Смекни!
smekni.com

Некоторые элементы экономики 15 (стр. 41 из 77)

Наше мышление и сознание настолько деградировали, что каждый, от первого до последнего, делает все возможное, чтобы обмануть государство. И в итоге капитализм требует все более и более низменных проявлений, в которых должен отразиться его несправедливый, эксплуататорский облик. Вот и приходится то и дело слышать: суицидальная экономика, паразитическая и макиавеллевская экономика, грабительский капитализм, хищнический капитализм, варварский капитализм, капитализм казино, криминальный капитализм и — дальше уже некуда — бедственный капитализм — беззастенчивая нажива на страданиях и смерти. В XXI веке это стало обычной экономической практикой на государственном уровне (о чем будет рассказано ниже). Каждое из приведенных названий, разумеется, получено не просто так. Некоторые мечтают о «хорошем» капитализме прежних дней, но для этого у людей попросту не хватит саттва-гуны. И, кроме того, если достаточное количество людей сумеют возвысить свое сознание до нужного уровня благости, они «внезапно» поймут, что капитализм никоим образом не оправдывает возлагавшихся на него ожиданий и не приносит блага всем. Естественно, они отвергнут его, поскольку никакого просвещения общества от него ждать не приходится. Это не просто отвлеченные рассуждения или мое пристрастное мнение. Природа гун — это живая философия, которую всегда можно проверить. Она в высшей степени реальна, и всякий в любой части света может без труда изучить ее и убедиться — да, это серьезная философия, с помощью которой можно понять природу человека. А понять природу человека — значит суметь по собственному желанию сформировать себя, если есть к тому склонность и воля. На столь сокрушительные обвинения в адрес капитализма невозможно не ответить возражением — а что, коммунизм лучше? И мы обязательно ответим, чуть позже. А сначала давайте поближе познакомимся с экономикой в гуне невежества.

Поскольку обычные люди следуют примеру великих людей, экономика в невежестве свирепствует во всем нашем обществе — от кабинетов власти до улиц и подворотен — насилие и несправедливость заполняют страницы сотен, а может быть, и тысяч книг. Работая над этой главой, я понял, что главная трудность — решить, какие из тысяч мошенничеств, махинаций и заговоров использовать здесь в качестве примеров. Поскольку дело касается огромного количества людей, главный сюжет будет разворачиваться на мировом уровне. Но прежде чем приступить к нему, я хотел бы предложить вашему вниманию небольшую зарисовку, изображающую, во что превращается повседневная жизнь большинства, когда на первое место выходит экономика в гуне невежества.

Расширение «я и мое». Воровство на «местном уровне»

Когда саттва и раджас не могут уравновесить невежество, это разрушает общество, поскольку в нем воцаряются бесправие, хаос, анархия, закон джунглей — кто сильнее, тот и прав. Самые ужасные истории доходят до нас из африканских стран, где миллионы беженцев спасаются от этнических конфликтов и голода, и где свирепствует СПИД. Вот что рассказывает один американец, переехавший в Южную Африку, о преступлениях и коррупции, которые царили там во второй половине 90-х:

Действующий глава Лицензионного департамента округа Йоханнесбурга, Герри Гернеке, в июле 1997 года выпустил отчет, в котором подтвердил, что департамент находится под контролем преступных группировок. Он сказал, что половина всех машин, угнанных в Йоханнесбурге и его окрестностях, были легализованы и снабжены новыми документами в течение месяца со дня угона. Он сказал, что сотрудничество между криминальными группировками и членами профсоюза лишило старших сотрудников и представителей службы безопасности возможности предпринять какие-то действия. После того как Гернеке сделал свой отчет правительству, на него поступило два анонимных доноса, в которых он обвинялся в расизме. В результате этого Гернеке был временно отстранен от должности сроком на пять месяцев. Еще через год он заявил, что правительство не прислушалось к его рекомендациям и не предприняло никаких мер по борьбе с коррупцией. Когда недавно шайку угонщиков все-таки разоблачили, пятеро из шестнадцати задержанных преступников оказались полицейскими. Старший следователь сказал: «Оказалось, что полицейские принимали угнанные автомобили, а потом продавали их своим клиентам».

В 1997 году коррупция достигла таких масштабов, что [президент Нельсон] Мандела создал Особую следственную комиссию, которая должна была разобраться в проблеме. По словам главы комиссии, судьи Виллема Хэта, теперь комиссия расследует более 90 000 дел. Если Хэт и его команда будут завершать хотя бы одно дело о коррупции в день, то, чтобы разобраться со всеми накопившимися делами, понадобится 247 лет, включая праздники и выходные. И это — не считая новых дел, которые за это время появятся. Хэт думает, что оборот денег по указанным делам составляет около 6 миллиардов рандов.

