Смекни!
smekni.com

Развитие педагогичекого образования в украине в XIX веке (стр. 6 из 27)

Этими документами была оформлена новая система школьного образования, в которой все ее звенья были подчинены округам во главе с университетами.

Согласно принятому уставу Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский. Во главе каждого учебного округа были поставлены университеты.

На университеты наряду с научными и учебными возлагались и административно-педагогические функции. Они должны были управлять всеми учебными заведениями своего округа. В связи, с чем при советах университетов создавались училищные комитеты, и профессора университетов должны были выполнять функции методистов и инспекторов.

На данный период университеты составляли высшую ступень системы народного образования, в них поступали имеющие знания в объеме гимназического курса. Идя на уступки ученым, участвовавшим в составлении уставов, царское правительство дало университетам некоторую автономию.

Еще одной главной задачей университетов помимо выше указанных являлась подготовка чиновников для всех родов государственной службы, в том числе и в области просвещения. Хотя была провозглашена доступность высшей школы, для всех сословий и не упоминалось, что принадлежность к крепостному сословию служит препятствием для поступления в университет, фактически это было не возможно.

После отечественной войны 1812 года в стране нарастает общественное недовольство, и волнение среди крестьян, казаков, солдат и крепостных рабочих. В ответ на это царское правительство установило аркачеевский режим.

Особенно яростно обрушилась реакция на университеты. В 1819 году сибирский губернатор и президент местного библейского общества Магницкий выступил с погромной критикой научной и учебной деятельности отечественной высшей школы. Магницкий призывал правительство заняться, наконец, искоренением вредного направления, а Казанский университет «публично разрушить» [40, стр.242-251].

Назначенный попечителем Казанского учебного округа, Магницкий, применяя аракчеевские методы руководства школами, составил инструкцию директору и ректору Казанского университета, фактически отменившую утвержденный в 1804 году устав университетов. В этой инструкции подчеркивалось, что главной добродетелью человека является покорность властям и что орудием воспитания должна быть, прежде всего, религия. Преподавание в Казанском университете предлагалось перестроить так, чтобы философия преподавалась в духе апостольских посланий, а политические науки - на основании Ветхого завета и отчасти Платона и Аристотиля. При изучении математики рекомендовалось обращать внимание студентов на то, что три есть число священное, а на занятиях естественной историей твердить, что от Адама и Евы произошло все человечество. Магницкий отстранил от преподавания лучших профессоров и прогрессивно настроенных учителей.

Такой же тяжелой участи, как и Казанский, подвергся в это время и Петербургский университет. Был закрыт также работавший при университете учительский институт, в котором шла творческая разработка методов первоначального обучения грамоте, арифметики, истории и географии.

Революция 1830 года в Европе, польские восстание 1830 – 1831 годов, массовые волнения внутри России повлекли за собой усиление реакционного курса внутренней политики Николая I. По новому университетскому уставу 1835 года университеты лишались права руководить школами и создавать научные общества. Была фактически уничтожена автономия в университетах и принятые меры к тому, чтобы стеснить проникновения в них разночинцев. Этот университетский устав передавал руководство просвещением попечителям учебных округов (назначавшимся частью из генералов) и ограничивал (но не уничтожал) университетскую автономию. Министр просвещения Уваров был просвещенным человеком, университетская наука имела возможность под его руководством развиваться. Однако этот процесс проходил очень медленно. Положение изменилось после европейской революции 1848-1849 годов, когда напуганный революцией Николай I переходит к системе безудержной реакции и обскурантизма. Министром народного просвещения назначается реакционер Ширинский - Шихматов, который вводит строгий надзор над университетским преподаванием, кафедры философии и некоторых других «вредных» наук закрываются, число студентов ограничено до 300 человек на каждом факультете (кроме медицинского). Для наблюдения за печатью в 1848 году учреждается особый комитет под председательством графа Бутурлина, и этот «бутурлинский комитет» доводит дело цензуры книг и периодической печати до абсурдных крайностей. Полиция нападает на след кружка М. В. Петрашевского, члены которого находились под влиянием идей современного французского социализма и обсуждали социальные вопросы. Хотя члены кружка не были заговорщиками, однако они (в том числе и Ф. М. Достоевский) были приговорены сначала к смертной казни, а потом сосланы в Сибирь на каторжные работы. «Охранительная» политика Николая I продолжалась до конца его жизни. Крымская война показала, что он охранял глубоко прогнивший крепостной строй [40, стр.153-161].

