Смекни!
smekni.com

Социология массовой коммуникации (стр. 17 из 80)

Искажают искусство

Ухудшают вкус, ограничивают духовный рост

Концепция Г. Лассуэла отражала современный ему уровень развития массовой коммуникации, представленный прежде всего прессой, кино и радио. В ней нашли свое выражение представления о всемогуществе массовой коммуникации, бессловесности пассивной и всеядной аудитории, следствием чего оказывается практическое отсутствие действенной обратной связи между коммуникатором и публикой.

4.1.2. Вторая стадия исследований массовой коммуникации

Господствующим теоретическим направлением на втором этапе социологического изучения массовой коммуникации — в 1940-1960-е годы — был структурный функционализм, представленный Гарвардской школой исследователей, признанным главой которой являлся Толкотт Парсонс; к ней принадлежали также Пол Лазарсфельд (1901— 1976) и Роберт Мертон (1910-2003) — создатели важных подходов и методов изучения массовой коммуникации.

В результате масштабных эмпирических исследований воздействия массовых коммуникаций П. Лазарсфельд пришел к выводам, существенно изменившим господствовавшие представления. Им были выдвинуты и проверены иные гипотезы, описывающие особенности воздействия СМИ на индивида, носившие поистине революционный характер:

1. массовая коммуникация не является основным источником политического информирования;

2. СМИ не воздействуют на индивида прямо и непосредственно;

3. важнейшее значение для понимания и усвоения индивидом информации, получаемой из СМИ, имеет его непосредственное социальное окружение.

Минимизация воздействия СМИ оказалась лишь частичной, сопровождаясь невиданным доселе усилением воздействия масс-медиа на приватную сферу жизнедеятельности, а именно принятием на себя одной из важнейших функций в условиях стабильного общества: функции развлечения, роль которого в обществе с уменьшением рабочего и увеличением свободного времени, т.е. досуга, постоянно возрастает, и заполняется это время преимущественно СМИ. Способность масс-медиа отвлекать людей от активного социального действия, канализируя их энергию в сферу развлечения, позволили авторам сделать вывод, что «в этом специфическом отношении средства массовой информации могут быть причислены к наиболее эффективным и признанным социальным наркотикам. Они настолько эффективны, что наркоман не осознает своей болезни». В наибольшей степени этой способностью обладает новое средство массовой коммуникации — телевидение.

Цель функционирования системы медиа — обеспечение аудитории развлекательным содержанием, удовлетворяющим потребности максимально широкой аудитории. Исполнение запросов в развлечении — не просто способ занять чем-то свободное время, но значимая социальная функция, помогающая физической и психологической релаксации, т.е. отдыху. Чередование труда и отдыха как естественных ритмов человеческой жизни позволяет аудитории более успешно выполнять предписанные трудовые социальные роли, что соответствует потребностям системы в целом, позволяя поддерживать ее в состоянии равновесия. В этом, по М. Дефлеру, — основная функция СМИ как подсистемы социального действия в рамках структурного функционализма.

Для успешного выполнения этой функции содержание телевизионных программ должно удовлетворять двум основным требованиям. Во-первых, материалы должны привлекать внимание аудитории и убеждать в необходимости приобретения различных товаров. Во-вторых, содержание предлагаемых материалов не должно выходить за рамки существующих в обществе моральных норм и стандартов, поскольку только таким образом можно избежать нежелательных санкций в отношении производителей информационного продукта со стороны регулирующих систему медиаструктур, прежде всего государства.

Структурный функционализм сформулировал требования к СМИ, получившие свое выражение в типологии их функций. Как было сказано ранее, усиление воздействия масс-медиа на политику и их роль в трансляции коммерческой пропаганды (рекламы) привело к расширению задач СМИ, куда стали включать еще одну функцию — мобилизацию.

Итак, доставшаяся в наследство от структурного функционализма типология базовых задач (функций) медиа в обществе и достигшая высокого уровня в ходе дальнейшего развития, ныне имеет следующий вид.

Информация: информирование о событиях и процессах в обществе и мире; отслеживание отношений с властью; продвижение инноваций, усиление адаптационного потенциала и прогресса.

Корреляция: объяснение, интерпретация и комментирование смысла событий и сообщений; поддержка установленных авторитетов и норм; социализация; координация отдельных видов деятельности; создание консенсуса в обществе; формирование представлений о порядке приоритетов и существующих статусов.

Преемственность: выражение ценностей доминирующей культуры, а также признанных субкультур и новых культурных движений; обеспечение развития общности ценностей.

