Смекни!
smekni.com

Некоторые элементы экономики 15 (стр. 10 из 77)

Экономист Роберт Нельсон отвечает на вопрос о разумности несколько иначе. Он говорит, что поведение человека не произвольно, а направлено, и для экономистов это «вопрос веры» (иначе говоря, «допущение»). Он пишет: «Экономисты утверждают, что под личиной того, что зачастую кажется распространенным заблуждением, просчетом и самообманом, на самом деле кроются глубинные и могущественные движущие силы, которые подчиняются законам, постигаемым при помощи разума»[8]. Хотя он не говорит прямо, что это за законы (и из самого высказывания его ясно, что они ему неизвестны), мы согласны с ним. Но эти законы не покрыты тайной, их не нужно обнаруживать. Бхагавад-гита давным-давно описала эти силы, и объяснила, как они воздействуют на сознание живых существ. Узнав о характере их влияния, мы поймем, как у различных людей возникают и поддерживаются различные представления «я и мое». Что это за «законы». Полностью ли они определяют или только предопределяют поведение человека? Существуют ли другие, столь же точные, представления о «разумном» поведении? И, что, наверное, важнее всего, есть ли какой-то способ повлиять на человеческое поведение, изменить его?

Материальная энергия и ее влияние на сознание человека

В материальном мире душа подобна путешественнику в чужой стране. В наши дни, если вы едете в экзотические страны, вас заставят сделать определенные прививки, чтобы вы не подхватили болезнь, к которой у вас нет врожденного иммунитета. Материальный мир для чистого духовного существа —такое же зараженное, опасное место. На самом деле, все в этом мире обладает способностью заразить душу. Просто соприкасаясь с материальной энергией, джива «заражается» ее качествами. Это влияние называют на санскрите гуна, что буквально значит «веревка». Представьте, как беспомощного человека, связанного веревками, таскают туда-сюда. Так же легко и гуны, которых насчитывается три, «таскают» наше сознание.

В Четырнадцатой главе Гиты Господь Кришна объясняет природу гун Арджуне. Но прежде чем сделать это, Он сообщает своему слушателю об огромной ценности этого знания. Кришна говорит: «Я возвещу тебе эту высшую мудрость, самое возвышенное знание, познав которое, все великие мудрецы достигли высшей ступени совершенства. Тот, кто непоколебимо утвердился в этом знании, обретает такую же духовную природу, как у Меня. Такой человек больше не родится при сотворении этого мира и не будет страдать при его уничтожении». Знание это, когда его используют должным образом, очень могущественно. Так же, как для заключенного важен ключ, отпирающий тюремную камеру, так и для нас, заключенных в материальном мире, должен представлять ценность этот ключ ведического знания, поскольку он отпирает двери в духовную свободу, открывает замок нашего собственного невежества.

Шри Кришна описывает гуны в «Бхагавад-гите»:

Материальная природа состоит из трех гун — благости (саттва-гуны), страсти (раджо-гуны) и невежества (тамо-гуны). Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны обуславливают его.

Гуна благости (саттва), будучи чище других гун, просветляет живое существо и, неся знание и понимание, избавляет человека от всех последствий его грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны возвышаются, но привязываются к материальному представлению о счастье.

Гуна страсти (раджас) порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она… связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности. Когда возрастает влияние гуны страсти, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в стяжание, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет ненасытное вожделение и неуемную жажду наслаждений. Но работа, выполняемая под влиянием этой гуны, в конечном итоге не принесет ничего, кроме страданий для самого человека и для других.

Гуна тьмы, порожденная невежеством, держит все воплощенные живые существа в плену иллюзии. Ее влияние проявляется в виде глупости, жестокости, ошибочного поведения, лени и сна. Деятельность в гуне невежества лишает живое существо разума. Невежество связывает обусловленную душу и заставляет ее действовать против собственных интересов. Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, о сын Куру, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии.

