неделю выплачивай ей деньги. Просто я забыл сообщить тебе об этом.

Целый год в отсутствии мужа она получала четверговую зарплату. Надо сказать, что и его дела пошли в гору, и он довольный вернулся, наконец, домой. Жена радостно сообщила ему, что каждую неделю хозяин честно платил ей деньги. "Какой добрый человек, - подумал муж. - Он не разоблачил моего обмана, не уронил моего достоинства".

Купец немедленно примчался к богачу, чтобы возвратить ему незаконные деньги, но тот наотрез отказался принять их: .

- Между нами не было никакой сделки. Мне представилось возможным исполнить заповедь, а заповедями не торгуют!

Когда они пришли ко мне, чтобы я рассудил, кто из них прав, я решил, что прав хозяин магазина - наш богач. Нельзя заставить его принять назад деньги, ибо он их принес на цдаку - так богач вторично выполнил заповедь.

Однажды, пасмурным днем в дом к богачу постучался Ашер. Куда девался былой блеск этого человека?! Разорившийся торговец мехами уповал теперь только на деньги, которые хотел взять взаймы у богача, чтобы как-то поправить свои дела.

- Я готов одолжить тебе, но кто подтвердит мне, что ты вернешь долг?

- Всевышний будет моим гарантом, -убежденно сказал Ашер.

- Если так, то лучше и не придумать! Бог позаботится о том, что через три месяца долг будет возвращен.

Прошли эти три месяца, а Ашер денег в срок вернуть не смог. Понадобился целый год, чтобы материальное положение его перестало хромать, как оступившаяся лошадь, а кошелек приобрел довольно округлую форму. Когда же он пришел к богачу, чтобы отдать долг, тог наотрез отказался.

- Ашер, я уже получил деньги от твоего гаранта. Всевышний мне отдал их давно.

В третий раз пришлось судить мне дело о возврате денег, и опять я постановил, что богач прав: нельзя заставить его получить деньги назад.

Так знайте теперь, люди, каким был человеком тот, кого вы прозвали скупцом и скрягой. Как своевременен и спасителен был его взнос на цдаку. Это был истинный цадик! Человек, не искавший для себя почестей, сегодня похоронен на нашем кладбище.

За его доброе сердце Бог вознаградит его тем, что душа его будет пребывать в раю.

"Мне представилась возможность исполнить заповедь, а заповедями не торгуют!"

Маасер (Десятина)

Мир еврейской женщины, автор Ципора Мендельсон

http://base.ijc.ru/613_78.html

Я вспоминаю первые годы после моего замужества. После свадьбы муж продолжал изучать Тору в специальном учебном заведении для женатых, которое называется "Колель". Там молодые мужчины учились целый день, сдавали экзамены и получали ежемесячную стипендию. Сумма была не очень большая, но ее хватало на молоко, хлеб, яйца, фрукты и овощи. Когда мы получили первый раз стипендию, муж попросил меня определить на цдаку 10% (маасер).

Нельзя было сказать, что я не слышала никогда о благотворительности. Напротив. Я выросла в доме, в котором исполняли заповедь о цдаке. Мои родители всегда давали цдаку бедняку, который стучался в двери, оказывали помощь продуктами нуждающимся семьям, и даже покупали теплую одежду на зиму тем, у кого ее нет. Нашу семью хорошо знали, было известно, что в нашем доме теплая атмосфера, всегда рады гостям, всегда встретят и обогреют. Что такое милосердие (хэсэд), я хорошо знала, а вот что такое маасер - нет. В школе нам не один раз говорили о заповеди маасера, о том, что нужно исполнять ее. Однако в нашем доме это не вошло в обычай. И когда мой муж сказал мне, что надо отделять десятину, я внутренне воспротивилась.

Спустя некоторое время я листала религиозную газету. На глаза мне попалось письмо, написанное одной читательницей редактору газеты. Как правило, я не читаю эту рубрику. Но тогда внутренний голос шепнул мне, что это письмо следует прочитать. Письмо было написано женщиной по имени Ривка. Она работала вместе с подругой в одном из учреждений. Однажды в дверь офиса постучался человек и попросил помочь ему деньгами. Женщины, которые с детства привыкли давать цдаку, сразу же открыли кошельки и оказали нуждающемуся помощь. Одна из сотрудниц достала из кошелька особенно большую сумму и отдала ее бедняку. "Я удивилась, писала Ривка, ведь мы вместе работаем и получаем одинаковую зарплату. Почему же моя подруга дала сумму намного большую, чем дала я? Спросить ее я стесняюсь, но вопрос не дает покоя. Может быть, вы можете объяснить мне?"

Я думала над вопросом и не находила ответа. Тогда я продолжила чтение, чтобы узнать ответ редактора. Ответ был очень прост: "Твоя подруга, очевидно, отделяет маасер - 10% от своих доходов". У меня будто раскрылись глаза. Я все поняла. Я вспомнила беседу между мной и моим мужем о заповеди маасера. И я решила тогда сделать это обычаем семьи. По сей день я даю цдаку доллар, два доллара- либо больше. И с тех пор я стараюсь отдать 10% от доходов на цдаку. И я уверена, что Святой Благословен Он вернет мне сторицей. Как говорят наши мудрецы: "Отделяй десятину, для того чтобы разбогатеть".

