Смекни!
smekni.com

Социология массовой коммуникации (стр. 74 из 80)

Однако само американское происхождение мифа, хотя и носящего глобальный характер, изначально определяло его суть как ожидание «нового Иерусалима» мировой политической власти, должной возникнуть на основе уничтожения коммунизма и триумфа капитализма. До того, как этот мираж сгустился, «новый» НМИП стал разворачиваться с драматической быстротой: августовский путч в Москве в 1991 г. и последовавший за ним быстрый развал Советского Союза ознаменовали его начало. Провозвестником стала идея «конца истории» Ф. Фукуямы: западная либеральная демократия прошла полный круг развития и вернулась к началу — не к «концу идеологии» или конвергенции социализма и капитализма, но к безоговорочной победе экономического и политического либерализма.

Версия истории, которая заканчивается, связана с концом господства идей Просвещения и переходом к постмодерну и нашим «падением» через границу модерна (как воплощения просвещенческих идей) в бездну неопределенности, характеризующейся, в частности, сдвигом границ и представлений о политическом суверенитете, превосходящем границы национальных государств. Именно это расширенное понятие суверенитета является основой внешней политики США последнего десятилетия, которая получает свое «оправдание» не в последнюю очередь через медиаглобализацию.

18.3. Основные «поля» современных исследований

Итак, каковы же итоги и тенденции исследований массовой коммуникации?

Прежде всего, следует отметить поистине взрывной характер роста числа и объема исследований.

В теоретическом плане можно говорить о следующем.

1. Возврат к воззрениям если не о неограниченных, характерных для первого этапа, то о весьма существенных возможностях влияния массовой коммуникации (т.е. отказ от идеи ограниченного воздействия СМИ на аудиторию, характерной для второго этапа).

Это связано, во-первых, с особым вниманием к изучению долговременных процессов воздействия СМК (на втором этапе изучались в основном мгновенные или краткосрочные изменения установок и поведения индивидов под воздействием массовой коммуникации); во-вторых, с широким распространением телевидения, обладающего поистине всеобъемлющими возможностями. (Первая общенациональная телевизионная сеть начала свою работу в США в 1948 г., уже к концу 1949 г. в стране был 1 млн телевизоров. К концу 1960-х — началу 1970-х годов на арену вступило первое телевизионное поколение. Первым президентом США, принадлежащим к нему, был Билл Клинтон.)

2. Исследование организации деятельности средств массовой коммуникации с точки зрения их места в широком контексте социально-культурной, экономической, политической организации общественной жизни и исследование процесса производства текстов в этом организационном контексте.

3. Сдвиг внимания исследователей на синтез содержания масс-медиа и индивидуальных характеристик и формирование исследовательского интереса к непрямому, опосредованному влиянию СМИ, что связано с феноменом «сопротивляющейся публики», с которым исследователи избирательных технологий столкнулись в 1960-е годы: оказалось, что изменить стереотип, предрасположенность избирателя невозможно, в это бессмысленно вкладывать деньги, борьбу можно вести только за тех, кто еще не принял окончательного решения.

4. Появление новых исследовательских областей, связанных как с развитием новых электронных СМИ, носящих «сетевой характер», а потому принципиально меняющих сам характер процесса коммуникации — от монолога к диалогу, — так и анализом вербального содержания новостей на основе теории фреймов и «новой» риторики.

Таким образом, в последние 20-30 лет значительно расширился как спектр исследований масс-методов, так и методы их изучения.

Если же обратиться к методам, то можно говорить о теоретическом синкретизме. Рассмотрим классификацию, предложенную одним из крупнейших коммуникативистов, профессором Амстердамского университета Денисом МакКуэйлом в уже ставшей классической книге «Теория массовых коммуникаций» (McQuailD. MassCommunicationTheory), впервые опубликованной в 1983 г., а в 2003 г. вышедшей четвертым изданием.

МакКуэйл предлагает сводное описание основных аспектов современных теоретических исследований масс-медиа — «карту теорий СМИ» (mediatheoriesmap).

«Макротеории» — системы концепций и методов, устанавливающих отношения СМИ к массовому обществу, классовым, политическим и идеологическим факторам, общественным институтам и структурам власти. К ним МакКуэйл относит структурный функционализм, концепции идеологии, Франкфуртскую школу, теорию М. МакЛюэна.

