Смекни!
smekni.com

Некоторые элементы экономики 15 (стр. 67 из 77)

Понимание психопатической личности представляется еще более важным, если признать, что источник и голос нашей совести — Сверхдуша, Господь, пребывающий в нашем сердце. «Есть в этом теле и другой, трансцендентный, наслаждающийся. Это Господь, верховный владыка, который наблюдает за живым существом и санкционирует все его действия и которого называют Сверхдушой.» (Б.-г., 13.23). Иначе говоря, люди, по природе своей не являющиеся демонами, связаны с Господом. Эта связь называется совестью, и с ее помощью Он направляет нас. Те, кто избегает осознания совершенных ошибок, как говорит Пек, предпочитает пренебрегать руководством Сверхдуши, отвергать его, — до тех пор, пока совсем не перестают слышать «внутренний голос». Лишенные совести, они не имеют нравственного компаса, не способны отличать хорошее от дурного, правильное от неправильного, то, что следует делать, от того, чего делать не следует. Все их поведение нацелено на то, чтобы просто доставлять удовольствие себе, делать все, что вздумается, не заботясь о других. Находясь под влиянием тамо-гуны, они делают один неверный выбор за другим и постепенно погружаются все глубже и глубже: «Их, исполненных ненависти и злонравных, самых низких среди людей, Я навеки низвергаю в океан материального существования, в разные демонические формы жизни» (Б.-г., 16.19).

«Те, кто дает, и те, кто берет» — так они воспринимают мир. Сами они, конечно, «берут», а все остальные — их законные жертвы. Хэйр говорит о том же: «Психопаты относятся к окружающим как к средству удовлетворения своих желаний и потребностей. Слабые и ранимые, над которыми психопаты издеваются, вместо того, чтобы пожалеть, — их любимые жертвы». Психолог Роберт Рибер вторит ему: «Во вселенной психопатов нет такого понятия как просто слабый. По их мнению, кто слаб, тот и глуп, т.е. сам напрашивается на то, чтобы его использовали». Теперь, понимая все это, давайте еще раз взглянем на действия МВФ, Всемирного Банка, множества крупных корпораций и правительств стран мира и попробуем разобраться в их мотивах. Будем ли мы теперь удивляться, что те, кто должен «помогать нам», зачастую оказываются волками в овечьей шкуре?

Психопаты не знают угрызений совести, смущения или раскаяния. Они не думают о недостатках своего поведения. Они даже не признают, что могут делать что-то не так и никогда не обращаются к другим за помощью или советом по поводу своих действий. А если указать им на их ошибки, они приходят в ярость, отрицают свои недостатки, и сваливают вину на жертву или обвинителя. Они видят зло в других и пытаются уничтожить их, якобы во имя справедливости .

Железная воля и желание управлять другими — еще одно поразительное качество психопатов. Кернберг говорит об этом (см. выше), и Пек пишет: «Читатель будет поражен сверхъестественным своеволием злых людей. Это мужчины и женщины с безусловно сильной волей, твердо настроенные действовать по-своему. В том, как они пытаются контролировать других, чувствуется необыкновенная сила» . Психопатам нравится повелевать, управлять людьми, и они не могут поверить, что может существовать какое-либо верное мнение, отличное от их собственного. Хэйр пишет: «Психопаты чрезвычайно самовлюбленны и надменны и поразительно эгоцентричны и претенциозны. Они считают себя центром вселенной, высшими существами, которые имеют право жить по собственным правилам. “Не могу сказать, что я не следую никаким законам, — заявила одна из рассматриваемых нами особ. — Я придерживаюсь своих законов и никогда их не нарушаю”». Поскольку человек, страдающий нарциссизмом, не может ошибаться и создает собственные законы, он пытается подогнать других под себя, чтобы они думали и поступали как он, чтобы делали все так, как ему хочется. В мире нарцисса мало места для индивидуальности, поскольку выражение чужой индивидуальности, которая отличается от его собственной, уязвляет, оскорбляет его. Остро чувствующий это Фромм расширил свое определение некрофилии, включив в него желание некоторых людей управлять другими — подчинять их себе, воспитывать в них чувство зависимости, препятствовать их способности самостоятельно мыслить, сводить на нет их непредсказуемость и неповторимость, строить их в шеренги.

Их представление о собственной значимости раздуто, они высокомерны, нахальны и любят командовать. Снисходительность они проявляют только к себе. Их сексуальность часто отклоняется в сторону гомосексуализма, и многие из них подвержены непомерной жадности, особенно если это «белые воротнички». Им совершенно чужды эмоции, они ничего не чувствуют. Когда они проявляют эмоции — это всего лишь шоу. Они научились этому, наблюдая за другими. Хэйр говорит: «Эти же примеры иллюстрируют ужасающую и озадачивающую черту, которая отмечена в истории болезни каждого психопата: поразительная глубочайшая неспособность воспринимать чужие боль и страдание — другими словами, полное отсутствие сочувствия и, соответственно, любви».

