Смекни!
smekni.com

Некоторые элементы экономики 15 (стр. 25 из 77)

Экономика под влиянием гуны благости

Одним из главнейших качеств общества, находившегося под преобладающим влиянием благости, было то, что в нем отсутствовал мотив выгоды, как таковой. Экономикой двигал мотив производительный, то есть целью деятельности было произвести конкретный предмет. Ценность производимых предметов определялась их полезностью для удовлетворения жизненных нужд, а не прибылью, которую они могли бы принести. Таким образом, мотив эксплуатации других или земли исключался. Это необязательно были «осязаемые» предметы, вроде пищи или мебели. Это могли быть образование, закон, медицина, боевые искусства и тому подобное. Более того, усилия человека, помимо того, что они служили производительным целям, приносили ему моральное удовлетворение от хорошо сделанной работы, будь то применение военного искусства, обучение, плетение корзин или шитье одежды… Таким образом работа была источником огромного удовлетворения для всех членов общества.

В то время как в гуне страсти экономика функционирует посредством конкуренции, а в невежестве — эксплуатации, в благости экономическая деятельность характеризуется сотрудничеством. Каждый занимается тем делом, которое приносит ему удовлетворение, так используя свои таланты и природные способности, чтобы они естественно помогали ему в радостном взаимообмене с другими, благотворном для всех. В обществе, находившемся под влиянием гуны благости, каждый член общества делил со своими согражданами плоды общих усилий, причем каждый получал все необходимое, и никто не был обделен.

Те, кто находится под влиянием саттва-гуны, признают, что все дары земли даны человеку Богом и предназначены для блага и благополучия всех нас. Как следствие этого культура саттва-гуны признает за каждым право на средства к существованию. Следует отметить, что это право не связано непосредственно с исполнением долга. Обязанности выполняются не ради права сидеть за обеденным столом. Культура саттвы основана не на корысти. Напротив, она являет собой противоположность корыстному умонастроению. Вместо желания брать, получать, обладать в ней присутствует настроение отдачи, иногда принимающее даже форму соревнования. В некоторых саттвических культурах человек мог удовлетворить свои все свои нужды только за счет подарков от других либо через тот или иной способ перераспределения благ.

Экономика в гуне благости использует естественный способ жизни, данный человеку Богом. По божьему замыслу домохозяин без труда может получить все самое необходимое для жизни: пищу, крышу над головой и одежду. Все это можно получить от земли почти в любой точке земного шара. Чтобы получить все это, особенно для собственного использования, существует естественная экономика, естественный образ жизни. Непосредственный продукт усилий человека — это именно то, что ему действительно нужно, а не промежуточное средство. Производя пищу, одежду, строя жилище, человек делает это для себя. Он непосредственно заинтересован в результатах своих усилий и потому делает все с бóльшим старанием и усердием. Деятельность сама по себе становится для него источником удовлетворения и обоснованной гордости за произведенный результат.

При «неестественном» образе жизни, как это происходит в нынешнем мире, люди делают что-то не непосредственно для себя, а чтобы достичь чего-то другого. Большинство из них заняты работой, в которой не заинтересованы сами и от которой не получают непосредственной пользы. Они ходят на работу, чтобы заработать денег, а уж на деньги покупают то, что хотят. Поэтому большинству людей нужны только деньги, а то, что не приносит денег, их почти не интересует. Это еще один источник нирвишеши и шуньявады — имперсонализма и философии пустоты. Необходимость получать нечто отличное от того, что человек производит своими руками, ставит его в рискованное и уязвимое положение и делает зависимым от того, кто контролирует промежуточную переменную. В нашем обществе роль этой переменной выполняют деньги, и то, что ими управляют другие (будь то наш начальник или правительство), дает этим «другим» неестественную власть над нами. Человек, у которого есть деньги или который ими заправляет, становится влиятельным лицом, неважно, достоин он этого или нет. В результате сегодня нередко бывает, что недостойные командуют достойными, а глупость приказывает мудрости. Недостойные люди занимают высокое положение просто потому, что они заправляют деньгами, а это создает в мире беспорядок и хаос.

