Смекни!
smekni.com

Уголовно-исполнительное право 3 (стр. 76 из 87)

4) обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

5) организация жизнедеятельности следственного изолятора, а также развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной сферы.

Для реализации указанных задач на персонал следственных изоляторов возлагаются определенные функции, основными из которых являются:

- прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственный изолятор и размещение их по камерам;

- охрана и надзор за ними;

- обеспечение изоляции;

- выявление, предупреждение и пресечение преступлений и других пра­вонарушений со стороны лиц, содержащихся в следственном изоляторе, обеспечение внутреннего распорядка;

- организация и обеспечение безопасности в следственном изоляторе и на прилегающей территории;

- материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, содер- | жащихся под стражей, в соответствии с установленными нормами и законо­дательством об охране здоровья граждан;

- создание условий для обеспечения прав и законных интересов подо­зреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей;

- освобождение из-под стражи лиц, в отношении которых вынесено со­ответствующее судебное решение, истек срок содержания под стражей, со­стоялись акты об амнистии или помиловании либо истек назначенный при­говором срок отбывания наказания в виде лишения свободы;

- исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении осуж­денных, оставленных в следственном изоляторе для работы по хозяйствен­ному обслуживанию, а также оставленных в нем или переведенных из уч­реждений, исполняющих наказания, в связи с производством следственных действий по делам о преступлениях, совершенных другими лицами или в связи с рассмотрением дел в судах, а также осужденных, переведенных из учреждений, исполняющих наказания, в связи с привлечением к уголовной ответственности по другому делу, если в отношении их избрана мера пресе­чения в виде заключения под стражу;

- проведение оперативно-розыскных мероприятий в порядке, предус­мотренном законом;

- оказание содействия органам и подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в проведении соответствующих меро­приятий в отношении лиц, содержащихся под стражей;

- осуществление финансово-хозяйственных мероприятий, обеспечива­ющих жизнедеятельность учреждения, и ведение соответствующего дело­производства.

Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование и мате- • риально-техническое обеспечение следственных изоляторов могут произ­водиться также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Структура и штаты следственных изоляторов утверждаются центральны­ми органами уголовно-исполнительной системы Минюста России. Следст­венный изолятор возглавляет начальник^ который назначается на должность и освобождается от нее начальником территориального органа управления уголовно-исполнительной системы. В состав руководства следственного изо­лятора, кроме начальника, входят заместители по оперативной работе, охра­не и режиму, воспитательной работе.

Следственный изолятор имеет в своем составе дежурную службу и отделы:

режима и охраны; оперативный; специальный; кадров; по воспитательной ра­боте среди заключенных под стражу и осужденных; по работе с личным соста­вом; интендантского и хозяйственного обеспечения; коммунально-бытовой, а также медицинскую и финансовую части.

Контроль за деятельностью следственных изоляторов осуществляют ор­ганы государственной власти и управления Российской Федерации и субъ­ектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

Непосредственный контроль за деятельностью следственных изолято­ров осуществляет Министерство юстиции, центральные и территориальные органы управления уголовно-исполнительной системы.

Вторым видом мест содержания под стражей являются изоляторы вре­менного содержания (ИКС) подозреваемых и обвиняемых органов внутрен­них дел и Пограничных войск Российской Федерации. В связи с тем, что органы внутренних дел проводят дознание и предварительное следствие по большинству уголовных дел, то, как правило, каждый из них имеет ИВС, который предназначен для кратковременного задержания подозреваемых в совершении преступления.

Дислокация и условия деятельности органов дознания Пограничных войск Российской Федерации, которые осуществляют дознание по делам о нарушении Государственной границы, обусловливают необходимость иметь собственные изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняе­мых. Поэтому ИВС создаются только в пограничных частях, непосредствен­но охраняющих Государственную границу России. Они предназначены для содержания под стражей задержанных и подозреваемых в совершении пре­ступлений, связанных с нарушением Государственной границы, а также с нарушением правил несения пограничной или караульной службы.

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, могут временно содержать­ся в ИВС только в случаях, предусмотренных ст. 13 Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в соверше­нии преступлений». Эти лица могут переводиться в ИВС при необходимос­ти выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пре­делами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указан­ных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в тече­ние месяца.

Третий вид мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняе­мых - это учреждения, для которых содержание под стражей не является основной задачей. Так, по основаниям, предусмотренным указанным выше федеральным законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут быть учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы.

В этом случае должны содержаться изолированно от других осужденных лица, задержанные по подозрению в совершении другого преступления во время отбывания наказания. Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, могут содержаться в исправительных учреждениях, в специально оборудо­ванных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следст­венных изоляторов.

Местами содержания под стражей являются воинские гауптвахты, где могут содержаться подозреваемые и обвиняемые из числа военнослужащих, как задержанные по подозрению в совершении преступления, так и заклю­ченные под стражу в порядке применения меры пресечения.

В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом капи­

танами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальника­ми зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подо­зреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.

§ 3. Правовой статус подозреваемых

и обвиняемых во время содержания под стражей

Согласно ст. 6 Федерального закона РФ «О содержании под стражей по­дозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», лица, находящи­еся под стражей, считаются невиновными, пока их виновность не будет ус­тановлена вступившим в законную силу приговором суда.

Презумпция невиновности подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, указанная в законе, базируется на положениях ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, где установлено, что «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказа­на в предусмотренном Федеральным законом порядке и установлена всту­пившим в законную силу приговором суда». Гарантией обеспечения пре­зумпции невиновности является установленный Уголовно-процессуальным кодексом порядок доказывания их вины, которым предусмотрена последо­вательная и строго регламентированная процедура расследования уголов­ных дел, судебное разбирательство, кассационное обжалование и опротес­тование вынесенного приговора.

Презумпция невиновности определяет также общий подход законодате­ля к закреплению правового статуса этих лиц во время содержания под стражей, согласно которому граждане Российской Федерации, подозревае­мые или обвиняемые в совершении преступлений, не лишаются и не могут быть лишены гражданства Российской Федерации по мотивам содержания их под стражей. Более того, согласно ст. 23 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», в случае привлечения гражданина России к уголовной ответственности и вынесения постановления о привле­чении его в качестве обвиняемого не допускается выход из гражданства по желанию ходатайствующего об этом лица.

Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений пользуются правами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Фе­дерации с определенными ограничениями. Согласно ч. 3 ст. 55 Конститу­ции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасно­сти государства. Исходя из данного конституционного принципа, законода­тель установил, что ограничения прав и свобод подозреваемых и обвиняе­мых могут устанавливаться указанным Федеральным законом и иными федеральными законами.

К числу ограничений следует отнести правила, обеспечивающие изоля­цию подозреваемых и обвиняемых от внешнего мира и внутри мест содер-

жания под стражей (ст. 32), возможность личного обыска, дактилоскопиро-вания и фотографирования осужденные по решению администрации, до­смотра их вещей, посылок и передач (ст. 34), цензуры корреспонденции (ст. 20) и т. п. Ограничения прав и свобод этих лиц установлены и другими федеральными законами (см., например, ст. 13 Федерального закона Рос­сийской Федерации «Об оружии»).