Смекни!
smekni.com

Социология массовой коммуникации (стр. 20 из 80)

То, что массовая коммуникация повышает уровень информированности широких слоев населения является бесспорным. Вместе с тем, возрастающий поток сообщений массовой коммуникации может непреднамеренно преобразовывать энергию людей от активного участия к пассивному знанию.

4.4. Постмодернистское «прочтение» медиа

Постмодерн – это неустойчивый и изменчивый культурный мир, характеризующий современное общество в отличие от предшествующего модерна, создавшего индустриальное общество на основе «рационализации» мира. Идеи постмодернизма пронизывают практически все современные социально-гуманитарные исследования, в том числе и изучение массовой коммуникации.

Основные представления о СМИ и их роли в современном обществе с точки зрения теоретиков постмодерна можно сформулировать так:

1. СМИ в силу своих технических характеристик и обусловленных ими временных параметров становятся основной и идеальной формой коммуникации в эпоху постмодерна. Под техническими характеристиками СМИ здесь понимается их быстродействие и воспроизводимость. Это относится и к печатным, и к электронным СМИ, хотя и в несколько разной степени. Телевизионная картинка гораздо более быстродейственна (особенно в случае прямой трансляции, когда коммуникация происходит «в реальном времени»), чем газета. Во всяком случае, быстродействие СМИ несравнимо ни с какой иной формой коммуникации, например с литературой.

2. В силу своей вездесущности и доступности (как в пространственно-временном, так и в финансовом смысле) в эпоху постмодерна СМИ становятся основной формой репрезентации опыта для подавляющего большинства населения планеты. Мир начинает выглядеть не таким, каким он является, а таким, каким подают его СМИ. В конечном счете, мир становится или оказывается таким, каким подают его СМИ. Мир становится симулякром, порожденным деятельностью СМИ.

3. «Реальное время» превращается в основную форму презентации опыта, виновную в том, что люди (потребители СМИ) оказываются изъятыми из естественных контекстов собственной жизни — традиционных, обусловливающих ритм и содержание жизни и наполняющих ее присущим ей смыслом. «Реальное время» претендует на реальность, но на самом деле представляет собой фантасмагорическую синхронизацию событий, разрушающую традиционные контексты жизни и превращающую людей в участников событий, которыми они быть не могут по своей традиционной природе.

4. Логика внутренней организации самих СМИ и их отношений с реальностью все в большей степени оказывается логикой языковой игры под названием «СМИ» или «пресса». Безошибочность ходов в этой игре определяется точностью исполнения ритуалов журналистской работы: пребывание на месте события, как можно более скорая передача информации в редакцию, стремление опередить конкурента, краткость и доступность изложения, отказ от морализаторства и анализа и т.п.

5. Объективность перестает быть определяющей характеристикой журналистской деятельности, поскольку предполагает опору на (дискредитированный) метанарратив. Место объективности занимает «точное изложение фактов», т.е. точная передача собственного опыта в соответствие с правилами языковой игры «СМИ». Игра не имеет иной реальности, кроме себя самой. Точное следование правилам игры и есть объективность информации в этом новом постмодернистском смысле.

6. Картина мира, рисуемая медиа в условиях отказа от метанарратива, исключительно дискретна. Мир в сегодняшней газете — иной мир, чем в газете вчерашней. Мир не осмысливается теоретически как нечто, обладающее преемственностью, точно также он перестает восприниматься как нечто, воспроизводимое в традиции. Воспроизводимость мира в СМИ — это синхронная воспроизводимость, когда миллион людей в один и тот же момент берет в руки миллион экземпляров газеты. Завтра это будет другая газета в том смысле, что иным будет изображаемый ею мир.

7. Место единства и целостности как характеристик реальности занимает интертекстуальность — этот постмодернистский эрзац единства мира. Взаимное отражение смыслов друг в друге помогает связать сегодня, вчера и завтра, тогда как далекое и близкое соединены «реальным временем» трансляции.