Согласно принятым юридическим и психиатрическим нормам психопаты не считаются сумасшедшими. В основе их поступков лежит «не душевная болезнь, а холодный и расчетливый рассудок вкупе с ужасной неспособностью относиться к окружающим как к мыслящим и чувствующим людям» . Хотя с юридической точки зрения они вполне дее- и правоспособны, а по клиническим нормам нормальны, к ним применяют термин «психиатрическое расстройство», за неимением лучшего способа объяснить их явно ненормальное поведение. Психопаты составляют около 4 – 6% от общего количества населения и представляют собой одну из самых серьезных социальных проблем, с которыми столкнулось современное общество. В книге «Маска нормальности» д-р Клекли с явным разочарованием неоднократно говорит о том, что представители власти, к какой бы сфере они ни принадлежали (психиатрия, юридическая сфера, правительство), по непонятным причинам сознательно игнорируют эту крайне насущную проблему. Он клеймит расплывчатость профессионального определения психопата, называя его «заговором уклонения от вопроса». Зная о том, что писал Лобачевский, можно задаться вопросом — а может, это потому, что психопаты, занимающие руководящие посты, не хотят, чтобы их узнали?

Что удивительно: и Клекли, и Хэйр, и Пек сходятся в том, что психопаты неизлечимы. Хэйр говорит, что «психопаты печально известны именно тем, что яростно сопротивляются любой попытке их изменить», в большой степени потому, что не видят в себе никаких недостатков, а следовательно и не чувствуют необходимости меняться и не нуждаются ни в каком «лечении». «От чего мне лечиться?» — недоумевает психопат. Судебная медицина и многие тщательно разработанные программы, созданные, чтобы помочь психопатам в тюрьмах или на принудительном лечении, оказались бессильны. А ведь они затронули только тех, кто сидит под арестом. Что же говорить о миллионах психопатов, разгуливающих на свободе! Хотя общество видит в них проблему, у них самих нет проблем с собой, поэтому нет и стимула и желания меняться. Такие люди совершенно «опустились», по определению Бубера.

Большинству людей трудно поверить, что нашими корпорациями заправляют психопаты, трудно принять, что банковское дело и управление государством также находятся в их руках. Причина в том, что добрые люди редко бывают подозрительны и не могут представить себе, как другие могут делать то, чего сами они ни за что не сделали бы. Но факты — упрямая вещь. Программы структурной адаптации, которые приводят к голоду, болезням, невежеству, невыразимым страданиям и смертям сотен тысяч человек, попытки вывести «терминаторные» семена (которые дают только один урожай) и генетически модифицированные растения, на которые можно получить патент, чтобы в будущем поработить всех крестьян и лишить людей средств к существованию — так нормальные люди не поступают. Утаивать лекарства и препятствовать лечению смертельных заболеваний (СПИДа, рака); запрещать безопасные продукты и пищевые добавки; беспардонно вторгаться в окружающую среду и загрязнять ее; узаконить и поощрять использование автомобилей, расходующих огромное количество горючего и отравляющих воздух своими выхлопами; бессмысленно вырубать тропическую сельву; испытывать лекарства и вирусы на ничего не подозревающих людях; открыто лгать народу, чтобы заручиться его поддержкой в войне; оставить миллионы людей без крова; зарабатывать деньги на убийстве миллиардов животных; уничтожать целые народы, непрерывно «воевать за мир», создавать и поддерживать огромную разницу в уровне благосостояния — этот список подлинных черт современного общества можно продолжать до бесконечности, и все это очень похоже на деятельность психопатов.

Люди склонны полагать, что психопаты и внешне выглядят такими же чудовищами, какими являются внутри, однако это далеко не так. Психопаты обычно выглядят и ведут себя еще более нормально, чем самые нормальные люди. «Они создают более убедительную картину добродетели, чем может быть сама добродетель. Так, восковой бутон розы или пластмассовый персик порой кажутся нам более привлекательными, более соответствующими нашим представлениям о розе и персике, чем их несовершенные оригиналы» .

Обычно люди стараются не драматизировать ситуацию, считая, что так будет лучше и безопаснее, и стремятся оставить все как есть. Но слишком часто реальное положение вещей в мире настолько отличается от того, во что нам хотелось бы верить, что правда для нас оказывается просто неприемлема. Она угрожает нашему ложному эго, нашим представлениям об этом мире и нашим надеждам найти в нем прибежище. Признав, что нашей планетой и жизнью управляют демоны, мы осознáем собственную беспомощность, и тогда будущее покажется нам настолько мрачным, что и подумать страшно. Лучше уж выкинуть все это из головы. Но увы! К сожалению — а может быть, и к счастью —то время, когда это можно было сделать, прошло. Реальность стучится к вам в дверь, она уже на пороге. Видя мир на краю пропасти, под угрозой уничтожения, или порабощения, или и того и другого вместе, мы не можем закрывать глаза на реальность: некоторые представители человечества далеко не так человечны, как остальные. Чтобы решить проблему, нужно признать, что она существует.