Смекни!
smekni.com

Некоторые элементы экономики 15 (стр. 54 из 77)

Мы имеем право на то, что необходимо для нормальной жизни, как говорится в «Ишопанишад» (текст 2). Там же сказано, что такой образ жизни совершенно необходим и достаточен: «Постоянно поступая подобным образом, человек может стремиться прожить сотни лет, ибо такая деятельность не связывает его законами кармы. Иного пути для человека нет». Выражение «иного пути для человека нет» означает, что ничто другое не может удовлетворить человека. Нет альтернативы, которая принесла бы человеку продолжительные успех и счастье. Если мы следуем наставлениям Вед и видим все сущее связанным с Богом, признаем, что Он дает нам все необходимое для жизни, то должны принять и то, что с точки зрения материалиста может выглядеть как ограничение. Это достигается преодолением ограниченности материального восприятия и переходом в духовную реальность. Бхактиведанта Свами описывает план Господа так:

«Бедность — проклятье для человека, живущего материальными представлениями о жизни. Но те, кто богат духовно, не имеют ничего общего с нищетой или богатством этого мира. Живые существа не созданы для нищеты, поскольку они — частицы Верховного Господа, владыки всего сущего. Каждое живое существо имеет неотъемлемое право наслаждаться собственностью Господа — как сын наследует имущество отца. Это закон. Но, околдованные иллюзией, мы забыли о своих отношениях с Верховным Отцом и потому страдаем» .

Люди, богатые духовно, знают свое место в этом мире и знают, как обрести духовное удовлетворение и свободу от материальных представлений о жизни. Поэтому они не жаждут бессмысленного накопления материальных вещей. Они счастливы тем, что имеют, пользуются этим, пока могут использовать его должным образом, а потом передают кому-то другому.

Частная собственность — краеугольный камень атеистической экономики. Соглашаясь с идеей частной собственности, мы разделяем мир, поскольку у каждого в нем появляются свои интересы, отличные от интересов других людей. Каждый становится сам за себя, а это означает одиночество, печальное одиночество. Попытки жить этой иллюзией, считая ее реальностью, опутывают нас колдовской сетью неразрешимых проблем.

Не мы являемся причиной результатов нашей деятельности

Еще одну из фундаментальных идей современной экономики — право на обладание результатами собственной деятельности — мы уже рассматривали вкратце, когда обсуждали концепцию «я и мое». Давайте, исследуем этот вопрос глубже, посмотрим на это представление как на одну из ложных предпосылок, поддерживающих экономику атеизма.

Каждый человек трудится, чтобы получить какой-то результат. И поскольку он вкладывает в достижение этого результата свои усилия, он склонен провозглашать его своей собственностью. Но Шри Кришна говорит нам, что мы не являемся причиной возникновения результата нашей деятельности, а значит, не можем считать себя законными владельцами того, что производим (Б.-г., 2.47):

«Ты можешь выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет права наслаждаться плодами своего труда. Никогда не считай, что результаты твоих действий зависят от тебя, но при этом и не отказывайся от выполнения своих обязанностей».

Кроме того, Кришна объясняет, почему мы не можем заявлять права на то, что сделано нашими руками (Б.-г., 3.27):

«Введенная в заблуждение ложным эго, обусловленная душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершают три гуны материальной природы».

В противоположность тому, что нам кажется, результаты наших действий проявляются не только вследствие нашей деятельности, но и благодаря деятельности гун материальной природы, дайви майи. Поясним это примером. Многие талантливые, способные, честные люди становятся предпринимателями, но большая часть из них ничего не достигает в этом деле, а подавляющее большинство в течение нескольких лет разоряются, несмотря на упорный труд и сильное желание достичь успеха. Почему? Наверняка есть что-то помимо наших действий, чем можно объяснить успех одного и неудачу другого. Это «что-то» называется кармой, и она дает или не дает нам обрести результаты, в зависимости от наших поступков в прошлой жизни. Карму можно представить чем-то вроде банковского счета, на котором копятся хорошие и дурные поступки, и с которого мы потом «снимаем» наслаждения и страдания. За распределение этих результатов отвечают деваты, полубоги — те, кто управляет вселенскими процессами. Мы можем стремиться к какому-то результату и трудиться изо всех сил, чтобы получить его, но, если это не положено нам по карме, мы ничего не добьемся. А если положено, и мы добились своего, следует понять, что результат этот послан нам материальной энергией, гунами, а вовсе не является плодом одной лишь нашей энергии.