8. В этом виртуальном мире массовых коммуникаций ничто не происходит необратимо, ибо все, что совершается, происходит с оговоркой «по нашей информации». СМИ всегда и принципиально дистанцированы от своих сообщений, ибо представляют себя как коммуникатора и посредника, а не как источник новостей. Все, что сообщается СМИ, может быть ими же опровергнуто без ущерба для них самих. В результате рисуемый ими мир существует всегда как бы в условном залоге. Поэтому в нем возможно все — вплоть до воскрешения из мертвых, в нем все обратимо.

9. Это не есть «манипулирование» аудиторией, ибо производители новостей-«смыслов» — журналисты — в той же мере «манипулируемы», что и получатели передаваемой ими информации. Их действия определяются жесткими рамками языковой игры, в которой каждый ход предопределен. Игра самодостаточна и просто не предполагает реальности иной, чем сама игра.

10. Интерактивный характер современных СМИ или, точнее сказать, тенденция к превращению СМИ в интерактивные, оказывается в этом смысле ловушкой для потребителя, который постепенно превращается в участника той же самой языковой игры и причастен к созданию образа мира, вытекающего из современных СМИ.

11. Он не «регулирует» СМИ, он просто начинает играть в ту же игру и подчиняться тем же правилам. В результате оказывается, что весь мир – это СМИ, а СМИ – это весь мир.

Этот перечень характеристик СМИ, разумеется, не стоит понимать буквально просто потому, что постмодерн — лишь одна, хотя и весьма существенная из тенденций современной культуры, а не единственная и подлинная реальность этого опыта. Более того, отмеченные характеристики присущи, часто в невыявленной, неразвернутой форме, массовым коммуникациям с самого их возникновения. Но весьма важно, что современные СМИ, поощряемые ростом их технических возможностей, движутся именно по такому пути. И лучшим подтверждением тому являются психологические последствия погружения в Интернет.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Перечислите и дайте краткую характеристику наиболее важным стадиям и парадигмам в изучении эффектов массовой коммуникации.

2. Какие функции СМИ выделял Г. Лассуэл?

3. Каковы базовые задачи (функции) медиа в обществе с точки зрения структурного функционализма?

4. Опишите черты альтернативной парадигмы, характерной для современных исследований масс-медиа.

5. В какие группы объединяются теории СМК по функциональному критерию?

6. В чем заключается основная функция массовой коммуникации в обществе?

7. Каковы основные представления о СМИ и их роли в современном обществе с точки зрения теоретиков постмодерна?

Литература

1. Кравченко, А. И. Социология : хрестоматия для вузов. - М. : Академический Проект, 2004.

2. Науменко Т. В. Социология массовой коммуникации: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004.

3. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / Сост. Ж. В. Николаева. – Улан-Удэ.: ВСГТУ, 2004.

4. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.

5. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006.

6. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций: учебное пособие. – М.: Изд-й дом ГУ ВШЭ, 2008.

1. Шарков, А. А. Родионов. Техника и технология сбора и обработки информации: рекомендовано Мин. образования. - М.: Перспектива, 2003.

Тема 5. Механизмы осуществления роли СМК

Целевая установка:

изучить, каким образом осуществляются на практике функции и роли СМК в жизни индивида и социума.

После изучения данной темы слушатели смогут:

охарактеризовать взаимоотношения СМК и индивида, формы и способы влияния группового и общественного мнения на личность;

описать два содержательных направления циркулирующего потока сообщений в зависимости от потребностей и интересов;

дать характеристику четырем теоретическим моделям функционирования СМИ;

раскрыть суть одноступенчатой и двухступенчатой моделей взаимоотношений СМК и индивида.

Опорный конспект лекции

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

5.1. Схемы функционирования СМИ в зависимости от потребностей и интересов

5.2. Модели функционирования СМИ

5.3. Анализ взаимоотношений общества и СМК

Контрольные вопросы для самопроверки

5.1. Схемы функционирования СМИ в зависимости от потребностей и интересов

Прежде чем рассматривать, как осуществляется роль средств массовой коммуникации в обществе, необходимо разобраться, что собой представляет сознание индивида и массовое сознание, и каким образом СМК отражают индивидуальные и социальные интересы.

Индивидуальное сознание – это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознаний. Наряду с особенностями сознаний отдельных индивидов, оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Массовое сознание, как мы отметили ранее,– один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей («массам»).