Смекни!
smekni.com

Развитие педагогичекого образования в украине в XIX веке (стр. 11 из 27)

Вместе с тем, шел поиск других вариантов решения этой пробле­мы. Кроме традиционного пути приобретения высшего образования, можно было получить учительский диплом и, не будучи студентом университета. С середины 40-х годов при университетах функционировали комиссии по проведению испытаний лиц, имевших общую подготовку. Комиссия эта состояла из профессоров университета и собиралась в конце учебного года под председательством ректора. Обрести университетский диплом экстер­натом и звания домашнего учителя стремились люди, не имеющие воз­можности учиться в университете, но желавшие получить должность, на которую принимались лица с высшим образованием. В среднем, экстерна­том ежегодно экзаменовались от 5 до 10 человек в каждом университете.

Педагогические институты при университетах просуществовали до конца 50-х годов XIX в. и оставили заметный след в истории отечественного образования. Пединституты были оптимальной формой подготовки педагогических кадров. В результате специально организован­ного учебного процесса у студентов формировались основы педагогической деятельности, профессиональные интересы, потребности, направленность личности. Закрытие пединститутов накануне школьной реформы 60-х гг. еще в большей степени обострило проблему комплектования учебных заведений учителями.

Говоря о деятельности Харьковского, Киевского, Новороссийского университетов в начале 50-х гг. века, XIX необходимо подчеркнуть то, что она определялась взаимодействием и острой борьбой двух факторов. С одной стороны, функционирование университетов регламентировалось царскими распоряжениями, министерскими циркулярами, давлением гру­бой силы попечителя, губернатора, полиции, церкви. С другой стороны, университеты ощущали влияние растущего революционно-демократического движения, формирующего политическую активность студенческой молодежи, ее творческую инициативу.

Так, реакционным мероприятием царского правительства была передача в университетах чтения лекций по курсам логики и опытной психологии профессорам богословия. В «Отношении» Министра народного просвещения Киевскому генерал-губернатору от 1 июля 1850 года читаем: «Милостивый государь Дмитрий Гаврилович (Бибиков) Государь импера­тор высочайше повелеть соизволил:

1) с упразднением преподавания философии светскими профессо­рами в университетах С.-Петербурга, Московском, Св. Владимира, Харь­ковском и Казанском, а также в Главном педагогическом институте и Ришельевском лицее, возложить чтение логики и опытной психологии на профессоров богословия или законоучителей, назначаемых к этой должно­сти по сношению Министерства Народного Просвещения с духовным ве­домством Православного исповедания». Это царское распоряжение было связано, в первую очередь, с опасением влияния революции 1848-1849 годов в Западной Европе на российское общество.

Вместе с тем, в 50-е годы начинают пробиваться ростки отечественной педагогики - как науки и учебной дисциплины. Долгие годы она входила в состав предметов университетских кафедр философии и преподавалась как факультативная дисциплина. В дипломах об окончании университета оценка по педагогике и методике преподавания не фиксиро­валась. Университетский диплом не означал того, что его обладателю присваивалось звание учителя средней школы. Чтобы одержать такое зва­ние, необходимо было сдать экзамены по педагогике и соответствующей методике, либо закончить, кроме университета, еще и специальные педаго­гические курсы при учебном округе. В разных университетах факультатив­ный курс педагогики преподавался по разным программам. Даже в одном и том же университете в разные годы курс педагогики мог иметь принципи­ально отличное от других лет содержание. Утвержденных университетских программ по педагогике не было. Все зависело от преподавателя, читающего курс педагогики.

Вели курс педагогики профессора философии, психологии и логи­ки, которые включали педагогические темы в контекст читаемых ими наук. До 1917 года в российских университетах не было преподавате­лей с учеными степенями, которые защитили бы диссертацию на педаго­гическую тему. Профессора педагогики, как правило, имели ученую сте­пень магистра богословия. В результате закрытия кафедр философии, преподавание педагогики поручалось «законоучителю». Причем это преподавание было поставлено под особый надзор назначаемых Св. Синодом наблюдателей за преподава­нием закона Божия в светских учебных заведениях. «Но даже Св. Синод, - отмечал А.И. Введенский, - находил нежелательным соединение препода­вания закона Божия с логикой, психологией, педагогикой и предлагал для последних предметов назначать хотя и священников, но все-таки особого преподавателя».