Поскольку плоды наших действий нам посылает материальная природа, мы не можем называть их своей собственностью. А если по невежеству своему мы позволяем себе подобное, то тем самым создаем себе новую карму. Тех, кто живет подобным образом, Кришна называет скупцами. Скупец — это человек, который не знает истинной ценности вещи и не потому использует ее по назначению. Чаще всего это касается денег. Деньги представляют ценность, когда находятся в обороте и используются, но скупцы вместо того чтобы пустить деньги в дело, копят их и с большой неохотой расходуют, даже если сами прозябают в нужде. Разновидностью скупцов являются люди, не ведающие, насколько ценно действие, когда оно совершается в должном умонастроении. Такие действия даруют чудесный результат — духовное освобождение, но скупцы, когда делают что-то, не расстаются с мыслями в духе «я и мое» и очень привязаны к результату своих действий, поэтому, по законам кармы они создают себе новое бремя, которое вынуждены нести в материальном мире.

Объявление результатов деятельности своей личной собственностью — еще одна иллюзия, которая, однако, является одним из фундаментальных принципов современной экономики.

То, каким образом создаются результаты наших действий, будет описано во втором томе, в главе о карме.

Служение себе: в чем подвох?

В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит выдвигает аргументы в пользу заботы о себе, говорит о том, как разбогатеть, нередко за счет других или, по крайней мере, не заботясь о благе других. В книге IV, где речь идет о международной торговле, он пишет о явлении, известном как «сравнительное преимущество». Каждое место вследствие имеющихся там природных ресурсов имеет преимущество в производстве конкретного товара более качественно и с меньшими затратами. Этим товарам, настаивает Смит, нужно позволить найти свой рынок сбыта, и не следует ограничивать их продажу на местных рынках, несмотря на то, что они произведены за границей. Его аргументы легли в основу того, что в течение последних двух десятилетий упорно навязывается нам под названием «фритредерства» или «свободной торговли».

Смит пытается убедить читателя, что разрешение на такую неограниченную торговлю позволит удовлетворить все желаемые нужды общества и сделает это гораздо эффективнее, нежели какая бы то ни было комиссия по планированию. Его аргументы призваны опорочить командную экономику, в которой люди с ограниченными способностями пытаются контролировать огромный рынок и бесчисленное многообразие его товаров, поощряя или запрещая те или иные аспекты торговли. Смит остерегается политики протекционизма в сферах налогов и цен, которую обычно применяют, чтобы поставить на ноги местную развивающуюся промышленность.

Как и где использовать капитал, чтобы произвести товар с наибольшим эффектом? Смит отвечает на это вопрос так: «каждый человек, и это очевидно, может на своей территории судить гораздо лучше, чем это сделал бы за него любой политик или законодатель. Политик, который попытается указывать людям, как им использовать свой капитал, обременит себя совершенно ненужной заботой, а кроме того, присвоит себе власть, которой не смогут доверять без опаски не только отдельные люди, но и никакой совет или сенат, и которая нигде не будет столь опасна, как в руках человека, имеющего достаточно глупости и наглости воображать себя персоной, подходящей для этого» .

Поскольку каждый из людей работает на себя и старается как можно эффективнее воспользоваться любой удобной возможностью, о которой может знать только он один, получается, что таким образом каждый служит интересам всего общества. Как будто «невидимая рука ведет их к итогу, который не входил изначально в их намерения. И для общества не всегда хуже, если подобное не входит первоначально в намерения человека. Преследуя собственные интересы, человек зачастую служит интересам общества». Это единственное в «Богатстве народов» упоминание «невидимой руки» ознаменовало вхождение данного понятия в экономический лексикон. То, что на самом деле подразумевал под этим понятием Смит, более доходчиво объяснено в другом капиталистическом афоризме: «найди спрос и удовлетвори его» . Миллионы людей, захваченых открывающимися перед ними возможностями, обеспечивают лучший и самый действенный способ служить бесчисленным нуждам общества.

Аргументация Смита в том, что касается удовлетворения нужд рынка, обоснована. Плачевные итоги командной экономики бывшего Советского Союза прекрасно демонстрируют, что плановая экономика не способна сделать то, что при рыночной экономике гораздо лучше делают миллионы независимых глаз, ушей и желаний. Пустые прилавки немногочисленных магазинов в Советском Союзе по сравнению с поистине безграничным разнообразием и количеством товаров во множестве магазинов на Западе, подтверждают это предположение.