Далее следуют нормативные (общественного вещания, «четыре теории прессы» Ф. Сиберта, У. Шрамма и Е. Петерсона, теория социальной ответственности) и организационные теории, изучающие механизмы функционирования СМИ и их взаимодействие с общественной жизнью, а также проблемы аудитории, ее состава, возможностей, интересов, потребностей и обратной связи. Сюда же включаются концепции, объясняющие причины и формы медиатизации общественных отношений.

В методологическом плане эти теории делятся на:

«холистские», изучающие социально-экономические и политические аспекты деятельности СМИ;

ориентированные на контент-анализ содержания массовой коммуникации с учетом их знаковой специфики;

рецептивные теории, изучающие социально-психологические параметры восприятия аудиторией различных типов информации;

экономические, исследующие финансово-экономический базис СМИ;

гегемонистские, т.е. ориентированные на изучение идеологического компонента медиа, которые базируются на соответствующих идеях К. Маркса, А. Грамши, Л. Альтюссера;

структурно-семиотические, изучающие символически-знаковую природу информационного обмена на основе дискурсивного анализа;

функционалистские, изучающие функции коммуникативных систем (информационные, развлекательные, консенсусные, мобилизующие).

Сохраняются и исследовательские ориентации, направленные на дальнейшее, более глубокое изучение идейных функций СМИ. Ученые, работающие на этом «поле», рассматривают проблемы, связанные с подчинением масс-медиа интересам различных государственных режимов, способы реализации свободы слова, осуществление принципов социальной ответственности и основания складывающегося реального международного информационного порядка, а также возможные расширения теории демократического представительства, в частности путем разработки основ партисипационной модели горизонтального развития глобальных информационных сетей — в противоположность монополизму вертикального подчинения СМИ институтам власти и их тотальной коммерциализации.

Из этого перечня становится ясно, что исследовательское поле современных медиа открывает поистине фантастический простор для самых разных подходов, точек зрения и теорий, где находят свою нишу как «старые», например структурно-функционалистские и марксистские теории, так и новейшие идеи, возникшие даже не «вчера», а «сегодня». Это теоретическое разнообразие свидетельствует, по меньшей мере, о двух основных тенденциях: во-первых, о новом этапе формирования социологии массовых коммуникаций, насчитывающей по крайней мере около века существования и имеющей довольно обширные теоретические наработки не только как междисциплинарной отрасли знания, но и мультипарадигмальной; и, во-вторых, постоянное изменение предмета изучения, т.е. расширение самих медиа, с неизбежностью ведет к постоянному увеличению областей исследовательских интересов и, соответственно, расширению масштабов изучения.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы основные особенности Интернета как средства массовой коммуникации?

2. Назовите очевидные негативные последствия сетевого общения.

3. Что такое интернет-зависимость и каковы ее симптомы?

4. Охарактеризуйте основные процессы, характеризующие развитие современных масс-медиа.

5. Какие мифы глобализации составляют содержание глобальных информационных потоков?

Литература

1. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2003.

2. Науменко Т. В. Социология массовой коммуникации: уч. пособие. – СПб.: Питер, 2004.

3. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.

4. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006.

5. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций: учебное пособие. – М.: Изд-й дом ГУ ВШЭ, 2008.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное состояние общества характеризуется повышением значимости и ценности информации, что актуализирует изучение массовой коммуникации. В последние годы информационные потоки получили мощный импульс для развития благодаря непрерывному увеличению количества баз данных, персональных компьютеров, человеческих ресурсов, привлеченных в сферу коммуникативной деятельности и технологий массовых коммуникаций. Отдельные исследователи начали говорить о наступившей эпохе «медиакратии» — власти СМК, которые уже не только отражают и интерпретируют действительность, но и конструируют ее по собственным правилам.

Даже если СМК стараются быть максимально беспристрастными и максимально освещать происходящее в мире, все равно этой цели достигнуть не удается. Руководствуясь интересами целевой аудитории, на которую рассчитывает то или иное издание, и, как следствие, политикой его самого или его владельцев, СМК формируют повестку дня из разных событий, делая акцент на одних и затемняя другие. При этом на второй план уходит жанр заметки, уступая место репортажу, потому что наиболее важным сегодня считается фактор «включенности», непосредственного присутствия и своего рода участия в происходящих событиях. Используя различные коннотационные элементы, полунамеки или прямой текст, журналист либо заставляет задуматься в нужном ему направлении, либо ясно дает понять, какой точки зрения он придерживается. Все это возможно сделать, не выдавая ложной или непроверенной информации, не пороча героев сообщения, не нарушая ограничений, наложенных законом на деятельность журналиста и СМК.