Смекни!
smekni.com

Социология массовой коммуникации (стр. 16 из 80)

рассмотреть многообразие функций СМК в историческом контексте, а также роль СМК в инновационных процессах..

После изучения данной темы слушатели смогут:

перечислить и описать основные стадии исследований функций и роли СМК;

охарактеризовать исследования СМК по функциональному критерию;

назвать и охарактеризовать основные социальные функции СМК в массовом обществе;

охарактеризовать представления о СМИ и их роли в инновационном обществе.

Опорный конспект лекции

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

4.1. Эволюция представлений социологов на роль СМК в жизни индивида на протяжении ХХ века

4.2. Исследования функций и роли СМК

4.3. Социальные функции СМИ

4.4. Постмодернистское «прочтение» медиа

Контрольные вопросы для самопроверки

4.1. Эволюция представлений социологов на роль СМК в жизни индивида на протяжении ХХ века

С момента возникновения первого средства массовой коммуникации — газет — начинают формироваться представления об их месте и роли в общественной жизни, постепенно приобретающие форму определенного набора нормативных принципов и теоретических подходов, объясняющих и определяющих положения, которыми должны руководствоваться в своей деятельности создатели массовой информации. Применительно к средствам массовой коммуникаций как специфическому социальному институту и организации это означает формулирование базовых (основополагающих) принципов функционирования масс-медиа и социально-организационных основ их деятельности, обусловленных конкретными политико-экономическими и культурно-историческими условиями.

От средств массовой коммуникации ожидают, что они должны служить «общественным интересам», хотя само понятие весьма неопределенно и расплывчато, а в некоторых отношениях даже противоречиво: общество представляет собой поле столкновений разнонаправленных групповых интересов, и предпочтение одних (групп интересов) неизбежно ведет к забвению других. Это вечная и никогда не решаемая до конца проблема баланса интересов, связанная с объективной ограниченностью общественных ресурсов и постоянным ростом общественных потребностей.

Вся история исследований массовой коммуникации — это, по сути, изучение способов влияния на общество через коммуникацию. Очертим в сжатой форме наиболее важные стадии и парадигмы в изучении эффектов массовой коммуникации.

Первая стадия (начало XX в. — вторая половина 1930-х гг.) — уверенность в непреодолимом влиянии СМИ. Основной целью коммуникации было признано изменение социальных установок, суждений реципиента с помощью определенным образом организованного сообщения и поведения коммуникатора.

Вторая стадия (до 1960-х гг.) — утверждалось, что главный эффект СМИ состоит в усилении уже существующих установок, эффект воздействия кампании в печати минимален.

Третья стадия (1970—1980-е гг.) — поиск новых мощных эффектов СМИ.

Четвертая стадия (с 1980-х гг. по настоящее время) — влияние СМИ не считается универсальным, говорится о специальных коммуникационных технологиях, используемых в специальных обстоятельствах. Характерно, что часть исследователей вернулась к представлениям о значительных возможностях воздействия массовой коммуникации. Этому способствовало, среди прочего, широкое распространение телевидения, имеющего иные аудиовизуальные возможности, чем радио и печать. Кроме того, были зафиксированы новые эффекты, отличные по своей природе от непосредственных и одномерных. Повышению интереса к этой области способствовало возникновение проблемы средств массовой коммуникации как возможного источника насилия и агрессивности в обществе.

Рассмотрим эти парадигмы в отношении функций и роли СМК в обществе в соответствии с указанными стадиями подробнее.

4.1.1. Первая стадия исследований массовой коммуникации

Первая стадия исследований СМК начинается с образования Чикагской социологической школы. Массовая коммуникация в ее первоначальном понимании представителями этой школы — это процесс создания стереотипов. Само понятие «стереотип» ввел в оборот известный журналист и видный политик Уолтер Липпман в работе «Общественное мнение» (1922), понимая под стереотипом «предвзятые мнения, которые решительно управляют всем процессом восприятия», описывая «обряды приобщения эмигрантов к американскому образу жизни» — в «плавильном тигле» Детройте. Именно стереотипы, считал Липпман, лежат в основе языка массовой коммуникации. Как раз на формирование стереотипов ориентировалась «новая» массовая пресса, аудиторию которой составлял «обыкновенный» или «простой человек».

Усиление роли массовой коммуникации в обществе стало одной из основных тем в творчестве идейного лидера Чикагской социологической школы Роберта Парка, который с самого начала своей самостоятельной деятельности был связан с прессой.