На основании решения Министерства народного просвещения от 5 ноября 1850 года при Киевском и Харьковском университетах были соз­даны кафедры педагогики, в задачу которых входила профессионально-педагогическая подготовка студентов как будущих учителей. С учреждением кафедр педагогики подготовка студентов включала в себя теоретические и практические занятия. Студентам излагались воспитатель­ные системы Локка, Руссо, Песталоцци с указанием их исторического значения. Дидактическая часть педагогики разделилась на примерные уроки и занятия в классической беседе. Начали появляться первые про­граммы по педагогике, достоинством которых была взаимосвязь педагоги­ки и психологии, обязательность изучения возрастных периодов развития детей.

Во второй половине ХIX века университетское педагогическое об­разование приобретает новую форму. Педагогические институты заменя­ются педагогическими курсами при учебном округе. В ноябре 1858 года при всех университетах начали действовать двухгодичные педагогические курсы для людей, которые имели высшее образование и желание посвятить себя педагогической деятельности. Университеты готовили на курсах учителей математики, физики, географии, русского языка для средних учебных заведений. Студенты обязательно изучали логику, психологию, историю педагогики и основы дидактики.

Каждый, кто оканчивал курсы, должен был написать и защитить сочинение на заданную тему, а также прочитать публичную лекцию. Выпу­скники, которые проявили особые успехи, заслуживали право преподавать в университете. Тех, кто имел средние успехи, назначали в средние учебные заведения, кто показывал удовлетворительные результаты учителями начальных училищ. Слушателями педагогических курсов явля­лись всего 10-12 человек, но уровень их подготовки был достаточно высо­ким.

Школьная реформа 60-х годов ХIХ столетия коснулась почти всех звеньев народного просвещения. Университеты, несмотря на наличие в России ветеринарных, технических, педагогических, сельскохозяйствен­ных, высших учебных заведений, сохраняли доминирующее положение в развитии науки, подготовке научных и педагогических кадров. Н.И. Пирогов в связи с этим писал, что отечественные университеты «были настоящими представителями современной науки. Не было различия меж­ду Академией и университетами. Кто двигал науки вперед, тот и учил».

В октябре-ноябре 1861 года в университетах обсуждается вопрос о возможности обучения на правах свободных слушателей всех желающих, даже тех, кто не имеет законченного гимназического образова­ния. 8 декабря этого же года на Совете университета Св. Владимира обго­варивается и положительно решается вопрос о допуске в университет жен­щин. Историко-филологический, медицинский и физико-математический факультеты высказываются о целесообразности допуска женщин к экзаме­нам на соискание ученых званий.

Проявлением переориентации университетской политики в облас­ти просвещения было «человеколюбивое изъявление готовности студентов университета Св. Владимира заняться по праздничным дням бесплатным элементарным обучением детей рабочего класса ...» И попечитель Киев­ского учебного округа Н.И. Пирогов разрешает 24 сентября 1859 года от­крыть воскресную школу. А 24 марта 1861 года по его же указанию учреждается первая ежедневная бесплатная школа для первоначального обучения детей рабочих и курсы подготовки в университет молодых людей, не имеющих законченного гимназического образования. Профессора и студенты Киевского университета принимали деятельное участие в работе воскресных и бесплатных школ. Общеизвестно участие в этой деятельно­сти профессора университета П.В. Павлова. Студент университета К. Шейковский в 1860 году издает букварь украинского языка, а в 1861 году - книгу по чтению для учащихся воскресных школ.

В этом же году в Киевском университете была организована педа­гогическая школа для подготовки народных учителей начальных учебных заведений. Курс обучения в школе продолжался шесть месяцев. Ежегодно в школе обучалось 10-20 человек. Однако в 1864 году она была закрыта в связи с отсутствием ассигнований на ее содержание.

В 60-е годы в отечественных университетах разрабатываются требования к студентам, пожелавшим посвятить себя педагогической дея­тельности. В соответствии с постановлением Государственного совета от 22 апреля 1868 года университетам было поручено проводить экзамены на звание учителя прогимназий и гимназий, а также начальных учреждений ведомства царицы Марии. Экзамены на звание учителя были полные и сокращенные, в зависимости от предыдущего образования соискателя. Для четкой регламентации экзаменов были специально разработаны и утвер­ждены «Правила для специальных экзаменов на звание учителя и воспита­теля прогимназий и гимназий». Тот, кто хотел сдавать как полные, так и сокращенные экзамены на звание учителя и воспитателя, должен был: