Смекни!
smekni.com

Некоторые элементы экономики 15 (стр. 66 из 77)

Определение и употребление слова «психопат»

Прежде всего, чтобы избежать недоразумений, необходимо разъяснить значение слова «психопат», так как даже в официальной литературе употребление его туманно. Кроме того, существуют расхождения в определениях американской и европейской школ. Здесь я буду придерживаться определения термина «психопат», которое дает доктор Харви Клекли в своей книге «Маска нормальности». Он так описывает сам термин и изменения в его применении :

Любой врач знаком с термином «психопат», которым чаще всего обозначают таких людей. Кроме основного этимологического значения — расстройство рассудка или психическая болезнь — этот термин часто используется для описания людей, которые совершенно не проявляют признаков психоза и даже невроза. Определения психопатии, которыми изобилуют медицинские справочники, не согласуются с употреблением этого слова в обычной психиатрии.

В 1952 году в психиатрической терминологии термин «психопатическая личность» официально был заменен на «социопатическая личность». Позже неофициальный термин «социопатия» стал использоваться наряду с более старым и привычным «психопатия» для обозначения большой группы серьезных душевных болезней, объединенных общим названием «личностные расстройства». Кроме того, еще одно изменение в официальной терминологии произошло в 1968 году, когда термин «социопатическая личность» был заменен на «антиобщественное личностное расстройство».

Диагностическая категория «личностное расстройство» официально включает широкий круг недееспособных людей, которых психиатрия не относит к категориям психотических, психоневротических, или психических расстройств.

Еще совсем недавно в государственных или федеральных учреждениях достаточно часто в подробных отчетах по психиатрическому обследованию пациента можно было встретить диагностическое заключение:

1. Нервные или психические расстройства отсутствуют.

2. Психопатическая личность».

Политическая понерология — власть злых

Политические психологи повсеместно усматривают синдром злокачественного нарциссизма в характере корпоративных и политических лидеров, угрожающих политической стабильности и сохранению гражданского общества . Некоторые прямо называют наших «лидеров» психопатами. И, возможно, причиной тому — их бесстыдное взяточничество и непомерная жадность, кумовство, сознательное разжигание войны, равнодушие к общественному благу, неоправданное подавление политических свобод и возмутительное пренебрежение конституционными нормами.

Доктор медицинских наук Сьюзен Розенталь говорит об этом в своей книге «Сила и бессилие», описывая погоню за властью и господством и выходящую за пределы разумного, иррациональную жажду получать прибыль за счет страданий и смерти других людей, столь характерную для глав корпораций и государств. Она говорит, что человек, идеально приспособленный к капитализму, должен быть психопатом, то есть человеком, лишенным эмоций и не имеющим сочувствия и сострадания. Более того: исследование, проведенное в США группой ученых (отчет о нем опубликован в журнале «Наука психология»), подтверждает, что из психопатов получаются самые успешные финансовые трейдеры.

Анджей Лобачевский, польский врач-психолог, работавший в коммунистические времена, пошел еще дальше. Он открыто заявил, что многие главы корпораций и правительства — психопаты. Поскольку психопаты абсолютно лишены угрызений совести и не смущаясь готовы лгать и совершать любые аморальные поступки, чтобы заполучить желаемое, они с легкостью взбираются на самый верх. Психопаты, говорит Лобачевский, могут прилипать к любой идеологии и, подобно вирусу, менять ее изнутри, причем до такой степени, что она становится чем-то совершенно чуждым тому, что было вначале. А рабочие или последователи, продолжающие придерживаться прежних идеалов, верящие в изначальную идею, постепенно становятся пешками в руках элиты — жадной до власти и радеющей лишь о себе. Люди, достаточно способные, чтобы разобраться в сущности происходящего, зачастую покидают такие организации (или страны), но для многих присутствие психопатов на правящих постах становится причиной больших бед. Ситуация усугубляется еще и тем, что психопаты, увлеченные насилием, не понимаю, что их стремление к тотальному влиянию может только навредить всем. Они не понимают смысла своих действий, да их это и не волнует, и прекращать они не собираются .

Лобачевский и его коллеги отмечают, что «все более густая и прочная сеть психопатов и им подобных нависает над нами, постепенно закрывая свет». Это ведет к патократии — системе, при которой патологическое меньшинство получает власть над различными институтами управления и даже над всем обществом. Изучив явление патократии в политике, предпринимательстве и других общественных сферах, они обобщили свои наблюдения в книге «Политическая понерология. Наука о зле в применении к политическим процессам». Издатель книги, рассмотрев качества и поступки ключевых фигур администрации Буша, не колеблясь, называет Америку патократией. Нетрудно заметить, что руководители Америки не одиноки в этой категории: описания, приведенные в книге, подходят к правителям многих стран этого мира.

Д-р Кевин Барретт, профессор Университета Висконсина в Мэдисоне, утверждает, что единственный конфликт, который в действительности достоин внимания — это конфликт лидеров-психопатов и остального человечества. «Цивилизация, в том виде, в каком она нам знакома, по большей части — творение рук психопатов. За внешним безумием нынешней истории стоит настоящее безумие психопатов, борющихся за свое несоразмерное могущество… Психопаты сыграли непропорционально большую роль в развитии цивилизации, ибо они не могут не лгать, не убивать, не причинять боль и часто становятся причиной огромных страданий других людей, не чувствуя при этом ни малейших угрызений совести». Общество, говорит он, должно предпринять конструктивные меры, чтобы обуздать этих неуправляемых торговцев властью, пока они не уничтожили весь мир и нас вместе с ним.

Мы становимся свидетелями апофеоза сильных мира сего. В наши дни криминальный синдикат или пересекающееся множество синдикатов могут укрыться «над» законом и обществом, подобно тому, как преступный андеграунд скрывается «под» ними. В событиях 11-го сентября и войнах, к которым они привели, мы видим силовой захват — «эндшпиль», разыгранный принадлежащими ЦРУ группировками жестоких и коварных наркоторговцев и нанятых политических киллеров; и отмывающими деньги международными банкирами с их гангстерами — и экономическими, и обычными, и продажными военными контрактниками с генералами-фанатиками, и корпоративными хищниками с их политическими покровителями, и промывщиками мозгов, ломающими чужие умы, которых ради приличия называют пси- оптимизаторами и специалистами по пиару — короче, полный набор больных, невменяемых, психопатов, которые направляют ход нашей так называемой цивилизации .

Двадцать лет назад, когда на мировой арене все было внешне как будто в порядке, и даже была заметна тенденция к улучшению, если принять во внимание развитие СССР и Восточной Европы, д-р Роберт Хэйр обратил внимание людей на природу и поведение психопатов. Он назвал наше общество «маскировочным», поскольку оно позволяет этим хищникам смешаться с ним и выглядеть столь же нормальными, как и любой наш сосед. На самом деле они и впрямь могут оказаться нашими соседями. В своей книге «Лишенные совести» он назвал качества и поведенческие стереотипы этих людей одной из самых ужасных и зачастую незаметных проблем общества, влияющих на людей в наши дни. В 2006 году, когда мы впервые услышали выражение «хищнический капитализм», он напомнил людям о своем предупреждении, касающемся психопатов на рабочем месте. Его новая книга называлась «Змеи в костюмах. Когда психопаты идут работать».

Природа психопата

Знание о качествах и природе психопатов поможет защититься от них в личной и профессиональной жизни, однако выявить таких людей непросто. Часто они производят очень хорошее впечатление и могут очаровывать других, чтобы впоследствии сделать их своими жертвами. Д-р Роберт Хэйр потратил десять лет на то, чтобы создать надежный и научно обоснованный «Тест на психопатию», с помощью которого можно не только определить, похож ли человек на психопата, но и уберечься от опасности неверного диагноза. В книге «Лишенные совести» он пишет:

Учитывая красноречие психопатов и их умение лгать, неудивительно, что они успешно надувают и обманывают окружающих, морочат им голову и «обувают» их, беззастенчиво манипулируют ими, не страдая при этом ни малейшими угрызениями совести. Нередко они открыто называют себя мошенниками, жуликами и художниками обмана. Речи психопатов часто выдают их веру в то, что мир делится на «тех, кто дает, и тех, кто берет», хищников и добычу, и что было бы очень глупо не использовать в своих целях чужие слабости… У этих нередко очаровательных — и всегда смертельно опасных — особ есть отличительный признак, это ошеломляющая нехватка совести. Цель их жизни — получение удовольствия за счет других. Многие из них сидят в тюрьме, но многие и гуляют на свободе. И все они берут намного больше, чем дают .

Потрясающее отсутствие совести, наблюдающееся у психопатов, дает нам ключ к пониманию их духовного состояния. Все нормальные люди знают, что совесть — это наш нравственный руль. Это неотъемлемая часть человека, которая помогает нам поступать правильно и избегать неверных действий. Мы иногда можем поступать и неправильно, вопреки своей совести — и люди весьма часто так и делают — но тогда нас будут терзать чувство вины и раскаяние, и мы постараемся как-то искупить или исправить совершенные ошибки. И как раз этого психопаты понять не могут. «Совесть для них — чуть больше, чем разумная осведомленность о правилах, придуманных другими — то есть, пустые слова. Чувства, необходимые для того, чтобы заставить эти правила действовать, у них отсутствуют. «Зачем?» — спрашивают они».