Смекни!
smekni.com

Социология массовой коммуникации (стр. 23 из 80)

В современных условиях либертарианская теория получила дальнейшее развитие, став основой теории социальной ответственности средств массовой информации, возникшей в 50-е годы XX в..

5.2.4. Теория социальной ответственности

В качестве ответа на возникшую в обществе и журналистской среде неудовлетворенность состоянием дел в масс -медиа в середине XX в. появилась англо-американская теория социальной ответственности. В ней отразились поиски новых оснований деятельности СМИ в условиях превращения их в индустрию по созданию и распространению информационного продукта. В этот период почти одновременно в Англии и США стали создаваться комиссии по анализу положения со свободой прессы и развитию социальной ответственности СМИ. В Великобритании формулируется Генеральный совет по печати для развития в прессе духа общественной ответственности и служения обществу, в США издатели ряда газет и руководители радио- и телестанций принимают на себя обязательства служить общественному благу, разрабатывая этические кодексы поведения. Такой перенос акцента с понятия «свободы от» (ограничений), т.е. «негативной свободы», характерной для либертарианской теории, на «свободу для» связан с изменившимся миром и ролью прессы в нем.

Превращение масс -медиа во всепроникающего посредника, обеспечивающего небольшой группе членов общества — их владельцам и журналистам — колоссальную власть, используемую не в целях защиты интересов всех граждан, но в собственных интересах, приводит к забвению роли «сторожевого пса демократии» и нарушению основополагающего принципа свободы слова для всех. Со стороны общества СМИ был предъявлен целый ряд претензий, большинство из которых сохраняют свою актуальность до сих пор:

1. Современные СМИ пользуются своей гигантской властью не в интересах общества, но в собственных интересах — монопольная концентрация информационной власти в руках финансовых «баронов», создавших «олигополии новостей», ведет к ограничению свободы и независимости в подаче новостей и выражении различных точек зрения, следствием чего является потеря возможностей политического выбора для граждан, сокращение возможностей доступа к различным каналам, уменьшая в целом разнообразие медийного пространства.

2. Даже независимые СМИ пресмыкаются перед «большим» бизнесом, прежде всего из-за рекламных денег, допуская временами контроль над редакционной политикой.

3. Качество информации, являющейся для рядового гражданина источником формирования обоснованных суждений и рационального выбора, неудовлетворительно: в освещении событий основное внимание нередко уделяется сенсационности, ведущей к поверхностности, искажающей суть дела; развлекательные материалы страдают отсутствием содержания.

4. Нередко материалы СМИ содержат угрозу общественной нравственности (порнография, необоснованный показ насилия и жестокости).

5. СМИ вторгаются в частную жизнь.

6. Существующие СМИ, как правило, контролируются одной социально-экономической группой, а потому доступ новых лиц весьма затруднен, что ставит под угрозу реальное осуществление одного из основных принципов свободы информации — свободный и открытый рынок идей.

Реакцией на эти обвинения в адрес СМИ стало возникновение разного рода правительственных комиссии и организаций, осуществлявших процесс государственного регулирования деятельности СМИ на основе принципов теории социальной ответственности, включающей в себя обязательства перед обществом, которые принимает журналист как представитель публичной профессии.

Основные положения теории социальной ответственности таковы:

1) в своей деятельности СМИ должны руководствоваться определенными обязательствами перед обществом;

2) публиковать материалы, соответствующие высоким профессиональным критериям: информативности, точности, объективности и сбалансированности;

3) деятельность СМИ является саморегулирующейся на основе правовых норм и соответствующих моральных требований;

4) СМИ должны быть плюралистичны: осуществлять как выражение различных точек зрения, так и предоставлять возможности ответа на критику;

5) вмешательство в деятельность СМИ может быть оправдано необходимостью обеспечения общественной безопасности;

6) журналисты ответственны как перед обществом, так и перед работодателем;

7) СМИ ответственны за то, чтобы их деятельность прямо или косвенно не провоцировала проявления насилия, общественных беспорядков, оскорбление меньшинств.

Таковы основные идеи книги «Четыре теории прессы» — достаточно простой, но вполне работающей схемы, носящей нормативный характер.

Ревизия четырех теорий прессы, предложенная американскими исследователями в середине 60-х годов XX в., была осуществлена группой ученых Иллинойсского университета в работе, опубликованной в 1995 г., т.е. ровно через сорок лет после выхода книг Сиберта, Петерсона и Шрамма.

