Смекни!
smekni.com

Некоторые элементы экономики 15 (стр. 15 из 77)

Людей этой третьей группы на санскрите называют вайшьями. Они обладают естественной склонностью к организации и производительной деятельности. Они знают, что делать в первую очередь, что — во вторую, в третью и так далее, и понимают, как извлечь выгоду из любой сложившейся ситуации. Люди такого типа умеют «делать деньги», то есть извлекать пользу и получать что-то ценное из природных ресурсов, используя труд работников, которых они способны организовать. Вайший можно было бы назвать на современном языке бизнесменами, если бы бизнесмены по-настоящему следовали идеалам ведической культуры. Рабочим, которых в ведической культуре называли шудрами, необходимы руководство и управление, без которого они не могут ничего произвести. При этом они способны принимать такое руководство и действовать согласно ему.

Подобное деление на четыре сословия можно обнаружить в каждом обществе, в каждой культуре. Везде должны быть (и есть) интеллигенция, управляющие, организаторы и рабочие, независимо от того, насколько точно они соответствуют идеалу, описанному выше. В Ведах эти категории называются варнами, и встретить их можно в каждом обществе, каждой культуре. Спешу заметить, что это описание варн не следует путать, будь то в теории или на практике, с индийской кастовой системой. Деление общества на четыре сословия происходит согласно влиянию гун, в зависимости от гуны и кармы человека, т.е. его природы и способностей. Кастовая же система — искаженное «продолжение» системы варн, и положение человека в ней определяется только его происхождением. Закрепление за человеком наследственных привилегий есть проявление невежества. Считать, что человек наследует варну, столь же глупо, как считать, будто сын врача должен автоматически считаться квалифицированным врачом только потому, что он родился в соответствующей семье, и ему не требуется обучение этой профессии. Или сын инженера должен считаться инженером, не пройдя должного обучения и не продемонстрировав необходимых познаний. Само это предположение нелепо. Аналогично этому, и брахман, чтобы должным образом вести за собой общество, должен обладать определенными качествами и способностями. Это положение не должно быть номинальным, рассчитанным «на публику». Оно подразумевает конкретные требования и обязанности, которые человек должен уметь выполнять. В ведической культуре положение брахмана давало человеку определенный общественный статус и привилегии, поскольку его способности были важны для благополучия всего общества. Но требовать привилегий только из-за титула, не обладая необходимыми достоинствами, способностями и не исполняя обязанностей своего сословия — это обман, и ничего больше. Следует добавить, что кастовая система, основанная на праве рождения, не находит подтверждения в ведической литературе и не была известна в Индии до британцев. Именно британцы, захватив Индию, разделили ее общество на касты, чтобы повлиять на культуру, подчинить ее себе[11].

Неотъемлемой частью системы варн является концепция обязанностей каждой из частей общества по отношению к другим, причем чем выше сословие, тем выше мера его ответственности по отношению к другим варнам. Обязанностью высших сословий было защищать низших, особенно слабых и невинных — брахманов, женщин, детей, стариков и коров. В действительности, в ведической культуре каждое живое существо считалось гражданином государства и находилось под защитой царя. Обязанности каждой варны были определены Ману и зафиксированы в «Ману-самхите». Каждый член ведического общества добровольно выполнял свои обязанности, поскольку такова была культура. Ими не двигало желание личной выгоды или угроза наказания или штрафа. Поскольку эта культура основывалась на принципах гуны благости, люди в ней действовали из чувства долга — таков признак саттва-гуны.

Варна-санкара

То, что было описано выше — своего рода идеал, то, какими должны быть варны в «чистом» виде, и какими они были, до определенной степени, в ведической культуре. Их следует считать элементами общественного механизма, благодаря которому (если он исправен) культура функционирует как надо: все члены общества трудятся вместе ради общей цели — в конце жизненного пути достигнуть цели, находящейся за пределами материального мира. В те времена за «чистотой» культуры следили священники, брахманы — люди в гуне благости. Те, на кого сильнее влияла гуна страсти, были не просто царями, они вследствие своей духовной чистоты считались еще и мудрецами, риши. Соответственно, их называли раджа-риши, что значит «святой царь». Раджариши ценили и уважали ведическую культуру и в своих действиях руководствовались наставлениями брахманов. Они выступали гарантами того, что все члены общества выполняют свои обязанности согласно дхарме, и тем самым обеспечивали благополучие как себе, так и обществу. Организаторы, вайшьи, не были поглощены мыслями о наживе и накоплении богатств ради самовозвеличивания. Они, как и полагается вайшьям, производили все необходимое для нормального функционирования общества. Рабочие, шудры, были послушны, преданны и очень старательны. При таком устройстве общества каждый его член дружески разделял с другими материальные и духовные блага.