Развлечения: развлечение, отвлечение и релаксация; снятие социальной напряженности.

Мобилизация: кампании (призыв и объединение в действии) за социальные цели в политической, экономической и военной сферах, в отношении труда и религиозных споров.

В этой типологии отразились представления структурного функционализма как о наличном обществе, так и, соответственно, идеи о том, какие СМИ ему нужны.

4.1.3. Третья стадия исследований массовой коммуникации

На смену доминированию функционалистской парадигмы приходят альтернативные теории масс-медиа, или альтернативная парадигма. Можно выделить следующие черты альтернативной парадигмы, характерной для современных исследований масс -медиа:.

критический взгляд на общество и отказ от ценностной нейтральности;

отказ от трансмиссионной модели коммуникации, в основе которой лежит «цепочка Шеннона»;

усиление внимания к медийным технологиям и особенностям передаваемых по ним сообщений;

принятие (adoption) интерпретативной перспективы;

активное применение качественной методологии;

предпочтение культурным или политико-экономическим теориям;

глубокая озабоченность неравенством и источниками противостояния в обществе.

Согласно Гарольду Иннису, технологии коммуникации выступают как формообразующая сила и действующая причина эволюции человеческого общества. Именно скрытым влиянием различных технологических аспектов коммуникации Иннис объясняет изменения в формах социальной организации общества. Технологически обусловленные «монополии знания», возникающие на основе новых средств коммуникации, контролируют распределение политической власти, включающей контроль над пространством и временем, среди социальных групп общества. Структурируя пространственно-временные отношения, системы коммуникации создают социальную организацию, а ориентация на тот или иной вид средств общения, или коммуникации, формирует различные формы организации политической власти в конкретном обществе.

Основной целью Маршалла Мак-Люэна – ученика и идейного последователя Г. Инниса — стало изучение разных форм культуры как средства общения, где коммуникации играют системообразующую роль, формируя психологию индивида и условия его повседневной жизни. Наряду с масс-медиа он рассматривал в этой связи коммуникативные функции других предметов культуры, т.е. артефактов, в том числе языка, дорог, денег, компьютеров.

Мак-Люэн выдвигает «сценарный» подход к СМИ (staging), согласно которому все участники информационного процесса играют свои роли (редакторов, журналистов, продюсеров, зрителей, критиков), а принцип «вхождения в роль» (role-takingprinciple) — один из атрибутов человека как жителя «глобальной деревни» — участника спектакля «нового глобального театра» (newglobaltheatre). Особенностью этого нового типа общественного устройства оказывается возможность «максимального разногласия по всем вопросам» в силу представленности бесчисленных индивидуальных точек зрения (возможности, которые ныне демонстрирует Интернет).

Целью созданной в 1959 г. при Пенсильванском университете Анненбергской школы было изучение функционирования средств массовой коммуникации и их воздействия на общество в широком социально-культурном контексте.

Руководитель Анненбергской школы Джон Гербнер определял значение массовой коммуникации не через ее воздействие на массы, т.е. широкую по охвату аудиторию, но через «расширение институционализированной публичной аккультурации за пределы межличностной (лицом к лицу) и иных форм персонального взаимодействия». Он писал о «публикации» (publication) — основной функции масс-медиа как трансформации частной системы знаний в общественную (публичную) систему создания новых оснований коллективного мышления: «Публикация — это формация и информация (и «развлечение») публики; создание и культивация общественных перспектив; приведение в порядок и обогащение распределенных знаний; организация с помощью средств массовой информации крупных, хотя и по-своему разнородных, перспективных и важных общностей людей, не имеющих для взаимодействия иного пути. Истинное революционное значение современных массовых коммуникаций заключается в их возможности "создавать публичность"».

В основе исследовательской деятельности Бирмингемской школы лежит критическая теория культуры, разрабатываемая С. Холлом и ориентированная на изучение роли идеологии в медиа-культуре как особо значимой для определенных групп общества: молодежи, рабочего класса, национальных меньшинств, а также маргинальных слоев. Основной упор в 1970— 1980 гг. делался на исследованиях идеологической роли массовой коммуникации и природы идеологии с точки зрения того, как она «прочитывается» аудиторией в текстах масс-медиа. Исследователи Бирмингемской школы исходили из утверждения, что медиа систематически используются в целях легитимации статус-кво в условиях капиталистического общества путем очевидного замалчивания весьма важных проблем и тем (отсутствие чего-либо в информационном пространстве, формируемом медиа, и означает удаление его из сферы общественного обсуждения).