Смекни!
smekni.com

Некоторые элементы экономики 15 (стр. 74 из 77)

Для людей, находящихся в основном под влиянием гуны страсти, экономическая проблема выражается одним словом — «больше»: больше продуктов, больше товаров, больше продаж. Раджо-гуна — источник растущих желаний и жадности, ее плоды — это напряжение и истощение, хотя нам кажется, что разнообразие материальных удовольствий успокаивает нас. Но все равно ресурсов, времени, удовольствий всегда не хватает. По мере нарастания жадности, прибыль, добываемая любой ценой, становится единственным смыслом жизни. Защитники окружающей среды осуждают экономику в гуне страсти, называя ее безрассудной, так как производство и потребление не могут бесконечно расширяться, ведь ресурсы планеты ограничены. Именно на экономику в гуне страсти ложится ответственность за растущие запросы к окружающей среде, сопровождаемые разрушением естественной среды обитания и исчезновением видов жизни. Именно экономика под смешанным влиянием раджо- и тамо-гуны перевешивает естественную способность Земли самовосстанавливаться, обрекая природу на безвозвратное разрушение. Именно раджо-гуна и тамо-гуна вместе порождают и усиливают имперсонализм и отчуждение, вызванное аномией, падением нравов, подчиняя непосредственные потребности живого и сознающего человека производству и накоплению мертвых материальных вещей.

Если мы зададимся вопросом, что лежит в основе экономической проблемы, рассматривая ее с точки зрения окружающей природы (морей, рек, лесов), ответ будет — сознание человека, чрезвычайно обусловленное гунами страсти и невежества. Если мы попытаемся ответить на тот же вопрос с точки зрения миллиардов безработных, частично занятых или нищих, проблема остается та же — сознание в гунах невежества и страсти. И с точки зрения потерянных, обманутых людей, растрачивающих свою драгоценную жизнь на чрезмерное, расточительное потребление и бессмысленные и предосудительные развлечения, ответ все тот же — человеческое сознание, чрезвычайно обусловленное страстью и невежеством. С какой бы точки зрения — чего угодно или кого угодно на этой планете — мы ни задавались этим вопросом, ответ всегда будет один: ущербное сознание людей, чрезвычайно обусловленное низшими гунами и не выходящее за рамки наслаждения собственных чувств. Их мировоззрение ограничено понятиями «я и моё» и побуждает их стремиться к неограниченному обладанию всем и вся. Но как бы они не старались, их личность, сама душа остается неудовлетворенной.

Вывод совершенно очевиден — не существует способа решения экономической проблемы для людей, которые находятся почти полностью под влиянием раджо- и тамо-гуны. Другими словами, методы решения экономических проблем, применяемые в современном обществе, никогда не дадут желаемых результатов и не принесут удовлетворения всем людям раз и навсегда. Мы не найдем решения только в экономической сфере или только в социальной, или только в политической. Мы не получим этого решения просто манипулируя различными экономическими, социальными или политическими рычагами и лозунгами. Мы никогда не обретем царства Божия без Бога. И вряд ли у нас получится улучшить творение Бога, которое и без нас уже совершенно и самодостаточно. Любая попытка сделать это принесет только еще больше проблем, разрушений и неудач. Если мы хотим жить счастливо в этом мире, нам нужно просто привести нашу жизнь в соответствие с замыслом Бога и методами осуществления этого замысла, которые Бог нам дал.

Единственное решение

Есть лишь одно решение для всех экономических проблем. Найти его можно только в сознании, пребывающем в гуне благости. Для людей в саттва-гуне не существует никаких экономических проблем. Фундаментальные экономические вопросы, над которыми бьются ученые — пища, одежда, кров — легко решаются с помощью небольшого участка плодородной земли и некоторого количества природных ресурсов в радиусе 10 километров от дома. Это утверждение основывается на многовековом, тысячелетнем опыте народов всего мира.

Множество людей не приемлет даже мысли о возможности такой простой жизни, так как они обусловлены гунами страсти и невежества. Они предпочитают другие методы исправления и восстановления экономической системы: возврат к более справедливому и гуманному типу капитализма; использование товарной или золотой валюты; создание денег непосредственно правительством или введение в оборот частной валюты, созданной локальными группами людей, вместо частных центробанков и т. п. Но, понимая, как гуны влияют на сознание людей, мы должны признать, что справедливую экономическую систему невозможно ни создать, ни поддерживать без достаточного влияния саттва-гуны. Если население недостаточно благостно, оно постепенно захватит экономическую систему и исказит ее, как это не раз происходило в истории западной цивилизации. Если члены правительства находятся не в гуне благости, справедливые принципы жизни и гуманная экономическая система не будут приняты официально. Люди, в той или иной степени связанные с гуной благости и стремящиеся сделать мир лучше для всех, должны понимать, что без достаточного влияния саттва-гуны на население, на конкретных людей, общество никогда не станет счастливым и равноправным, таким, в котором будут удовлетворены потребности каждого. Единственно возможный путь для этого — развивать в обществе качество благости.

