Смекни!
smekni.com

Уголовно-исполнительное право 3 (стр. 10 из 87)

В процессе исполнения (отбывания) наказания уголовно-исполнитель-ные правоотношения, не меняя своей юридической природы, могут изме­нять свое содержание. Это имеет место, в частности, при замене одного ви­да наказания другим, а в связи с осуждением к лишению свободы - при изменении вида исправительного учреждения. Исходя из этих позиций, не­обходимо рассмотреть структуру уголовно-исполнительных правоотноше­ний, которую образуют следующие основные элементы: субъекты и иные участники правоотношений; содержание правоотношений; объекты право­отношений; юридические факты.

Субъектами и иными участниками правоотношений являются юридиче­ские и физические лица, обладающие определенными субъективными пра­вами и обязанностями, установленными нормами уголовно-исполнитель­ного права. Субъектами правоотношения называют его стороны, которые обладают наибольшим объемом субъективных прав и обязанностей. В их отсутствие правоотношения не образуются.

К числу субъектов уголовно-исполнительных отношений прежде всего от­носятся, согласно ст. 16 УИК РФ, учреждения и органы, исполняющие нака­зания. На каждое учреждение или орган возложено исполнение определенно­го вида наказания: на суд — лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина (ч. 6 ст. 16); на уголовно-исполнительную инспекцию -обязательные работы и исправительные работы (ч. 2, 4 ст. 16); на учреждения уголовно-исполнительной системы (исправительные центры, арестные дома,

исправительные учреждения) - ограничение свободы, арест, лишение свободы и смертная казнь (ч. 5 ст. 16); на дисциплинарную воинскую часть - содержа-. ние в дисциплинарной воинской части; на командование гарнизонов - арест; ' на командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формиро­ваний - ограничение по воинской службе (ч. 7 ст. 16). ;

Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений могут высту­пать прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законов админи­страцией учреждений и органов, исполняющих наказание. Они участвуют в решении многих правовых вопросов, связанных с исполнением и отбыва­нием наказаний, например, дают санкцию на задержание осужденного, ук­лоняющегося от выезда к месту отбывания наказания в виде ограничения свободы (ч. 2 ст. 48), дают согласие на введение режима особых условий в исправительном учреждении (ч. 3 ст. 85), санкционируют задержание осуж­денного при уклонении от возвращения в исправительное учреждение (ч. 2 ст.97)и т. д.

Перечисленные субъекты уголовно-исполнительных правоотношений обладают наибольшим объемом прав и обязанностей, предусмотренных нормами данной отрасли права.

Меньшим объемом прав и обязанностей наделены общественные объеди­нения (ст. 23 УИК РФ), попечительский совет (ст. 142 УИК РФ), отдельные граждане, священнослужители и родственники осужденных, посещающие исправительные учреждения, лица, работающие на предприятиях совместно с осужденными.

Под содержанием уголовно-исполнительных правоотношений понимает­ся фактическое поведение субъектов и участников, а также совокупность их прав и обязанностей. Каждый из них имеет права и несет обязанности, поэто­му если один из субъектов или участников несет какую-либо обязанность, то другой из них имеет право требовать выполнения данной обязанности. Сле­довательно, права и обязанности субъектов и участников образуют взаимо­связанную систему и определяют содержание правоотношений. Совокуп­ность их прав и обязанностей зависит от вида исполняемого наказания. Они реализуются в процессе его исполнения.

С точки зрения содержания необходимо выделить два вида правоотно­шений. Первый вид правоотношений возникает при исполнении и отбыва­нии уголовного наказания, а второй - при применении исправительного воздействия.

Объект уголовно-исполнительных правоотношений составляют явления, и предметы, то есть реально существующие обстоятельства, по поводу кото­рых возникают правоотношения. Объектом правоотношений могут быть оп­ределенные законные интересы его субъектов или участников. Так, для осуж­денных к лишению свободы в качестве объектов могут выступать такие интересы, как разрешение на краткосрочный выезд из исправительных уч­реждений во время отпуска, получение свидания, посылки или передачи, разрешение на передвижение без конвоя и т. д. Для администрации исправи­тельных учреждений в качестве объекта выступают интересы, связанные с

обеспечением режима и внутреннего порядка в исправительных учреждени­ях и т. д. В этой связи можно считать, что реализация прав и обязанностей субъектов и участников направлена на определенные объекты.

Юридические факты представляют собой действия или события, в связи с которыми возникают, изменяются или прекращаются уголовно-исполни-тельные правоотношения. Юридические факты можно разделить на несколь­ко групп. В качестве генерального юридического факта выступают такие дей­ствия или события, как вступление в силу приговора суда и обращение его к исполнению (действие); истечение срока наказания, назначенного судом, или его исполнение (событие); досрочное освобождение от отбывания нака­зания (действие). Вступивший в силу приговор порождает целый комплекс правоотношений, связанных с исполнением (отбыванием) наказания. Он включает механизм реализации многих норм утоловно-исполнительного пра­ва: получение подсудимым статуса осужденного, возникновение у него ком­плекса прав и обязанностей, связанных с отбыванием наказания. У админис­трации учреждения или органа, исполняющего наказания, возникает в свою очередь комплекс обязанностей и прав по отношению к осужденным.

Истечение срока назначенного наказания или исполнение наказания, не являющегося срочным (штраф), одновременно прекращает весь ком­плекс уголовно-исполнительных правоотношений, и осужденный вновь приобретает статус гражданина, свободного от правоограничений, связан­ных с исполнением наказания (ст. 179 УИК РФ).

Другой группой юридических фактов являются действия со сложным фактическим составом, которые влекут за собой изменение комплекса пра­воотношений, например замена одного вида наказания другим, перевод осужденного из колонии в тюрьму и т. д.

Наконец, третья группа юридических фактов - это те из них, которые способствуют возникновению, изменению или прекращению конкретных правоотношений, например предоставление осужденному свидания, при­влечение его к работе без оплаты труда и т. д.

Уголовно-исполнительные правоотношения, возникающие или изменя­ющиеся на основе второй и третьей групп юридических фактов, являются частью всей системы правоотношений, которые образованы на основе гене­рального юридического факта.

Анализ и оценка юридических фактов позволяет разграничивать юриди­ческую природу правоотношений, которые возникают при исполнении на­казаний, в частности гражданско-правовых, связанных с. собственностью осужденных, уголовно-процессуальных, возникающих при рассмотрении дел об условно-досрочном освобождении осужденных. Такая оценка право­отношений, возникающих на основании различных юридических фактов, дает возможность правильно применять конкретные нормы, относящиеся к различным отраслям права.

2-492

§ 5. История уголовно-исполнительного законодательства и права

Формирование пенитенциарного законодательства началось при ста­новлении государства Древней Руси. Наиболее известным памятником древнерусского права, содержащим нормы об уголовных наказаниях и их исполнении, является Русская Правда1, которая базировалась на существо­вавших обычаях и сложившейся практике наказания за опасные деяния. Исходя из обычая, в качестве наказания за убийство допускалась кровная месть (ст. 1), то есть разновидность смертной казни, приводимая в исполне­ние родственниками убитого. В подавляющей части статей предусматрива­лось наказание вирой - денежным штрафом, который поступал князю или потерпевшему. Размер виры зависел от характера и тяжести преступления, сословного положения потерпевшего и преступника. Например, за убийст­во слуг князя следовала повышенная вира: за тиуна — княжеского управля­ющего, в том числе из холопов (ст. 22), - 80 гривен, сельского старосты (ст. 24) - 12 гривен, а за рядовых княжеских слуг (ст. 25), за смердов и хо­лопов (ст. 26) более низкая - 5 гривен.

Правоположения об уголовных наказаниях и их исполнении получили дальнейшее развитие в период образования и укрепления Русского центра­лизованного государства в общероссийских Судебниках 1497 и 1550 гг.2

Система наказаний и процесс их исполнения по Судебникам 1497 и 1550 гг. приобрели более суровый характер, значительная часть приме­нявшихся ранее штрафов была вытеснена смертной казнью, телесными на­казаниями, лишением свободы. Широкое распространение получила торго­вая казнь - публичное битье кнутом на торговой площади. Исполнение торговой, как и смертной, казни было рассчитано на устрашение населения, являлось варварской попыткой выработать у него таким образом иммунитет к преступному поведению. Особенностью исполнения наказаний, призван­ной усилить их превентивное воздействие, стал их публично-позорящий ха­рактер. К примеру, судьи, изобличенные в лихоимстве (получении матери­альной мзды сверх установленных пошлин), подвергались телесному наказанию, сопровождавшемуся бесчестьем. Виновному привязывали к шее кошелек, серебро, жемчуг или иную вещь, взятую им в подарок3.

См.: Законодательство Древней Руси // Российское законодательство Х-ХХ веков:

В 9 т. М., 1984. Т. 1. С. 47-63; Исаев И.А. История государства и права России: Курс лекций. М., 1993. С. 9-16.

2 См.: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованно­го государства // Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9 т. М., 1985. Т. 2. С. 54-173; Исаев И.А. Указ. работа. С. 39-42; Детков М.Г. Наказание в царской России. Система его исполнения. М., 1994. С. 7-9; Органы и войска МВД России: Краткий исто­рический очерк. М.. 1996. С. 107,108.