Смекни!
smekni.com

Некоторые элементы экономики 15 (стр. 75 из 77)

Под влиянием гуны невежества мы не можем понять, что хорошо, а что плохо, и слепо движемся к своей гибели. Не имея должного духовного руководства, мы ведем себя так, будто наша жизнь поделена на независимые друг от друга сферы, и поступки в одной сфере не влияют на события в другой. Мы верим, что обманывая, мошенничая, убивая и воруя в одной жизненной сфере, мы этим никак не влияем на другие. Нет ничего дальше от истины! А так как мы — взаимодействующие существа, всякая наша деятельность в любой сфере жизни будет влиять и на окружающих.

Кто несет ответственность за наши экономические и остальные проблемы? Мы сами. Понимание и принятие этого факта позволит нам изменить будущее, изменяя собственное поведение. Отказавшись от злостных поступков и привычек, мы избежим соответствующего ответа со стороны природы. Деятельность в благости изменит картину жизни в целом. Если мир вернется к саттва-гуне, то всё, что нас окружает, включая и экономические отношения, само собой станет радостным, так же, как это было во времена, когда гуна невежества еще не возобладала.

Итак, чтобы раз и навсегда решить экономическую проблему, необходимо увеличить влияние саттва-гуны. Но, как это осуществить в мире, который болезненно привязан к невежеству и страсти и обусловлен ими? Ответ есть.

Молитва как метод возвышения сознания

Обычно под возвышением сознания понимают улучшение человеком своего осознания проблем в отдельно взятых сферах, например, проблемы женщин, проблемы окружающей среды и т. п. Я употребляю этот термин в ином смысле. Я называю возвышением сознания переход из невежества и страсти в благость.

Прежде всего, нужно отметить, что на протяжение всей истории человечества верующие во времена бедствий обращались прежде всего к молитве. В наше время научные исследования доказали, что молитва дает лучший эффект, если совершается в соответствии с определенными правилами. Исследователь и писатель Грег Брейден считает, что самые эффективные методы молитвы пришли к нам из очень древних времен. Он учит, что эффективная молитва признает существование в настоящем того, что мы хотим получить в будущем. Это, согласно учению Вед, не что иное, как другое практическое приложение закона кармы. Грег Брейден пишет:

Большинство обуславливающих факторов в западной культуре на протяжении последних полутора тысяч лет побуждают нас просить о божественном вмешательстве, которое изменило бы обстановку и условия нашей жизни; желать отклика на наши молитвы. Тем не менее, несмотря на то, что мы просим в своих молитвах только хорошего, мы неосознанно притягиваем в свою жизнь обстоятельства, от которых всеми силами пытаемся уйти. Например, когда мы молимся: «О Боже, пусть на Земле воцарится мир», — в действительности этой молитвой мы констатируем факт, что сейчас мира на Земле нет. Древние традиции напоминают нам, что, кроме молитвы, выраженной в форме просьбы, существуют и другие способы молиться, наделяющие нас силой приносить в мир умиротворение через качество наших собственных мыслей, чувств и эмоций. Если мы допускаем в свой ум умиротворение, и наша молитва полна ощущения умиротворения, значит, в соответствии с пятым методом молитвы*, цель молитвы уже достигнута.

Современная квантовая наука идет на шаг дальше, утверждая, что такая молитва — это именно то чувство, на которое откликается Творение, приводя условия и состояние внешнего мира в соответствие с условиями и состоянием мира внутреннего. Хотя результат нашей молитвы может и не присутствовать явно во внешнем мире, нам дается возможность осознать свою связь с Творением и жить так, как будто наша молитва уже получила отклик.

Обращаясь к нам из глубины веков, предки советуют нам принять этот забытый способ молитвы, превратить его в свой образ мышления, в свое сознание, а не просто отнестись к нему как к еще одной обязанности, исполняемой время от времени. Нам напоминают словами простыми, но в то же время утонченными, что ответы на наши молитвы окружают нас, мы буквально окутаны теми условиями, в которых хотим существовать. Говоря современным языком, если мы хотим изменить окружающий мир, нам нужно сформировать внутри себя такое чувство, как будто эти изменения уже свершились.

Если мы хотим молиться о том, чтобы мир стал лучше, нам необходимо вначале сотворить перед своим внутренним взором умиротворенный и счастливый мир, где нет места страсти и невежеству, где все счастливо живут в саттва-гуне, помогая друг другу. Признавая такой мир как свершившуюся реальность и с чувством благодарности к Богу за ответ на молитву, мы становимся сотворцами такого мира, создавая соответствующий кармический результат. Возможно, вам будет легче это представить, если во время молитвы созерцать картину в гуне благости, которая отражает то, что вы хотели бы воплотить в реальность.