Общество в гуне благости, подходя ко всему живому более личностно, не оказывает такого колоссального влияния на окружающую среду, истощая ее. Общины, живущие в соответствии с принципами благости, не создают экологических проблем. Этих проблем не было, пока весь мир находился преимущественно под влиянием благости. Они возникли только после индустриальной революции, когда возобладали гуны страсти и невежества. Следовательно, если бы лучшая часть человечества вернулась к жизни в благости, природа восстановилась бы, и все экологические проблемы исчезли бы навсегда. Не нужно было бы вырубать леса или разрушать естественную среду обитания, чтобы построить огромную парковку для еще одного «Уолмарта»*, которых уже и так несметное количество; не исчезали бы виды жизни, не пересыхали бы моря, а реки не наполнялись бы ядовитыми стоками. Все эти явления — цена, которую природа вынуждена платить за нашу промышленную деятельность.

Люди в гуне благости счастливы естественным образом и не испытывают потребности во всё новых и новых, ненужных, бесполезных и даже вредных наслаждениях, причем все дешевле и дешевле, которые требуют рабского труда и глобализации. Если бы достаточное количество людей возвысилось до гуны благости, все проблемы, порожденные глобальной экономикой, разрешились бы без созыва «Большой двадцатки» и других международных конференций, без предписаний ООН, без нескончаемой политической болтовни о том, кто в итоге выгадает, а кто потеряет. Таким образом, единственное экономическое решение для тех, кому дорога планета и жизнь, ее населяющая, заключается в экономической и социальной структуре, функционирующей под влиянием гуны благости. Если мы не хотим и дальше катиться в бездну хищнической экономики, необходимо для начала существенно увеличить влияние благости.

Из этих фактов вытекает фундаментальный для нас урок, который нам нельзя проглядеть: как только мы искусственно увеличиваем уровень своих потребностей, так что он становится выше минимума, предписываемого гуной благости, неизбежно увеличивается масштаб экономической проблемы.

Кто виноват в экономических проблемах?

Глобальный экономический кризис, возникший в 2007 году, стал причиной массовых беспорядков по всему миру. Некоторые главы государств, обвиненные в наступлении кризиса, были отстранены. А кого же еще винить? Не они ли заказывали музыку? Да, всё так, но лишь до определенной степени. В этой истории есть еще кое-что, что необходимо понять, но для этого нужно посмотреть через призму философии Бхагавад-гиты.

Хотя лидеры государств могут быть непосредственной причиной, все же они не обладают возможностями абсолютного контроля над миром. Легко обвинять в своих проблемах кого-то. Гораздо труднее признать собственную ответственность за происходящее. Нет сомнения, что во вселенной царит совершенный порядок, даже травинка не шелохнется без санкции Всевышнего. Плохо это или хорошо, но всё так, как должно быть.

Правда в том, что каждый человек в этом мире, не исключая и меня, несет ответственность за существующие экономические беды. Почему? Из-за кармических последствий нашей деятельности. Только задумайтесь: каждый год на скотобойнях во всем мире без всякой необходимости убивают 55 миллиардов животных. Это означает ежеминутное убийство более чем ста тысяч живых существ, наделенных чувствами и сознанием. Как бы мы ни убеждали себя, что это необходимо, на самом деле это вовсе не так. Люди могут жить совершенно полноценно, питаясь зерном, овощами, фруктами, молочными продуктами — пищей, которая не влечет за собой убийство живых существ, наделенных чувствами. Вегетарианцы наглядно доказали, что им достается более долгая и здоровая жизнь, чем их собратьям-мясоедам. Мы несем ответственность за убийство, независимо от того, орудовали мы ножом или нет. Мы становимся соучастниками убийства, если даже просто платим мяснику. Глупо ожидать спокойствия в жизни, если мы прямо или косвенно ответственны за столь ужасное насилие.

Примите во внимание еще десятки миллионов детей, которых ежегодно убивают, прерывая беременность. Все эти дети и животные имеют право на жизнь, так же, как мы. Бог любит всех Своих детей одинаково, Он создал эту планету как поле деятельности для них и обеспечил каждого из них телом. Если мы в невежестве своем убиваем их, вмешиваясь в их развитие, создается кармический долг. И этот долг должен быть возвращен. Таков порядок, установленный Богом: что посеешь, то и пожнешь. Поэтому негативная карма возвращается к нам множеством разных путей: в форме межличностных конфликтов, психологических и телесных нарушений, в виде наводнений, засух и других природных катаклизмов, войн, сопровождаемых массовыми убийствами, экономических бедствий и других несчастий. Согласно закону кармы, все затруднения и страдания, идущие от экономических проблем, — не что иное, как последствия наших собственных поступков.