Смекни!
smekni.com

Уголовно-исполнительное право 3 (стр. 81 из 87)

Указанные лица несут материальную ответственность за причиненный государству во время содержания под стражей материальный ущерб, причи­ненный в ходе трудовой деятельности, в размерах, предусмотренных зако­нодательством о труде, а причиненный иными действиями - в размерах, предусмотренных гражданским законодательством.

В отличие от общегражданского порядка размер материального ущерба, причиненного государству этим лицом, определяется постановлением на­чальника места содержания под стражей, которое объявляется под расписку и может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд. Подозреваемый или обвиняемый может добровольно возместить материальный ущерб. В случае отказа ущерб взыскивается в судебном поряд­ке в соответствии с законом.

По просьбе подозреваемого или обвиняемого причиненный им материаль­ный ущерб может быть возмещен его родственниками или иными лицами с их согласия.

Важную роль в числе основных средств обеспечения режима играют ме­ры пресечения противоправного поведения подозреваемых и обвиняемых. Они не являются мерами взыскания за допущенное нарушение режима, по­этому после их применения возможно привлечение подозреваемого к дис­циплинарной или материальной ответственности.

Меры пресечения довольно разнообразны. Среди них - меры, принима­емые при отказе от приема пищи (голодовке). При установлении факта от- ^'] каза от приема пищи начальник места содержания под стражей или его за»,' меститель обязан выяснить причины отказа от пищи и известить об этом * лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах со­держания под стражей. В случае признания обоснованности причин отказа от приема пищи администрация места содержания под стражей принимает меры к удовлетворению предъявленных требований. При отсутствии воз­можности немедленно выполнить указанные требования даются соответст­вующие разъяснения и принимаются меры к их удовлетворению.

Во время отказа от приема пищи подозреваемый или обвиняемый содер­жится по возможности отдельно от других лиц и находится под наблюдением медицинского работника. Если его жизни угрожает опасность, то на основании письменного заключения врача и в присутствии медицинского работника осу­ществляются меры, направленные на поддержание здоровья подозреваемого или обвиняемого, отказывающегося от приема пищи.

Чтобы исключить использование голодовки в целях уклонения от уго­ловной ответственности, законодательством установлено, что отказ от при­ема пищи подозреваемого или обвиняемого не препятствует его этапирова­нию или конвоированию в другие места содержания под стражей, а также участию в следственных действиях и судебных заседаниях. При необходи­мости этапирование или конвоирование производятся в сопровождении ме­дицинского работника.

Применение физической силы, специальных средств, газового и огнест­рельного оружия сотрудниками мест содержания под стражей либо иными со­трудниками органов внутренних дел, привлекающимися для обеспечения пра­вопорядка, является важным, но крайним средством обеспечения режима в местах содержания под стражей. Основания и порядок их применения анало­гичны для исправительных учреждений и детально рассмотрены ранее.

В случаях стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии, обширных очагов возгораний, крупных аварий систем жизнеобеспечения, массовых беспоряд­ков или неповиновения подозреваемых и обвиняемых либо при наличии ре­альной угрозы вооруженного нападения на места содержания под стражей по решению Министра юстиции Российской Федерации, Директора Федераль­ной службы безопасности Российской Федерации, Министра обороны Рос­сийской Федерации, Главнокомандующего Пограничными войсками Рос­сийской Федерации, Министра внутренних дел или начальника управления (главного управления) внутренних дел субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции, согласованному с Генеральным прокурором Рос­сийской Федерации или соответствующими прокурорами, в местах содержа­ния под стражей вводится режим особых условий на срок не более тридцати суток. Порядок его осуществления аналогичен порядку реализации режима особых условий в исправительных учреждениях.

Глава 14

ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ

В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ

ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОСУЖДЕННЫМИ

§ 1. Исполнение уголовного наказания в зарубежных странах

Чтобы иметь представление о подходах к ор­ганизации и правовому регулированию испол­нения наказания в различных регионах мира, рассмотрим, как решаются эти вопросы на при­мере отдельных государств Америки (США), Европы (Великобритания, Франция, ФРГ) и Азии (Япония).

Исполнение наказания в США. Соединен­ные Штаты Америки внесли ощутимый вклад в мировое развитие пенитенциарных систем в XVIII-XIX вв. В ряде стран были внедрены в практику исполнения наказания пенсильван­ская и оборнская системы, молодежные рефор-матории.

В 1786 г. в штате Пенсильвания (г. Филадель­фия) для лиц, отбывающих наказание в виде ли­шения свободы, была открыта новая тюрьма, ко­торая получила наименование «пенигенциарий» (от латинского слова «раскаяние»). Идея создания пенитенциария возникла на религиозной почве. Совершение преступления рассматривалось ква­керами (одной из ветвей протестантства)1 - осно-

См Современные США. Энциклопедический справочник М., 1988. С.134.

10-492

воположниками создания пенитенциария как грех, в котором преступник за время отбывания лишения свободы должен был искренне раскаяться. Для рас­каяния, на взгляд квакеров, требовались особые условия: строгое уединение и молчание. Исходя из этих положений, пенитенциарий был специально при­способлен к реализации системы молчания: звуки шагов заглушались пробко­выми дорожками, заключенные и администрация должны были разговаривать вполголоса. Осужденные за преступления содержались в одиночных камерах. Коллективный труд запрещался, прогулки организовывались поодиночно в изолированных участках двора пенитенциария, контакты с внешним миром полностью исключались. За малейшие нарушения применялись телесные на­казания, пытки (водой, железными оковами и др.). Эта система оказывала на осужденного мощное устрашающее воздействие, подавляла его психику. Одна­ко вместо раскаяния во время ее осуществления нередко следовали душевная болезнь либо смерть заключенного.

Пенсильванская система отбывания наказания в виде лишения свободы, хотя и не достигала ожидаемых религиозных результатов, тем не менее до­статочно успешно выполняла задачу специальной превенции новых пре­ступлений. В связи с этим она получила известное распространение в США (Питтсбург, Черри-Гилле), Англии (Пентонвиль)1.

В 1816 г. в г. Оборне штата Нью-Йорк был построен еще один уникаль­ный пенитенциарий, отбывание наказания в котором основывалось, с одной стороны, на сохранении стремления добиться раскаяния осужденного путем системы молчания под угрозой телесных наказаний и пыток, а с другой стороны, на реализации новых идей об экономической и исправительной вы­годе коллективного производительного труда осужденных. Соединение этих двух начал привело к тому, что в оборнском пенитенциарий днем широко ис­пользовался дешевый совместный труд заключенных, а на ночь они отправ­лялись раскаиваться за содеянное преступление в одиночные камеры. Эта модель организации отбывания лишения свободы получила название «оборн-ская система». Использованный в ней новый подход к исправительному (ис­правление трудом) и экономическому (получение прибыли за счет целевого коллективного труда заключенных) аспектам исполнения наказания оказал­ся весьма привлекательным для развивающегося капитализма.

Во второй половине XIX в. на мировую практику организации исполне­ния наказания стали оказывать влияние идеи социологической школы уго­ловного права. Начались поиски вариантов лишения свободы с использова­нием прогрессивной системы отбывания наказания. В США эти поиски завершились созданием нового вида исправительных учреждений - моло­дежных реформаториев, которые сочетали в себе атрибуты тюрьмы и воспи­тательного заведения. Первый реформаторий был открыт в 1876 г. в г. Эль-майре (штат Нью-Йорк). В реформаторий направлялись для отбывания лишения свободы лица в возрасте от 16 до 30 лет. В качестве средств воздей­ствия на заключенных использовались труд, общеобразовательное и профес-

См.: Советское исправительно-трудовое право: Учебник. Л., 1989. С. 255-256.

сиональное обучение, обучение военному делу, приближенная к воинской дисциплина. Прогрессивная система состояла в том, что все заключенные, отбывающие лишение свободы в реформаторий, делились на три класса, пре­бывание в каждом из которых связывалось с различными условиями содер­жания. Вновь прибывшие преступники зачислялись в средний класс. Если в процессе отбывания наказания их поведение соответствовало принятым в ре­форматорий стандартам, то они переводились в высший класс с улучшенны­ми условиями содержания. За поведение, нарушавшее установленные прави­ла, заключенного могли перевести из среднего в низший класс, при этом условия его содержания изменялись к худшему. Система военизированных молодежных реформаториев получила распространение как в США, так и за пределами этой страны.