Центральная тема исследований Парка — социальный контроль коллективного поведения. Общество, с его точки зрения, — совокупность структур социального контроля коллективного поведения. Коллективное поведение и социальный контроль — две стороны одного феномена: коллективное поведение — это «материя» общественного процесса, а социальный контроль — его форма, структурирующая поток поведения и дающая критерии для осмысления и классификации наблюдений.

Коммуникация — третий и в определенном смысле главный элемент общественного процесса. Способность к коммуникации признается Парком изначально присущей человеческой природе, ибо обычаи, конвенции и законы как формы проявления социального контроля есть, в конечном счете, продукт коммуникации. Коммуникация как интегрирующий и социализирующий процесс делает возможным согласованное действие вообще, т.е. делает возможным общество как взаимодействие.

Такое представление о неотвратимости воздействия на пассивную аудиторию хорошо корреспондировало с активно развивающейся с 20-х годов XX в. теорией маркетинга, которая представляла коммуникации как инструмент прямого управления потребителями с целью увеличения сбыта продукции.

Наиболее видным представителем первого этапа изучения массовых коммуникаций являлся Гарольд Лассуэл, многие идеи которого до сих пор активно разрабатываются коммуникативистами, а его модель воздействия масс-медиа как «магической пули» является своеобразной «меткой» начального периода научного изучения массовых коммуникаций, как и предложенная им первая типизация основных функций медиа в обществе.

Основное содержание теории массовой коммуникации Г. Лассуэла заключается в следующих положениях:

1. возможности воздействия массовой коммуникации на индивида безграничны;

2. индивид полностью уязвим перед пропагандистскими манипуляциями.

3. «мишенью» СМИ является изолированный индивид, управляемый по принципу «подкожного впрыскивания».

В 1960-е годы Лассуэл выдвигает олигархическую модель функционирования массовой коммуникации в поле политики, которой обозначается вертикальный тип информационного сообщения, превращающего СМИ в орудие той или иной позиции, в угоду которой совершается манипулирование мыслями, чувствами и поведением людей. Олигархическая модель также носит однолинейный характер и рассчитана на такую же пассивную аудиторию, находящуюся под воздействием властных структур посредством СМИ, которые выполняют функции индоктринации, т.е. внушения определенных идей.

Весьма значим вклад Г. Лассуэла в изучение функций массово-коммуникативных процессов в современном обществе: им разработана первая типология основных функций СМИ:

1. мониторинг (наблюдение) и сигнализация об опасностях, грозящих обществу;

2. координация действий различных частей общества, вырабатывающих реакцию на вызовы среды;

3. передача социального наследия от одного поколения к другому — культурная трансмиссия.

Еще одна, четвертая функция, позже, на втором этапе изучения процессов массовой коммуникации, была добавлена к этому перечню С. Райтом – развлечение (entertainment) – обеспечивающая снятие напряжения и релаксацию и помогающая людям справляться с жизненными трудностями, а обществу сохраняться. Эта функция превращается чем дальше, тем больше в одну из основных, если не главную, функцию современных СМИ для большого количества людей.

Указанные функции СМИ могут иметь двоякое влияние в обществе: с одной стороны, они служат поддержанию стабильности общественной системы, укрепляют социальные нормы, а, с другой, - могут иметь разрушающие последствия (см. табл. 1)

Табл. 1.

Схема функционального анализа СМИ

Функция

Дисфункция

1.Наблюдение: информируют, сообщают новости

Предупреждают об опасных природных катаклизмах

Служат инструментом — новости необходимы для экономики, общества, аудитории. Нормирование (личностей, событий)

Создают возможность паники

Служат наркотиком — апатия, пассивность, неразборчивость

2.Согласие: выбирают, интерпретируют, критикуют

Усиливают социальные нормы — поддерживают консенсус, показывают отклонения

Снижают угрозу социальной нестабильности, паники.

Отражают общественное мнение и управляют им. Контролируют правительство и правоохранительные органы

Усиливают конформность, навязывают стереотипы

Создают псевдособытия, псевдообразы

Минимизируют критику

Способствуют сохранению власти

3.Передача культуры: учат

Увеличивают социальную сплоченность — расширяют базу общих переживаний, опыта

Уменьшают число нарушений норм

Продолжают социализацию

Уменьшают разнообразие субкультур. Деперсонализация

Имеют тенденцию к стандартизации. Ограничивают культурный рост

4.Развлечение

Заполняют свободное время, отвлекают от действительности

Создают массовую культуру — искусство, музыку, шоу

Улучшают вкус

Способствуют уходу от реальности, повышению значения досуга