Шримад-Бхагаватам также дает нам несколько уроков о молитве. Полубоги, попав в безвыходную ситуацию во время сражения с демонами, находят прибежище в молитве.

Когда в одной из битв асуры яростно атаковали полубогов с помощью змей, полубоги потерпели поражение и многие из них погибли. Оживить их было уже невозможно. Господь Индра, Варуна и другие полубоги, увидев, в каком положении они оказались, стали советоваться между собой, чтобы найти какой-то выход, но так его и не нашли. Тогда все вместе они направились к вершине горы Сумеру. Там, в собрании Господа Брахмы, полубоги склонились к стопам творца вселенной и поведали ему обо всем, что произошло. Увидев, что полубоги утратили всю власть и силу, что все три мира из-за этого лишились всех благ и что полубоги бедствуют, а демоны процветают, могущественный Господь Брахма, величайший из полубогов, обратил свои мысли к Верховной Личности Бога. Лицо его просияло вдохновением, и он заговорил с полубогами.

Господь Брахма сказал: «Верховному Господу нет необходимости кого-то убивать, защищать, пренебрегать кем-то или кому-либо поклоняться. И все же ради созидания, сохранения и разрушения мира Господь в свой срок принимает образы различных воплощений в гунах благости, страсти или невежества. Настала пора призвать гуну благости, чтобы она осенила живых существ, воплощенных в материальном теле. Эта гуна утверждает власть Верховного Господа, способного хранить творение, и потому сейчас самое время попросить прибежища у Верховной Личности Бога. Господь по природе очень добр к полубогам и дорог им, поэтому Он обязательно ниспошлет нам удачу. Никто не в силах преодолеть влияние иллюзии — энергии Верховной Личности Бога, именуемой майей. Она столь сильна, что любого способна ввести в заблуждение и лишить понимания истинной цели жизни. Но сама майя полностью подчинена Верховному Господу, который властвует над всем сущим и одинаково расположен ко всем живым существам. Давайте же в почтении склонимся перед Ним.

Поскольку наше тело создано из саттва-гуны, мы, полубоги, снаружи и внутри пронизаны благостью. Все великие святые тоже находятся на этом уровне. Но если даже мы не способны постичь Верховную Личность Бога, что же говорить о тех, кто рожден в низшем теле и подвержен влиянию гун страсти и невежества? Как могут они постичь Господа? Да склонимся мы перед Ним в почтении.

Дела, совершаемые ради Верховной Личности Бога, даже если они не очень значительны, никогда не бывают напрасными. Верховный Господь — отец всех живых существ, поэтому все по природе очень дорожат Им, и Сам Он неизменно готов действовать во благо Своих детей. Когда поливают корень дерева, то его ствол и ветви тоже насыщаются водой. Точно так же, когда человек преданно служит Господу Вишну, он, по сути дела, служит и всем живым существам, ибо Господь — Сверхдуша в сердце каждого». (Бхаг., 8.5.15–31, 48, 49)

В этой истории есть несколько важных моментов. Во-первых, полубоги решили призвать гуну благости, потому что это означает утвердить власть Верховного Господа, который поддерживает существование мира. Поэтому они решили принять прибежище у Верховной Личности Бога. Это означает не просто обратиться к Нему с молитвой, но и последовать Его указаниям, данным в форме религиозных принципов. Во-вторых, очень важно понять, что, удовлетворив Бога, каждый сам естественно удовлетворяется. Один из лучших методов исполнить обе задачи — это следовать юга-дхарме, или религии той эпохи, в которую мы живем.

Возвышение сознания до саттва-гуны

Есть несколько методов возвышения сознания до уровня саттва-гуны. Самый очевидный — заменить поступки в низших гунах на поступки в саттва-гуне. Например, отказаться от мясоедения и стать вегетарианцем. Затем, воздерживаться от алкоголя и наркотиков, которые погружают сознание в гуну невежества. Далее, отказаться от недозволенных половых отношений, включая порнографию, проституцию, сексуальные отклонения. И, наконец, оставить азартные игры, включая игру на бирже. Эти виды деятельности, согласно ведическим писаниям, считаются столпами греха, и все они увеличивают влияние тамо-гуны.

Однако как бы ни хотелось произвести подобные изменения, реальность такова, что все эти виды деятельности считаются приносящими удовольствие, и люди не хотят от них отказываться. Такие изменения можно произвести только при определенных благоприятных условиях, но у большинства людей в повседневной жизни нет таких идеальных условий. Что же делать? Существуют альтернативные пути, которые влияют непосредственно на сознание, так что поведение меняется само собой в результате изменения сознания.