В 1997 году около 2 300 полицейских были замечены в получении взяток — это примерно один каждые три часа. Почти 500 полицейских предстали перед судом по обвинению в сотрудничестве с преступниками. В одном только округе Йоханнесбурга 700 полицейских были осуждены за совершенные преступления — от убийства до кражи со взломом. И все понимают, что это только верхушка айсберга.

За последние два года произошли десятки случаев грабежа на большой дороге. Среди бела дня банды из десятка человек, вооруженных АК-47 и другим оружием, нападали на инкассаторские машины, перевозившие огромные суммы денег. Эти набеги принесли преступникам миллионы. Государственные чиновники винили во всем охранные компании, банки и кого угодно еще, но когда, наконец, несколько преступников были арестованы, выяснилось, что банду возглавляли служащие так называемого «вооруженного подразделения» Высшего Военного Командования, «Umkhonto weSizwe». Одним из главарей был секретарь Молодежной Лиги округа Йоханнесбурга. Его компаньон, также главарь банды, был арестован, но «бежал». Оба они еще недавно присутствовали в качестве гостей на торжествах по случаю дня рождения Питера Мокабы, заместителя министра по делам окружающей среды и туризму.

В одном только 1997 году произошло более 465 ограблений банков. Было похищено свыше 40 миллионов долларов.

Похоже, преступление — единственный способ заработать в Южной Африке. Опасность быть арестованным, подвергнуться уголовному преследованию и осуждению ничтожна. В 1997 году были арестованы и осуждены только 14,6% от числа убийц. Из 52 110 случаев изнасилования только 2 532 окончились приговором — это всего 6,7%. Из 330 093 краж со взломом раскрыты всего 15 710 — 4,8%.

Такова сегодня жизнь в Южной Африке .

Южная Африка недолго останется отдельным печальным случаем, если положение дел в мире будет продолжать ухудшаться. По мере нарастания экономического кризиса, нарастает преступность и в Америке. Однако масштабные ограбления банков и инкассаторских грузовиков, угоны машин — это одно, а разграбление одной из величайших стран мира — это уже нечто совсем другое.

Расширение «я и мое». Разграбление страны

Эта величайшая империя мира, Советский Союз, была разграблена до полного развала страны лидерами правящей партии, причем свинья, которую они подложили своему народу, была чудесно украшена миллиардными грантами из-за океана. Хотя президент Ельцин приказал обстрелять собственный парламент и проигнорировал решение российского Верховного Суда, американские газеты превозносили его, называя великим политическим деятелем, принесшим в Россию демократию (?!). На самом же деле он попросту разграбил страну. Но поскольку он позволил представителям западной элиты принять активное участие в этом процессе, на это попросту закрыли глаза, и даже одобрили. Несметные богатства Советского Союза, которые при коммунистах формально принадлежали народу, теперь были попросту украдены и отданы за шапку сухарей кучке частников, причем стране пришлось брать кредиты за границей, чтобы стабилизировать ситуацию. В итоге несколько десятков человек захватили бо́льшую часть природных и производственных ресурсов страны. Это привело Россию на грань бедности.

В течение семи-восьми лет более 80% российских колхозов и совхозов разорились, 70 тысяч (!) заводов и фабрик из 225 000 были закрыты, чтобы не составлять конкуренции остальным, которые были приватизированы. В Советском Союзе завод был градообразующим предприятием, это был целый город. Все в этом городе — предприятия, школы, рынки, культурные заведения — строились вокруг завода, который, как правило, был один. Если он закрывался, податься людям было некуда. Не оставалось ничего другого, кроме как добывать себе пропитание, трудясь на огороде или на даче, или же перебраться в другое, более денежное место. «Более денежное» — это либо Москва, где сосредоточено четыре пятых всех денежных ресурсов страны, либо другие страны. Многие бежали за границу в поисках достойной жизни: с 1992 по 2006 годы население страны сократилось на 6,6 млн. человек.

Удивительно: люди, которым никто не смог толком объяснить, что делать и чего ждать, которые, возможно, были счастливы очнуться от коммунистического кошмара, в итоге столкнулись с кошмаром капиталистическим. Правительство, которое о них хоть мало-мальски заботилось, им пришлось внезапно сменить на новое, капиталистическое, и заботиться о себе самим. Главной бедой была безработица. И хуже того — не без помощи Запада сильно подешевел рубль, и все сбережения граждан обратились в ничто. Безработица свирепствовала, и миллионы людей мгновенно становились нищими. Подобного никто из советских людей не мог себе даже представить. До ельцинских реформ в России в бедности (менее 4 долларов на человека в день) жили около 2 из 150 миллионов человек. К середине 90-х к этой категории относилось уже 74 миллиона человек, причем положение 37 миллионов из них Всемирный Банк определил как «отчаянное» . В то же время почти удвоился процент самоубийств, алкоголизм принял характер эпидемии — по некоторым данным, охватив 40% населения, а беспризорность, практически забытая при коммунизме, взлетела на небывалую высоту — от 750 000 до 3, 5 миллионов детей лишились крова .