Главы из книги «Мемуары любавического ребе»

том 1, глава 41 Ходатаи и благотворители,

http://www.chassidus.ru/zichroynoys/kerech1/41.htm

Р. Зехарья-Иерухам и р. Нахум-Тувья усиленно изучали Тору в Вильне. В синагогах города они нашли настоящие книжные сокровищницы, в которых хранились редкие рукописи, невиданные ими ранее. Они познакомились там со многими еврейскими знаменитостями, которыми славилась Вильна тех времен, названная «Литовским Иерусалимом».

Во время их нахождения в Вильне умер там богач и благотворитель р. Шалом-Шахна Сорки, брат которого, р. Рафаэль-Шеломо, был известен в Вильне под именем «Богатого бедняка». Их отцом был р. Авраам, которого звали «Милый Авраам». Он был сыном р. Шимона Докторовича из Кракова, который был одним из строителей знаменитой виленской городской синагоги в 5323 году (1563 г.). У него был компаньон, которого звали р. Исраэль.

Р. Авраам был единственным сыном р. Шимона. Понятно, что его берегли, как зеницу ока. Хотя к нему были приставлены лучшие учителя, он все же особых успехов в учебе не выказывал. Для этого ему не хватало нужных способностей. Но он был большим добряком. Он часто посещал бедные уголки и улочки Вильны и полной рукой раздавал там милостыню. Когда Аврааму исполнилось 15 лет, назначил его отец своим уполномоченным по благотворительному фонду и поручил ему распоряжаться им по своему усмотрению.

Когда Аврааму исполнилось 18 лет, женил его отец на дочери гаона р. Исраэля, сына гаона р. Шалом-Шахны из Люблина, который был учеником знаменитого р. Яакова Полака из Праги. Жену Авраама звали Саррой. Она была очень Б-гобоязненной и добросердечной женщиной, не уступая в этом своему мужу Аврааму. Она все свое время отдавала благотворительности, и имя ее гремело по всей Вильне, как и по другим городам.

Когда король Зигизмунд-Август сделал Вильну своей столицей, он издал приказ украсить город красивыми зданиями. В то время поселились в Вильне оба компаньона – р. Шимон и р. Исраэль. Помимо других дел они занялись также строительством жилых зданий и магазинов для сдачи в наем. Они взяли правительственный подряд строить дома и дворцы для министров и других высокопоставленных лиц. Они привлекли из заграницы опытных архитекторов и строителей и составили себе этим большое состояние. Тогда была построена ими виленская синагога. Через несколько лет компаньоны разделились согласно решению третейского суда.

Р. Шимону было больше шестидесяти лет, когда он передал свои дела своему сыну и двум зятьям. Сам он занялся Торой и служением Б-гу. Поскольку он имел доступ к высшим сановникам и даже к самому королю, община возложила на него обязанность ходатая по ее делам. Он был избран президентом «Комитета четырех государств», представительного органа по всем вопросам, касавшимся тогдашнего еврейства. Р. Шимон очень преуспевал в его общественных делах. Он сделал для евреев много хорошего. Ради своей общественной работы перебрался р. Шимон на жительство обратно в Краков, когда туда переехало правительство.

Сын его р. Авраам вел между тем большие коммерческие дела. Но как бы сильно он ни был занят, он находил время заниматься также и благотворительностью, что явилось для него самым важным в жизни. Он не только раздавал милостыню, но и подымал дух бедных людей и ободрял их. О нем говорили в Вильне, что р. Авраам отдает бедным и обедневшим людям не только свои деньги но и свою любовь. Поэтому и называли его «Милый Авраам». И насколько добр и мил был Авраам, была его жена Сарра в десять раз добрее и милее. Всю свою душу она вкладывала в дело благотворительности; при этом она выказывала столько скромности, что всех этим поражала. Она была как мать и сестра для людей бедных и павших духом. Часами находилась Сарра в домах бедноты, у постели больных и страждущих, а часто она сама, своими руками выполняла работу для больных людей и особенно для бедных рожениц.

У Авраама и Сарры было два сына: старший Шалом-Шахна и Рафаэль-Шеломо. Когда Шалом-Шахне исполнилось 14 лет, начала мать брать его с собой к бедным и больным людям, чтобы он узнал, как горька жизнь еврейских масс. Весьма часто, когда они посещали бедную семью, она велит, бывало, сыну поменяться одеждой с одним из детей. При этом она говорила ему, что хотя мальчик беден, он, тем не менее, больше его учен, и приводила слова наших мудрецов: «Будьте осторожны с детьми бедняков, ибо они распространят Тору». Второго сына, Рафаэль-Шелому, воспитывала Сарра подобным же образом.