Смекни!
smekni.com

Некоторые элементы экономики 15 (стр. 13 из 77)

Таким образом, мы воспринимаем мир и действуем в нем по-разному в зависимости от бесконечно разнообразного влияния на нас гун природы. Эти влияния — основа нашего ложного эго, то есть, нашего представления о себе в этом мире и в отношениях с другими. Таким образом, это очень относительный мир, в котором люди не соглашаются и даже (под влиянием тамо-гуны) не могут согласиться друг с другом относительного того, что им делать, что правильно, а что — нет. Некоторые думают только о себе, некоторые — о себе и каком-то общем благе для других, иные же согланы делать что угодно, лишь бы поменьше — что для себя, что для других. Именно влияние гун разжигает споры о том, что и как нам делать. Каждая сторона при этом чувствует себя правой, считает верным именно свой курс, хотя идеи их могут вести к совершенно различным последствиям. Именно гуны заставляют одних думать о выгоде, других — беспокоиться о бедных или об окружающей среде, третьих — вообще ни о чем не заботиться. Именно в гунах страсти и невежества коренится причина эксплуатации людей и природных ресурсов.

Мы обусловлены гунами природы

Наше поведение формируется в зависимости от того, с какими гунами мы соприкасаемся. Год за годом мы едим одну и ту же пищу, пьем те же напитки. Год за годом занимаемся одним и тем же, общаемся с теми же людьми, придерживаемся того же режима дня. Когда мы постоянно соприкасаемся с одними и теми же гунами, их влияние на нас усиливается. Это имеет одно немаловажное следствие — мы обуславливаемся ими.

«Обуславливаемся» означает — мы приучаемся к определенному типу мышления, восприятия и поведения, т. е. определенный стимул вызывает предсказуемую реакцию. Как мы связаны с материальным миром и всеми его явлениями, так мы и обусловлены. Почему? Потому что каждый предмет или явление материального мира имеет свою собственную гуну, обладает собственным качеством — уникальной комбинацией благости, страсти и невежества. Так же, как на телевизионном экране три основных цвета образуют 72 000 всевозможных цветов, так же три качества материи в различных комбинациях вызывают бесконечно разнообразные воздействия. Гуны природы в различной степени влияют на многие составляющие человеческой деятельности.

Сама идея обусловленности приводит к вполне логичному выводу (и Учители ведической мудрости говорят нам о том же самом!) — что мы не так свободны, как нам кажется. Взаимодействие с материей влияет на душу таким образом, что поступки ее становятся привычными, автоматическими, реактивными — даже если она думает, что действует по собственной воле. Гуны влияют на поведение человека в соответствии с тем, как он взаимодействовал с ними раньше, в течение многих предыдущих жизней. Эту обусловленность, которая выражается в различных представлениях о жизни, мы несем с собой из рождения в рождение.

Атма, побуждаемая неисполненными желаниями, рождается снова и снова — и так без конца. Жизнь за жизнью она сталкивается с объектами чувств, к которым испытывает привязанность и неприязнь (желание и ненависть). Таким образом, сердце живого существа все больше оскверняется двойственностью материальной жизни. Соответственно тому, с какими гунами оно соприкасается, оно попадает во власть определенного образа мыслей. Это продолжается с незапамятных времен, поэтому живые существа в этом мире называют вечно обусловленными. Таким образом, еще до того, как началась наша нынешняя жизнь, мы уже были обусловлены. Мы несем с собой установки и желания, и наша обусловленность и карма определяют, в каких обстоятельствах нам придется родиться. А когда мы родимся, контакт с материей снова увеличит общий эффект влияния гун и нашу обусловленность.

Хороший пример обусловленного поведения — наркомания. Наркозависимый человек бессилен против своей страсти. Если такой человек действительно хочет отказаться от своей привычки, ему рекомендуется внести в свое поведение особую установку — избегать мест и людей, связанных с наркотиками, и вместо этого найти себе новых друзей и новое занятие. Другими словами, он должен прекратить контакт с определенными качествами природы, ранее привычными для него, и вступить во взаимодействие с другими. Это не происходит легко, само собой. Сама природа обусловленности такова, что любые изменения даются обусловленной душе с огромным трудом. Самые сильные привязанности — еда (точнее, переедание) и курение, и каждый, кто сидел на диете или бросал курить, знает, что подобные перемены даются нелегко, и избавление от дурной привычки может занять определенное время.

Обратимся к другому примеру. Люди обычно занимаются определенными делами в определенное время суток. Каждое время суток находится под влиянием определенных гун. Невежество, или тамо-гуна, возрастает и убывает в течение ночи, с восьми вечера до четырех утра. Саттва-гуна преобладает с четырех утра до полудня. Раджо-гуна сильнее всего воздействует с полудня до восьми вечера. Те, кто воспитывает в себе качество благости, прекращают дела и ложатся спать в то время, когда сильно влияние тамо-гуны. Им нравится рано ложиться и рано вставать. Но те, кто обусловлен тамо-гуной, к девяти вечера только начинают активную жизнь. Они считают себя «совами» и зачастую активны как раз до того времени, когда вступает в свои права саттва-гуна, т.е. до четырех утра. Как только гунна благости начинает проявлять свое воздействие, эти полуночники чувствуют потребность отдохнуть и поспать, тогда как те, кто находится под влиянием благости, как раз в это время начинают свой день. Саттва и тамас полярно противоположны — то, что нравится человеку, на которого влияет благость, не нравится тому, кто находится во власти невежества. И наоборот.

По мере того, как две эти группы людей продолжают поступать соответственно своей природе, их обусловленность и реакции становятся все более постоянными и предсказуемыми. Но люди, не осознавая этого влияния, думают, что действуют по собственной воле. А что же происходит с теми, на кого влияет страсть? Подстегиваемые самой деятельностью, они часто ложатся поздно, а встают рано. Стремясь успеть как можно больше, они постоянно недосыпают. Но все же раджо-гуна влияет на человека преимущественно в середине дня, побуждая его действовать и работать. Каждая из гун преобладает в определенное время, а затем ее влияние угасает, чтобы уступить место другой. В соответствии с тем, какими гунами мы обусловлены, мы и будем действовать. Результат влияния гун зависит как от комбинации самих гун, так и от нашей обусловленности.

В Шримад-Бхагаватам говорится, что из-за того, что наш разум осквернен материалистичными представлениями о жизни, мы подвержены влиянию гун природы и таким образом обусловлены материальным существованием. Наша обусловленность, наши радости и страдания в материальном мире в каком-то смысле ложны, подобно страданиям, которые мы переживаем во сне. Стоит нам проснуться — и они прекращаются. Аналогичным образом, мы должны пробудиться ото сна материального существования, которое по своей природе временно. Материальное существование считается нежелательным, ненужным, однако из-за невежества, покрывшего наше знание о свой истинной сущности, оно продолжается. Только находясь в теле человека мы имеем возможность пробудиться от материального сна и осознать свою трансцендентную, духовную природу. Учители ведической мудрости называют это высочайшим предназначением человеческой жизни.

Гуны и великие эпохи

Шри Кришна говорит в Бхагават-гите, что Он — время, самый могущественный из всех материальных элементов, поскольку никто не в силах избежать его влияния. Время невидимо и неощутимо. Однако оно несет всех живых существ, подобно ветру, носящему облака — безмолвные и беспомощные перед его могуществом Под его влиянием живые существа рождаются и под его влиянием приходят к порогу смерти. Те, кто считает себя материальным телом, кто не понимает, что время — это влияние всемогущего Господа, боятся смерти: «Для введенной в заблуждение обусловленной души, вошедшей в соприкосновение с материальной природой, власть Верховной Личности Бога проявляется в форме времени, которое вселяет в обусловленную душу, находящуюся под влиянием ложного эго, страх смерти» (Бхаг., 3.26.16).

Чтобы испытать все разнообразие вкусов, душа принуждена менять тело и рождаться, когда обстоятельства сложатся благоприятным для исполнения ее желаний образом. Поэтому Верховная Личность, Бог, повелевающий материальной и духовной энергиями, создает время, в пределах которого действуют живые существа и материальная природа.

Согласно ведическим представлениям, история земли значительно отличается от той картины мира, что предлагают нам западные биологи, антропологи и астрономы. Отвергая «эволюцию из ничего», в которую заставляет нас верить атеистический, «научный» взгляд на мир, Веды подробно описывают, как, почему и кем был создан этот мир, и как в нем появились живые существа. Пураны — древние летописи человечества — объясняют, что от самого сотворения этот мир населяли разумные существа, и в нем процветала развитая цивилизация. Но под влиянием гун мир постепенно деградирует. Подобно тому, как влияние гун возрастает и убывает в определенное время дня, так же сменяются гуны на протяжении огромных промежутков времени, которые называются югами. Подобно тому, как в году есть четыре сезона — зима, весна, лето и осень — так и весь космос раз за разом проходит цикл из четырех великих эпох — Сатьи, Треты, Двапары и Кали, в котором раз за разом повторяется одна и та же последовательность основных событий.