Во второй половине XIX века сложилась революционная ситуация, после поражения в Крымской войне. Прогрессивные демократические силы, все общество, тяжело переживавшие поражение России и открыто обвинявшая в этом царизм, требовала политических реформ.

В этих условиях всеобщего недовольства царское правительство пошло на уступки и 1861 году объявила об отмене крепостного права. Это способствовало возникновению демократического движения 60-х годов XIX века. В общественном движении 60-х годов большое участие приняли профессора и студенты. Уже в 1856 году начались студенческие волнения на которые правительство отвечало репрессиями, вплоть до увольнения 1861 году всех студентов Санкт – Петербургского университета. Но наряду с этим правительство вынуждено было пойти на некоторые уступки. Началась разработка нового университетского устава. Проект перерабатывался пять раз, и, наконец, 18 июня 1863 года устав был утвержден под давлением общественного движения.

Были реорганизованы, превращены в полноценные высшие учебные заведения, существовавшие ранее институты: Петербургский технологический, Горный, Путей сообщения, Московское высшее техническое училище, Петровско – Разумовская сельскохозяйственная академия; открыт Рижский политехнический институт [78, стр.153].

Отсчет времени отечественного университетского педаго­гического образования начинается с основания Львовского университета.

Во второй половине XIV Века Польше удалось покорить земли Галицкой Руси, а со временем завоевать Правобережную и Левобережную Украину. Польская шляхта и католическое духовенство неустанно прово­дили линию на колонизацию украинского народа, его духовное завоевание и ассимиляцию. Усиление социального и национального угнетения в сред­невековый период вызывало недовольство и отпор народных масс. Посто­янно шла борьба украинского народа, стремящегося сохранить свою само­бытность, культуру, язык. Победа в освободительной войне 1648-1653 гг., воссоединение Украины с Россией пошатнули устои феодально-католического правления. Стремясь сохранить свое влияние, правители Польши не раз обещали даровать украинскому народу возможность приоб­щения к родной культуре, искусству, образованию. Так, в договоре 1658 года между шляхетской Польшей и верхушкой казацкой старшины было оговорено открытие на Украине двух высших школ - академий на правах университета [53, стр.16-22]. Однако католические иерархи и феодалы развернули активную деятельность против этого плана. Стараясь опередить возмож­ность открытия академии на основе Львовской братской школы, они предложили ее обосновать в Львовской иезуитской школе-коллегии. Эти ста­рания нашли поддержку польского королевского двора. 20 января 1661 года король Ян Казимир подписал диплом, который давал Львовской иезуитской коллегии «статус академии и титул университета» с правом преподавания всех современных университетских дисциплин и присвоения ученых степеней. Эта дата является первой страницей в истории Львовского уни­верситета и в целом университетского образования в Украине.

Естественно, что в то время деятельность Львовского университе­та определялась социальными интересами и идеологическими установками Речи Посполитой. Но, как культурно-образовательный центр, он не мог находиться в изоляции от общественной жизни, социальных изменений, влияния зарубежных университетов. В сложной социальной ситуации про­израстали первые зерна научной и педагогической мысли.

Именно в тесной связи со стремлением украинского народа к на­циональной независимости и следует рассматривать первый период исто­рии университетского педагогического образования - период становления Львовского и Черновицкого, университетов.

Содержание университетского образования, его структура, формы, методы и средства обучения студентов, управление учебным процессом обуславливались конкретными историческими условиями, характером задач, которые стояли перед университетами на отдельных этапах.

Со времени основания и до 1773 года Львовский университет был в полном подчинении и ведении иезуитского ордена.

Состав студентов пополнялся за счет выпускников иезуитской школы-коллегии, которая функционировала как средняя школа и входила в структуру университета.