Смекни!
smekni.com

Некоторые элементы экономики 15 (стр. 52 из 77)

И впрямь парадокс! Судите сами: себялюбие, почти безграничное, повсеместно царит в нынешнем мире. Рейгановское «десятилетие жадности» сменилось бурными клинтоновскими 90-ми, в это же время одержимые жадностью люди разворовывали богатства России. Будь слова Саймона правдой, мы бы давно уже были в нирване — еще десять или двадцать лет назад. А может, и тысячу, и больше, ведь забота о собственных интересах — явление далеко не новое. Сама идея или даже надежда на то, что экономический рост приведет человечество к духовному совершенству, порождает серьезные вопросы. Например, каково действительное представление Нельсона о духовности? Впрочем, он не оставляет никаких сомнений: духовность для него — это «рай на земле». Разумеется, такие представления не совпадают с ведическими — Веды говорят, что сама по себе мирская экономика ведет лишь к дальнейшему погружению в пучину невежества. Духовные качества, описанные в Бхагавад-гите и Шримад-Бхагаватам, невозможно развить материальными средствами. И думать, что истинного духовного счастья можно достичь тем или иным материальным способом — значит обнаружить свое невежество в духовных вопросах, ибо это одно из величайших заблуждений современного общества. Всякий разумный человек приложит все старания, чтобы не поддаться на такие ложные обещания. Саймон, Нельсон и иже с ними хотят царства Божия, но без Бога.

Свои тщетные поиски рая на земле Нельсон продолжает в следующей книге «Экономика как религия» . Кроме шуток. Что же проповедует этот священник от экономики? О каком спасении говорит? А говорит он, что посредством экономического прогресса «из мира будет изгнан грех». А что такое грех? Это экономическая неразумность. Он говорит: «...быть неразумным — значит быть одержимым современным эквивалентом лукавого». А быть «неразумным» — значит действовать «не по-экономически», то есть не стремиться сохранить и преумножить свои богатства, что, в свою очередь, обозначает, что деньги надо ценить выше всего прочего. Деньги и богатство — вот боги Нельсона. Он утверждает: «Если разумным называть то, что приводит к экономическому прогрессу, и если экономический прогресс в конечном счете уничтожит людскую греховность, то из этого вытекает прямое следствие: вести себя разумно значит придерживаться высочайших нравственных заповедей человечества» . Иначе говоря, нравственность заключается не в том, чьему авторитету вы подчиняетесь, и не в том, как поступаете с другими. Она в том, что вы делаете деньги, копите богатства, ибо это боги, которые неизмеримо выше всех прочих соображений. Более того, убежденный в своей правоте, Нельсон говорит нам, что существует лишь одно определение разумности — его собственное — и что разные организации, вроде Корпуса Мира и всевозможных агентств международного развития суть новые миссионеры, чья работа состоит в том, чтобы нести эту весть о спасении всему миру. Далее он утверждает, что:

... устранение экономической недостаточности приведет к наступлению рая на земле. Все люди, все народы спасутся одним и тем же способом и в один прекрасный день окажутся в общем раю. Коль скоро религию заботит прежде всего спасение человечества и его высшее процветание, все люди станут следовать одной и той же всемирной теологии, чье послание содержится в экономической проповеди (sic!) всеобщего благосостояния, которая ведется в ХХ веке.

Правда в том, что религия м-ра Нельсона — атеизм, его рай — мир неограниченного чувственного наслаждения, а средство, с помощью которого он обещает доставить нас к жемчужным вратам райского царства — атеистическая экономика. Поистине жалкая замена подлинному осознанию истинной духовности и безграничному блаженству, приходящему, когда мы понимаем свою вечную духовную природу. Такие идеи и озарения никогда не придут к людям с таким складом ума, как у м-ра Нельсона. Более того, предложения Нельсона никогда и никому не принесут сколько-нибудь устойчивого счастья, как бы он ни воображал себе это. Нет такого количества материальных наслаждений, которое могло бы удовлетворить нас, духовных по природе существ. Даже нескончаемые наслаждения не делают человека счастливым, иначе как понять, что те, кто уже невообразимо, несуразно богат, недовольны и несчастливы? Почему они продолжают сидеть на шее у бедных и бесправных? Сколько нужно материальных благ, чтобы полностью удовлетворить человека? Как мы уже говорили, любого количества будет недостаточно. Неограниченные и постоянно нарастающие наслаждения есть не что иное, как топливо, которое лишь разжигает новые желания, пылающие огнем и не дающие нам покоя. Затерянные в аду вожделения, пропащие души богачей продолжают строить все новые и новые планы, чтобы заполучить всё.