Гуна благости несет понимание, знание и счастье, гуна страсти — алчность и печаль, а гуна невежества — разрушение, безумие и иллюзию. Страсть порождает творение, благостью поддерживается все сущее, а невежество приводит к разложению, распаду и разрушению.

Не признавая духовной природы человека, считая его телом и ничем другим, современная теория общества предполагает, что люди обретают свои качества в результате социальной обусловленности. Но Бхагавад-гита и Шримад-Бхагаватам добавляют к пониманию поведения человека еще один важный аспект. Они описывают влияние гун на понимание, знание и поведение человека. В Шримад-Бхагаватам сведения, изложенные в Гите, расширяются. Там говорится о природе или характере воздействия на живое существо конкретных гун природы.

Власть над собственными чувствами и умом, терпение, проницательность, строгое исполнение предписанных обязанностей, правдивость, милосердие, тщательное изучение прошлого и будущего, удовлетворенность независимо от обстоятельств, щедрость, отказ от удовлетворения чувств, вера в духовного учителя, отвращение к неподобающим поступкам, отзывчивость, простота, смирение, внутренняя удовлетворенность, отрешенность от материального ума, отвлечение чувств от материи — все это качества, присущие человеку в гуне благости.

Материальные желания, чрезмерные усилия, дерзость, неудовлетворенность даже при достижении желаемого, ложная гордость, молитвы о материальном процветании, искажение разума вследствие чрезмерной активности, неспособность оторвать познающие чувства от материальных объектов, изменчивость ума, склонность считать себя лучше других и отличающимся от других, удовлетворение чувств, безрассудное желание сражаться, пристрастие к выслушиванию хвалебных слов о себе, склонность высмеивать других, похвальба своей отвагой, оправдание своих поступков силой — все это качества человека в гуне страсти.

Неконтролируемый гнев, язвительность, склонность говорить, исходя из собственной ложной гордости и не опираясь на авторитет шастр, ненависть, склонность к насилию, жизнь за счет других, лицемерие, постоянная вялость, склочность, скорбь, заблуждение, несчастливость, депрессия, ложные надежды, страх, лень, сонливость, неосведомленность о своем высшем духовном «я», неумение сосредоточиться — все это главные качества, присущие человеку в гуне невежества.

На все грани материальной энергии, как и на поступки человека, влияет определенное сочетание гун. Шри Кришна объясняет, что каждый, кто живет в материальном мире, подвержен влиянию гун. А в последних нескольких главах «Гиты» он рассказывает об их воздействии на веру, поклонение, аскезу, жертвоприношения, благотворительность, покаяние, пищу, время дня и ночи, знание, действие, понимание, решимость, счастье, работу или выполнение деятельности и того, кто совершает действие.

Различные качества работы и деятельности

Теперь давайте на нескольких примерах рассмотрим, как качества природы влияют на экономическую деятельность. Начнем с того, кто ее совершает. Из Восемнадцатой главы Бхагавад-гиты мы узнаем:

Тот, кто свободен от материальных привязанностей и ложного эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом, кто остается невозмутим в успехе и неудаче, действует в гуне благости. Но тот, кто привязан к деятельности и ее результатам, кто движим желанием насладиться плодами своего труда, кто жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям, находится под влиянием гуны страсти. А человек, постоянно поглощенный деятельностью, противоречащей указаниям священных писаний, материалистичный и упрямый, обманывающий и постоянно оскорбляющий других, ленивый, всегда угрюмый и откладывающий все на потом — находится под влиянием гуны невежества.

Эта информация поможет нам разобраться в том разнообразии способов поведения, которые мы наблюдаем как в собственном поведении, так и в том самом «разумном» поведении, о котором говорит экономическая теория. Каждый из нас, вероятно, сможет обнаружить среди тех, с кем постоянно общается, представителей каждой категории. Кто полон энтузиазма и решителен? А кто ленив и делает только то, к чему его вынуждают? Кем движут результаты, престиж и положение? Понятно, что и методы у этих людей будут отличаться, и результаты их деятельности также будут неодинаковы.