Основным методологическим пороком книги трех авторов инициаторы пересмотра этой позиции считают игнорирование ведущего фактора в развитии современных СМИ — экономических зависимостей, возникающих в этой сфере на основе частной собственности, в связи с чем пересматривают все изложенные в книге типы политической зависимости печати от тех или иных государственных систем и структур. В качестве альтернативы авторы предлагают идеи коммунитарной демократии, основанной на принципах христианской этики применительно к модернизированной теории социальной ответственности современных масс-медиа.

Табл. 1.

Нормативные теории деятельности средств массовой информации

Авторитарная теория

Либертарианская теория

Теория социальной ответственности

Советская тоталитарная теория

Получила развитие

В Англии в XVI и XVII вв.; все еще применяется

В Англии после 1688 г. и в США; влиятельна повсеместно

В США в XX в.

В СССР и странах социалистического блока; некоторые элементы практиковались нацистами и итальянскими фашистами

Теоретические основы

Философия абсолютной власти монарха, правительства или того и другого

Работы Д. Мильтона, Д. Локка, И. Бентама, Д. С. Милля, философия рационализма и естественных прав

Работы П. Хокинга, Комиссия по свободе прессы, практикующие журналисты; этические кодексы СМИ

Марксизм-ленинизм в его советском варианте

Основная цель

Поддержание и проведение политики действующего правительства и обслуживание государства

Информирование, развлечение и продажа информации, но основное — поиск истины и контроль правительства

Информирование, развлечение и продажа информации, но главное — перевод конфликта на уровень обсуждения: СМИ как форум обмена мнениями

Поддержание системы социализма, в частности диктатуры партии, и содействие ее успехам

Кто вправе использовать СМИ

Любой, получивший королевский патент или аналогичное разрешение

Всякий, имеющий средства для осуществления такой деятельности

Любой человек, у которого есть, что сказать

Представители номенклатуры, преданные и проверенные члены партии

Способы контроля за СМИ

Правительственные патенты, лицензиро­вание, иногда цензура, гильдии

В «процессе возвращения к истине» на «свободном рынке идей» и в судах

Общественное мнение, действия потребителей, профессиональная этика

Цензура, экономические или политические санкции властей

Что запрещено

Критика политической машины и чиновников

Клевета, непристойности, антиправительственная пропаганда в военное время

Серьезное вмешательство в сферу прав личности и жизненно важных общественных интересов (военная тайна)

Критика генеральной линии партии, не распространяется на партийную практику; раскрытие государственных секретов и военных тайн

Вид собственности

Частная или общественная

В основном частная

Частная, за исключением случаев, когда правительство с целью обеспечения общественных интересов вынуждено взять данное СМИ в свои руки

Общественная

Существенные отличия от других теорий

Инструмент проведения политики правительства, хотя и не обязательно в собственности последнего

Инструмент контроля за правительством и удовлетворение других нужд общества

СМИ должны стать социально ответственными, в противном случае кто-то должен заставить их стать таковыми

Средства массовой информации и пропаганды (СМИП) принадлежат государству, жестко им контролируются и являются его орудием

5.3. Анализ взаимоотношений общества и СМК

Как было сказано ранее, хронологические рамки первого этапа изучения СМК охватывают период от начала XX в. и вплоть до 40-х годов. В это время системе массовых коммуникаций отводилась гипертрофированная роль в жизни общества. Во время Первой мировой войны пропагандистский аппарат воюющих стран использовал всю мощь разветвленной сети прессы. «Газеты втянули нас в войну», — так выразился по этому поводу К. Ховланд. Кроме того, эффективное использование массовых коммуникаций продемонстрировали тоталитарные режимы. Теория массовых коммуникаций подчеркивала беззащитность отдельной личности и общественного мнения в целом перед рупором СМК. В 30-х годах XX в. пропагандистская машина разрослась до ужасающих размеров. Казалось, что массированный, однонаправленный информационный поток, оперирующий аргументами и доводами преимущества одной-единственной точки зрения, может деформировать массовое сознание в ее пользу.

В этот первый период характер выводов социологов о функционировании СМК задавался социально-политической ситуацией. Однако аналогичными были выводы и исследований социальных психологов. Так, в 40-е годы успешно разрабатывалась теория конформизма, конформности (т. е. податливости внешнему воздействию) как свойства индивидуального сознания. В свете наблюдений над социально-политической практикой отдельных стран исследователи видели в СМК в основном механизм тоталитарного контроля.