Иллюзии и ложные предпосылки современной экономики

Наши взаимоотношения с окружающими всегда зависят от того, как мы понимаем, кто такие мы сами, что такое мир вокруг нас и в чем состоит наше предназначение. Любая истинная религия дает ответы на эти вечные вопросы, потому что Бог не просто завел этот мир, как часы, и бросил его на произвол судьбы, как утверждают деисты. В религиозных учениях, особенно в ведической литературе Он дал нам наставления о том, как жить в этом мире. Он постоянно посылает Своих представителей — ачарий, учителей и святых — чтобы вернуть нас на путь истинный, а иногда даже приходит Сам, чтобы учить собственным примером. Доносить до нас эти наставления вменяется в обязанность священству и интеллигенции, поэтому именно они являются флагманом любого общества. Но в эпоху Кали такое представление о божественном мироустройстве практически забыто, и многие проблемы, с которыми сейчас столкнулся мир, возникли из-за мнения, что эти вечные вопросы относительны и их можно толковать кому как нравится. Эта ошибочная предпосылка привела к возникновению других ложных представлений относительно мироустройства, которых великое множество в современной экономике, столь существенно влияющей на ход мировых событий. Рассмотрение этих предпосылок в свете ведической мудрости дает возможность ясно понять, какие препятствия мешают экономике приносить благо всем людям.

Некоторые ошибки современного мировоззрения мы уже выявили раньше. Теперь же мы подробно рассмотрим то, что составляет основы атеистической экономики (т.е. экономики наших дней), последствия которой столь ужасны для большинства людей во всем мире. Эти основополагающие идеи таковы: 1) Бога нет, 2) каждый человек может владеть безграничным количеством частной собственности, 3) мы сами создаем плоды наших действий, поэтому имеем право обладать и наслаждаться ими, 4) преследование собственных эгоистических интересов волшебным образом принесет благо всем (идея так называемой Невидимой Руки рынка), 5) корпорации и другие вымышленные институты реальны, нужны и полезны, 6) бумажные деньги обладают ценностью. Из этого вытекает целый комплекс других допущений и проблем.

Основы атеистической цивилизации

Слово «атеизм» происходит от греческого atheos, что значит «безбожный». В греческом приставка а- означает «без-», а слово theos — «Бог». Точно такое же определение дают атеизму Веды. В ведической литературе все, что не имеет связи с Богом, считается атеистическим. Кроме того, идея атеизма связана с концепцией Майи. В истории о сотворении мира рассказывается, как Брахма, желая найти причину своего уединенного существования, предался суровой аскезе и погрузился в медитацию. Довольный его стараниями, Верховный Господь явился ему и объяснил, что Он (Господь) — единственная основа всего бытия, а также рассказал о разнице между реальностью и иллюзией:

О Брахма, это Я, Личность Бога, существовал до начала творения, когда не было ничего, кроме Меня. Не было тогда и материальной природы, причины возникновения мироздания. Все, что ты видишь сейчас — тоже Я, Божественная Личность, и то, что остается после уничтожения — тоже Я, Божественная Личность. О Брахма, все, что кажется обладающим какой-то ценностью, но при этом не связано со Мной, — нереально. Знай же, что это Моя энергия иллюзии, отблеск света во тьме (Бхаг, 2.9.33–34).

Бхактиведанта Свами в своих комментариях к этим стихам объясняет связь между Майей и атеизмом: «Следует особо отметить, что говоря с Господом Брахмой, Личность Бога обращает все его внимание на Себя, подчеркивая, что Он, Верховный Господь, существовал до творения, только Он один поддерживает это творение, и только Он останется после его уничтожения. Брахма также является созданием Верховного Господа… на любой стадии существования мироздания — при его возникновении, в процессе его существования и роста, во время взаимодействия различных энергий, а также при его разрушении и исчезновении — все в нем уходит корнями в бытие Личности Бога. Поэтому любое проявление забвения этих изначальных отношений с Господом, любые представления о реальности вещей, существующих якобы вне связи с Господом, называют порождением Его энергии иллюзии. Следует понимать, что, поскольку нет ничего, что в своем существовании не зависило бы от Господа, энергия иллюзии также является одной из энергий Господа». Выше мы уже назвали энергию иллюзии майей. Под влиянием этой энергии мы воспринимаем всё в связи с собой, считая, что всё предназначено для нашей пользы, нашего удовольствия или наслаждения, совершенно позабыв о том, что всё связано с Богом. Таким образом, все, что мы воспринимаем как не связанное с Богом — и мысли, и поступки — атеистично и находится во власти Майи, иллюзии. Цель Шримад-Бхагаватам состоит в том, чтобы рассеять эту иллюзию, доказав, что все в этом мире связано с Богом. В самом начале этого великого произведения — во втором из его 18 000 стихов — уже говорится об избавлении от этой иллюзии: