Смекни!
smekni.com

Некоторые элементы экономики 15 (стр. 65 из 77)

Очень важная черта некрофила — характерная установка на силу, которая, в его понимании есть способность превращать живое в труп. Его поистине прельщает такая возможность:

В конечном счете всякая сила покоится на власти убивать. Может быть, я и не хотел бы человека убивать, я хотел бы только отнять у него свободу; может быть, я хотел бы его только унизить или отобрать у него имущество, но что бы я ни делал в этом направлении, за всеми этими акциями стоит моя способность и готовность убивать. Кто любит мертвое, неизбежно любит и силу. Для такого человека наивысшим человеческим достижением является не создание, а разрушение жизни. Применение силы не является навязанным ему обстоятельствами преходящим действием — это образ жизни .

Эти качества некрофила многое проясняют в том, что мы наблюдаем сегодня в мире, и в том, о чем говорилось в двух предыдущих главах. Если судить по плодам, то правители мира — настоящие некрофилы, и правят они так, чтобы доставить удовольствие себе, не считаясь с последствиями для вас, или меня, или еще 6 миллиардов человек, не говоря уж о всех прочих существах помимо людей. Люди везде живут так, как установлено руководителями общества, и из-за этого многие почти не думают о собственном развитии — они просто стараются жить хорошо, насколько это возможно в данных условиях. Но, поскольку общество ориентировано на смерть, они тоже становятся некрофилами. По мнению Фромма, установка на некрофилию — это зло. К тому же это одна из причин, по которой Бхактиведанта Свами назвал нынешнюю цивилизацию душеубийственной.

Психология зла

Американский психолог и известный писатель Скотт Пек прямо обращается к вопросу существования зла в своей книге «Люди лжи. Можно ли надеяться на избавление от людского зла?». Конечно, многие профессиональные психологи считают тему зла «ненаучной», поскольку она предполагает обязательное смешение науки с религией, двух сфер, которые принято считать (по крайней мере в ученых кругах) взаимоисключающими. Удивительно: хотя все людские пороки можно исследовать с научной точки зрения, однако предполагать, что они суть порождение зла, или что может существовать наука о зле, считается несерьезным. Тем не менее Пек подходит к этой проблеме шире и, ни перед кем не оправдываясь, прибавляет христианский, духовный подход к уже существующему клиническому, при котором пациент рассматривается с биологической, психологической, психобиологической, социологической, социобиологической, фрейдистской, рационально-эмоциональной, поведенческой и экзистенциальной точек зрения. Почему бы не рассмотреть человека и с духовной точки зрения? Однако в 1983 году, если учесть, каким ограничениям подвергался в то время непредубежденный научный ум, утверждать, что психология зла должна быть психологией религиозной, было довольно смело. Но Пек считал, что обязан сделать это, ибо, хотя в религии зло столетиями является центральной темой, в психологии такое понятие фактически отсутствовало. Кроме того, в своей клинической практике он пришел к выводу, что злые люди — явление не только не редкое, но, напротив, весьма распространенное, и именно на них лежит ответственность за множество проблем, требующих немедленного внимания и осмысления. Понятие «зло», которое мы здесь рассматриваем, не совпадает с мистическим христианским понятием «дьявола», который противопоставляет себя власти Бога. Зло в нашем понимании — это поведение людей, отвернувшихся от Бога.

Что же представляют из себя злые люди? Нисколько не удивительно, что выявленные Пеком в его исследовании многочисленные качества злых полностью соответствуют мыслям, установкам и поступкам лиц, направляющих экономику по пути смерти и страданий — тем самым, которые мы описали в главе об экономике невежества. Злые люди, о которых говорит Пек, поглощены собой, не умеют сочувствовать, до крайности жадны, хладнокровно лгут. Они признают только грубую силу, не откликаются на доброту и мягкое обращение. В отношениях с другими они служат причиной беспорядка, расстройства, тревоги и разочарования. Их разрушительное влияние, хотя зачастую и незаметно, тем не менее весьма реально. Они всегда стремятся уйти от ответственности, решительно не согласны признавать свою неправоту, а вместо этого стараются списать свою вину на других, найти «козла отпущения». Они не признают своих ошибок, никогда не пытаются исправиться и не ищут помощи в этом. Пек пишет: «В понимании морали зла ключевыми словами являются «образ», «наружность», «внешний». Хотя у них нет никакого стимула быть хорошими, они, тем не менее, очень хотят выглядеть таковыми. Но такая их «хорошесть» — всего лишь притворство. Это ложь. Именно поэтому я называю их «людьми лжи» . Не правда ли, похоже на описание МВФ и Всемирного банка?

Злокачественный нарциссизм и «я и мое»

Такое качество, как нарциссизм, самовлюбленность, особенно важно осознать в связи с концепцией «я и мое». Его определяют как «качественно-поведенческую модель, для которой характерны одержимость, страстная увлеченность собой в ущерб всем остальным, а также эгоистичное и безжалостное стремление к собственному удовольствию, господству и влиянию» . Фромм говорит о двух разновидностях нарциссизма: доброкачественной и злокачественной. Доброкачественный нарциссизм — это увлеченность собой, проистекающая из каких-то неординарных талантов и способностей. Зная о них, такой человек становится одержим собой. Злокачественная же разновидность основана только на том, что человек имеет. На самом деле именно это может быть скрытой основой неотвязной потребности безгранично увеличивать богатства, не зная меры и безо всякой практической пользы. Кроме того, это помогает понять, как вместе с ощущением «мое» безгранично возрастает чувство «я». То есть, чем больше у меня есть, тем больше я сам. А значит, я не удовлетворюсь миллионами и миллиардами долларов, пока у меня нет ВСЕГО. Фромм:

При злокачественном нарциссизме его предметом является не то, что человек делает или производит, а то, что он имеет, например его тело, внешний вид, здоровье, богатство и т. д. Этот вид нарциссизма злокачественен потому, что элемент коррекции, который мы находим в доброкачественной форме нарциссизма, здесь отсутствует. Если я «велик», поскольку обладаю определенным неотъемлемым качеством, а не благодаря своим достижениям, то нет необходимости в поддержании отношений с внешним миром, нет необходимости напрягаться. Сохраняя образ собственного величия, я все больше и больше отделяю себя от реальности и вынужден все время наращивать свой нарциссический заряд, чтобы лучше защитить себя от опасности обнаружения моего нарциссически раздутого эго, порожденного, однако, моим же собственным пустым воображением .

Это утверждение в какой-то мере объясняет атеистическую натуру самовлюбленного «злого человека». Если «я не обязан поддерживать отношения с чем-либо или кем-либо, не должен напрягаться», тогда я независим и самостоятелен, то есть я — всевышний. Я — тот, кто наслаждается всем. Я бог. Помимо этого, злокачественный нарциссизм служит причиной жестоких поступков, из-за него человек наслаждается видом чужих страданий. Психолог Отто Кернберг объясняет, что именно злокачественный нарциссизм является причиной недостатка эмпатии (сопереживания) в действиях МВФ и т.п. Такой «нарцисс» не просто лишен способности сопереживать — он получает удовольствие, видя, как другие страдают.

Эта патологическая идеализация себя как существа агрессивного клинически называется «злокачественным нарциссизмом». Она тесно связана со злом и с множеством клинических форм, которые это зло принимает. Например, ощущение наслаждения, удовольствие от власти над другими людьми, от их страданий, от их уничтожения. Или спонтанное удовольствие, получаемое от злоупотребления чужим доверием и любовью, чтобы использовать этих людей в своих целях и уничтожить их .

Хотя злые люди во многом напоминают психопата, Пек не относит их к этой категории. Разница в том, что злые люди осознают порочность своих поступков и изо всех сил пытаются избежать обвинения. Психопаты же утрачивают всякую способность различать добро и зло.

Я сказал, что злые люди считают себя совершенством, однако при этом, я думаю, они осознают свою порочную природу. На самом деле именно этого чувства они безумно стремятся избежать. Главная составляющая зла — не отсутствие понятия о грехе или несовершенстве, но нежелание терпеть это чувство. Зло одновременно и осознает само себя, и отчаянно пытается избежать этого осознания. Злые люди лишены психопатического счастья утраты всякого представления о нравственности, поэтому они постоянно пытаются замести свидетельства собственного зла под ковер сознания. Проблема заключается не в том, что совесть работает как-то не так, а в попытке заглушить ее начисто. Мы становимся злыми, когда пытаемся спрятаться от себя. Греховность зла не сообщается непосредственно, но косвенно — как часть этого сокрытия. Зло возникает не из отсутствия сознания вины, но от попыток избежать его.

Случается и так, что зло распознают как раз по его маске. Ложь можно распознать прежде, чем станет известен проступок, который она призвана прикрыть. Маскировка прежде факта… Маска обычно непроницаема. Но мы можем уловить намеки на страшную игру в прятки в потемках души, в которой это человеческое существо бежит от себя, избегает себя, прячется от себя .

Похоже, злые люди Пека — первый из двух типов злых личностей, выделенных теологом Мартином Бубером, — те, кто находится в процессе «соскальзывания» в зло. Другой же тип — те, кто уже пали жертвой зла и усвоили зло в его радикальных формах . Если «обычные» злые люди отчаянно пытаются не видеть зла в самих себе и постепенно впадают в зло, то психопаты — это те, кто перешел грань и был захвачен радикальным злом.