Носители древней ведической культуры понимали, что цель жизни — трансцендентное бытие. А принципы Вед они считали необходимыми средствами, призванными помочь им достичь этой цели. Поэтому они старались по мере возможности хранить чистоту своей культуры, сохраняя собственную чистоту, а также чистоту варн. Но под влиянием века Кали, по мере того как чувственное влечение брало верх над желанием сохранить идеальную культуру, этот идеал был отвергнут. Вследствие заключения браков между представителями разных варн, чистота сословий по прошествии столетий практически полностью сошла на нет. Результат — так называемая варна-санкара, «смешение варн», то есть, большая часть людей обладает теперь свойствами разных варн, и никто не знает точно своего настоящего места в обществе и какую роль ему играть. Части этого тонкого и чувствительного общественного механизма стерлись до такой степени, что не могут больше взаимодействовать, как раньше. Священники утратили чистоту, кшатрии лишись своей святости, да и других достоинств, организаторы, которых мы называем бизнесменами, делают все возможное, чтобы эксплуатировать других, а рабочие отвечают им соответственно. Настал хаос, и каждый на своем уровне делает все возможное, чтобы взять от других как можно больше. Конечно, поскольку все мы не одинаковы, некоторые преуспевают в этом больше, чем другие. В итоге некоторые категории общества — множество женщин, очень много детей, а часто и старики — оказываются в отчаянном положении.

Система варн образует то, что некоторые называют «телом общества». Как и в нашем теле, в обществе все его части служат целому. Брахманы считаются головой общества, кшатрии — руками, вайшьи — желудком, а шудры — ногами. Когда все части тела служат целому, тело здорово. То же самое касается и «тела общества», когда оно функционирует как единое целое. Но когда одна часть утрачивает связь с целым и стремится к собственной выгоде, всему «телу» плохо. В современном обществе эти различия, равно как и связи разных частей «тела» утрачены. Каждый из нас стремится к собственной выгоде, на вид независимо от других — как будто это вообще возможно. Попытки достичь совершенства таким образом так же нелепы, как и попытки частей тела существовать отдельно от других частей ради собственной выгоды. Могут ли руки быть счастливы отдельно от головы? Может ли голова быть счастлива без помощи желудка, который ее питает? А желудок будет ли счастлив без помощи рук и ног? Может ли желудок просто наслаждаться питательными веществами и отказываться делиться с другими частями тела? Нет. Части «общественного тела» не выживут, если не будут взаимно сотрудничать на благо всего общества. Но ведь так и происходит в наши дни! Каждый член общества старается заботиться только о себе, не вступая ни в какие отношения с представителями других классов и не беря на себя никаких обязательств по отношению к ним. В результате счастливы очень немногие, и у очень немногих есть необходимые ресурсы, чтобы прожить жизнь не напрасно. Представление о том, что можно быть счастливым и при этом не зависеть от других — всего лишь еще одна из иллюзий, которыми живет современное общество.

Личная верность последователей ведической культуры ее принципам создавала общественный договор, который защищал всех членов общества и приносил им пользу. Договор этот основывался на том, что каждый член общества должен по мере своих природных способностей содействовать благу других. Брахманы должны были направлять общество и следить за его духовным благополучием. Кшатрии обеспечивали физическую защиту от зла и заботились о том, чтобы каждый член общества занимался своим делом. Вайшьи организовывали производительный труд и управляли распределением благ. Шудры обеспечивали рабочую силу. В контексте культуры, где не существовало такого понятия как деньги, было нетрудно заметить взаимозависимость всех членов общества. В более тесном, личностном мире вы, скорее всего, будете знакомы с человеком, который шьет одежду, или делает обувь, или снабжает вас молоком. А что вы дадите ему взамен? От вас ведь тоже что-то требуется. Чувствуется какое-то обязательство. Что немаловажно, члены общества могли хранить личную приверженность этому идеалу вследствие влияния саттва-гуны и этого общественного договора, сохранявшегося, пока преобладало влияние благости. Общественное устройство поддерживалось также личной преданностью каждого человека высшему духовному идеалу. Целью каждого члена общества было достичь в конце жизни высшей цели — райских миров или же полного духовного освобождения. В давние времена это было распространено повсеместно, однако из-за возрастающего влияния страсти и невежества верность этому идеалу не сохранилась. В индийской культуре система варн выродилась в кастовую систему, а на Западе в том или ином виде продолжала существовать на протяжение всего Средневековья.