Напротив, важная черта экономики в гуне благости — то, что каждый, кто руководит другими, должен быть достоин этого. Причина этого в том, что взаимоотношения в таком обществе основаны на любви и долге. Право вести за собой других и командовать должно быть заслужено, обеспечено качествами, и обычно человек занимает руководящее положение после длительного периода обучения. В культуре саттвы почетом и уважением пользуются мудрость и опыт, поэтому в ней нет такого понятия как плохой или недостойный лидер.

В благости люди сотрудничают с животным царством, защищая его одомашненных представителей и заботясь о них. Равным образом люди сотрудничают и с землей: человек заботится о земле, возвращая ей взятое посредством органического удобрения, а не только берет и берет у нее, истощая и лишая плодородия.

«Я и мое» в саттва-гуне

Существует множество примеров культур прошлых эпох, характеризующихся благостью, и один из лучших можно обнаружить в истории Индии, в эпосе «Махабхарата». Современные ученые говорят, что письменные источники по истории Древней Индии отсутствуют. При этом они не принимают в расчет сведений, которые изложены в ведической литературе, считая их мифами. Возможно, причина этого в том, что эти повествования изобилуют описаниями удивительных человеческих качеств и событий, которых не увидишь в Кали-югу, век греха. Но вайшнавы считают исторические свидетельства Пуран верными. То же относится и к «Махабхарате», само название которой («Великая Бхарата») указывает на то, что события, описанные в ней, происходили в Бхарате (то есть в Индии), около пяти тысяч лет назад. «Ади-парва» «Махабхараты» повествует о прежних временах, перенося нас в прошлую эпоху, Двапара-югу, когда люди жили в гармонии с другими людьми, с животными и природой (слова «закон» и «дхарма», употребленные в нижеприведенном отрывке, относятся к правилам поведения, установленных Ману, прародителем человечества).

Обновленные царства заняли собой всю опоясанную океаном землю с ее горами, лесами и долинами; и все человечество во главе с брахманами жило в величайшей радости. Отрешившиеся от вожделения и алчности цари, правившие согласно Закону, бережно охраняли своих подданных, и все сословия были чрезвычайно счастливы. Если же правители и наказывали своих подданных, то всегда справедливо и только по необходимости. Поскольку правители были преданны дхарме, могущественный Индра, тысячеглазый бог сотни жертвоприношений, орошал землю своими благодатными дождями, выпадавшими в нужное время и в нужных местах, утучняя население. Никто из детей не умирал в малолетстве, и никто из еще не достигших телесной зрелости отроков не знал близости с женщинами. Таким образом, эта плодородная земля, окруженная морями, заполнилась людьми, чья жизнь была долгой.

Благочестивые правители возжигали жертвенные костры и с большой пышностью поклонялись Верховной Личности Бога и Его святым слугам. С таких жертвенных обрядов радостные подданные уходили, нагруженные щедрыми дарами своих правителей. Брахманы усердно изучали книги знания: Веды с их дополнениями и Упанишады. Кроткие ученые не продавали свою мудрость, а бесплатно делились ею с чистыми духом и благочестивыми людьми, при этом не принуждая людей к религиозной деятельности сверх их понимания. Вайшьи пахали землю на быках и получали обильные урожаи. На коров не возлагали ярма, и всех больных животных непременно лечили. Люди не доили коров, которые вскармливали телят, а торговцы не обвешивали покупателей.

Все человечество соблюдало божественный закон — дхарму, и, преданно служа дхарме, все люди честно исполняли свои обязанности. Учителя, правители, торговцы и ремесленники с удовольствием делали предназначенную им Богом работу, которую каждый избирал по своим наклонностям. Все так ревностно хранили добродетель, что не наблюдалось никакого падения нравов, как это нередко случается среди процветающих народов.

В должное время коровы приносили телят, а женщины рожали детей, деревья круглый год давали цветы и плоды. Так вся земля полнилась разнообразными существами.

И это было не только в Бхарата-варше (Индии)! Все коренные культуры мира были саттвичны по природе, и доказательства этому существуют и по сей день. Во всех этих многочисленных культурах даже во времена, не столь далекие от нас, существовала экономическая структура, в которой ни один человек не оставался без достаточных средств к существованию. Как правило, этого результата достигали, используя систему общинной собственности, которой, по традиции, часто обменивались, так, что ни один человек не мог постоянно превосходить в чем-то других. В «Махабхарате» есть замечательный пример, иллюстрирующий это: