Смекни!
smekni.com

Уголовно-исполнительное право 3 (стр. 75 из 87)

В России смертная казнь исполняется не публично, при необходимости расстрела нескольких лиц - отдельно в отношении каждого и в отсутствие остальных. В 22 странах допускается публичное исполнение приговора к смертной казни (Китай, Пакистан, Ливия, Иран, ряд стран Африки и Ближ­него Востока). В некоторых странах отдельные казни демонстрируются по телевидению. Смысл публичного исполнения казней - устрашение осталь­ных граждан. Однако цель эта достигается не всегда.

При исполнении смертной казни присутствует прокурор, представитель учреждения, где исполняется приговор, и врач. Последний констатирует смерть, о чем составляется протокол, подписываемый всеми указанными лицами. Администрация учреждения, исполнившего приговор, извещает об этом суд, вынесший его, который информирует близких родственников осужденного. Труп для захоронения не выдается, о месте захоронения не сообщается.

Глава 13

СОДЕРЖАНИЕ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

' 1. Социально-правовое назначение, основания и принципы содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

Содержание под стражей обвиняемых и по­дозреваемых по своей сущности является, мерой государственного принуждения, применяемой в связи с совершенным преступлением от имени государства и реализуемой государственными органами в целях обеспечения следственного и судебного производства.

Содержание под стражей связано с сущест­венным ограничением прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции. По­этому при его применении установлены кон­ституционные гарантии, согласно которым арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному ре­шению (ч. 2 ст. 22 Конституции).

Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых сходно по форме с применением наказания в виде ареста и лишения свободы. Однако по своему социально-правовому назна­чению и правовой природе существенно разли­чаются.

Содержание под стражей реализуется в двух формах: задержание подозреваемых в соверше­нии преступлений (ст. 122 УПК) и избрание ме-

ры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 89 УПК). Оно не являет­ся мерой уголовного наказания или дисциплинарного воздействия. В соот­ветствии с уголовно-процессуальным законодательством его целью являют­ся выяснение причастности задержанного к преступлению либо разрешение вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 122' УПК). Эта мера направлена на обеспечение интересов правосудия. Согласно ст. 89 УПК, для применения мер пресечения необходимо наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия и суда или воспрепятствует установлению ис­тины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью. Наказание применяется только в тех случаях, когда лицо признано судом виновным в совершении преступления.

Поскольку под стражей находятся лица, вина которых в совершении преступления не установлена судом, то условия их содержания должны от­личаться от условий отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы. Они должны быть в максимальной степени приближены к услови­ям свободы. Пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что «обвиняемые в случае, когда отсутствуют исключительные обстоятельства, помещаются отдельно от осужденных, и им предоставляется отдельный ре­жим, отвечающий их статусу неосужденных лиц».

Порядок и условия содержания под стражей, правовой статус подозре­ваемых и обвиняемых регламентируются Федеральным законом «О содер­жании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступле­ний» от 15 июля 1995 г., Законом Российской Федерации <0б учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г., регулирующим деятельность уголовно-исполнительной си­стемы Минюста России, а также законами Российской Федерации, регла­ментирующими создание и основы функционирования мест содержания под стражей в Пограничных войсках и в Федеральной службе безопаснос­ти, в частности ст. 13 Федерального закона Российской Федерации «Об ор­ганах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 ап­реля 1995 г.

К указанным законам относятся акты военно-административного зако­нодательства, регулирующего порядок и условия содержания подозревае­мых и обвиняемых из числа военнослужащих на гауптвахтах (Устав гарни­зонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации от 14 декабря 1993 г., приложение № 14 «О гауптвахте»).

Кроме того, имеются нормативные правовые акты, конкретизирующие содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых: постановления Правительства Российской Федерации о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых; акты министерств и ведомств, имеющие в своей подчиненности места содержания под стражей. Так, ст. 16 Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозрева­емых и обвиняемых в совершении преступлений» предусматривает в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей принятие Минис­

терством юстиции РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федераль­ной пограничной службой РФ по согласованию с Генеральным прокурором РФ Правил внутреннего распорядка в местах содержания под стражей по­дозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Министерством внутренних дел были приняты Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (приказ МВД России от 26 января 1996 года № 41). Также приняты и действуют Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уго­ловно-исполнительной системы, а Приказом Министерства юстиции от 25 января 1999 г. № 20 было утверждено Положение о следственном изоля­торе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.

Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых представляет со­бой социально значимую сферу деятельности государства, поэтому она долж­на подчиняться основополагающим идеям или принципам. В ст. 4 Федераль­ного закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» устанавливается, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства в соответствии с Конституцией, принципами и нормами международного пра­ва, а также международными договорами Российской Федерации. Оно не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и об­виняемым в совершении преступлений.

Указанные принципы определяют содержание норм указанного Феде­рального закона, иных законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также влияют на правоприменительную практику обращения с подозрева­емыми и обвиняемыми.

§ 2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

Подозреваемые и обвиняемые после вынесения решения об их задержа­нии или аресте могут содержаться лишь в тех учреждениях, которые предус­мотрены Федеральным законом РФ «О содержании под стражей подозревае­мых и обвиняемых в совершении преступлений». Они подразделяются на три вида. Первый и основной - следственные изоляторы, которые образуются и функционируют в рамках уголовно-исполнительной системы Минюста Рос­сии и в рамках органов Федеральной службы безопасности РФ.

Система следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Минюста России является наиболее разветвленной, в них содержится по­давляющее большинство подозреваемых и обвиняемых. Они имеются в каждом субъекте Российской Федерации и крупных городах. Всего их на­считывается в России свыше 150 единиц.

Необходимость следственного изолятора ФСБ России объясняется спе­цификой осуществления оперативно-розыскных мероприятий по выявле-

нию, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористиче­ской деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступле­ний, дознание и предварительное следствие по которым отнесены к веде­нию органов ФСБ.

Правовой основой деятельности следственного изолятора является Кон­ституция, Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, принятые в пределах их полно­мочий, нормативные правовые акты Министерства юстиции и Главного управления исполнения наказаний.

Министром юстиции РФ утверждено Положение о следственном изоля­торе, в соответствии с которым к его основным задачам относятся:

1) создание условий, исключающих возможность подозреваемым и об­виняемым скрыться от следствия и суда, а осужденным к лишению свободы и смертной казни уклониться от отбывания наказания;

2) осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и об­виняемых помешать установлению истины по уголовному делу;

3) обеспечение законности и правопорядка в следственном изоляторе, личной безопасности подозреваемых и обвиняемых и иных лиц, содержа­щихся под стражей, а также персонала, должностных лиц и граждан, нахо­дящихся на его территории;