Смекни!
smekni.com

Уголовно-исполнительное право 3 (стр. 14 из 87)

Исполнение остальных видов наказаний оставалось неурегулированным до 1983 г. 15 марта 1983 г. этот пробел был ликвидирован принятием союзно­го Положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных3, на основе которого в 1984 г. было принято соответствующее республиканское Положение4, которое регламентировало исполнение: лишения права зани­мать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

штрафа; общественного порицания; конфискации имущества; лишения во­инского или специального звания; увольнения с должности; возложения обя­занности загладить причиненный вред.

Таким образом, в 1983-1984 гг. образовались две отрасли законодатель­ства, регулирующего исполнение уголовных наказаний:

1) исправительно-трудовое;

2) законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных.

Встал вопрос о создании единого уголовно-исполнительного законода­тельства.

После распада СССР Законами РСФСР от 18 февраля, 29 февраля и 6 июля 1993 г. были отменены наказания в виде ссылки, высылки, условное осуждение к лишению свободы и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, направление в воспитательно-трудовой профилакторий, упразднены колонии усиленного режима.

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.5 потребовало при­ведения российского законодательства в соответствие с ее нормами. В ст. 71 Конституции содержалось положение о том, что в ведении Российской Феде­рации находится уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполни-тельное законодательство. Указанный подход предполагал осуществление пе­рехода от исправительно-трудового к угояовно-исполнительному закону. Это

1 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1969. № 29. Ст. 247.

2 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1970. № 51. Ст. 1220.

3 См : Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. № 12. Ст. 175.

4 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. Ns 29. Ст. 991.

5 См.: Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.

активизировало проводимую одновременно с формированием проекта нового Уголовного кодекса России работу над проектом Уголовно-исполнигельного кодекса.

Значительное влияние на законотворческую деятельность в этой облас­ти оказали конференции, семинары, дискуссии, направленные на выработ­ку идей о реформировании законодательства, регламентирующего исполне­ние наказаний.

13 января 1996 г. Президент Российской Федерации одобрил прошедшую обсуждение на различных уровнях Концепцию реорганизации уголовно-ис-полнительной системы МВД России на период до 2005 г.1, содержавшую ком­плекс организационно-правовых, социально-экономических, психолого-пе­дагогических и иных мер по приведению деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствие с требованиями Конститу­ции Российской Федерации, потребностями обеспечения прав осужденных. В ней нашла отражение идеология реформирования уголовно-исполнитель-ной системы России на ближайшую и отдаленную перспективу.

Поскольку процедура прохождения представленного в Федеральное Со­брание Российской Федерации проекта Уголовно-исполнительного кодекса затягивалась, в то время как Уголовный кодекс был принят и введен в дей­ствие с 1 января 1997 г., то 15 декабря 1996 г. был принят федеральный за­кон, который внес изменения и дополнения в Исправительно-трудовой ко­декс в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации2.

В законе излагались вытекающие из содержания Уголовного кодекса России, согласованные с текстом проекта Уголовно-исполнительного ко­декса положения, адаптирующие Исправительно-трудовой кодекс к дейст­вию в условиях реализации нового уголовного законодательства.

8 января 1997 г. Президент Российской Федерации подписал Федераль­ный закон о введении в действие с 1 июля 1997 г. Уголовно-исполнительно­го кодекса3. Так завершился период перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному законодательству.

Значительный вклад в развитие теории пенитенциарного, исправитель­но-трудового и уголовно-исполнительного права внесли в конце XIX — на­чале XX вв. известные правоведы Н.С. Таганцев, НД. Сергиевский, А.А. Жи-жиленко, С.П. Мокринский, И.Я. Фойницкий, С.В. Познышев, М.М. Исаев, М.Н. Гернет, Е.Г. Ширвиндт, Б.С. Утевский.

В середине и во второй половине XX в. их труды продолжили профессо­ра В.П. Артамонов, ЗА Астемиров, Л.В. Багрий-Шахматов, Н.А. Беляев, М.П. Журавлев, А.И. Зубков, Л.Г. Крахмальник, А.С. Михлин, М.П. Ме-

См.: Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России (на период до 2005 г.). М.: ГУИН МВД России, 1996.

' См.: Российская газета. 1996. 25 декабря. С. 3-6. См.: Российская газета. 1997.16 января. С. 9-15.

лентьев, А.Е. Наташев, АЛ. Ременсон, И.А. Сперанский, Н.А. Стручков, Ю.М. Ткачевский, А.В. Шамис, И.В. Шмаров и др.

В 90-х годах активно включились в развитие пенитенциарной науки В.М. Анисимков, А.В. Бриллиантов, А.Я. Гришко, М.П. Детков, С.И. Кузь­мин, П.Г. Пономарев, В.И. Селиверстов, А.А. Тожаченко, В.А. Уткин, О.В. Филимонов и другое российские ученые.

ГЛзвя 3

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ

И ПРИМЕНЕНИЕ

ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

§ 1. Понятие и содержание процесса исполнения (отбывания) наказания

Обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, составная часть которого представляет собой назначенное осужденному наказание, обязателен для всех предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению (ст. 358 УПК РСФСР). После обращения приговора к испол­нению уполномоченные на то органы государ­ства, администрация предприятий, учреждений и организаций обязаны его исполнить в отно­шении назначенного судом наказания.

Сущностью наказания является особая форма государственного принуждения (кара), поэтому под исполнением наказания следует понимать урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок примене­ния мер государственного принуждения, выра­жающегося в комплексе ограничений прав и свобод осужденного.

Уголовно-исполнительное законодательство (ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2) для обозначения реализации мер принуждения наряду с термином «исполне­ние» употребляет термин «отбывание» наказа­ния. Указанные термины отражают единый процесс осуществления принудительного воз­действия на осужденных, но обращены они к различным субъектам и участникам уголовно-исполнительных правоотношений.

Термин «исполнение» наказания обращен к предусмотренным в законе учреждениям и органам, которые в своей деятельности обязаны реализовывать весь комплекс правоограничений, предусмотренных конкретным видом наказания, обеспечивать осуществление предоставляемых осужденным прави выполнение ими возложенных на них обязанностей в течение всего срока, установленного в приговоре суда. Термин «отбывание» наказания обращен к осужденным, которые должны на основании приговора суда в соответствии с предписаниями, установленными уголовно-исполнительным законодатель­ством, выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от дей­ствий, запрещенных нормами права, осуществлять свои права.

Принудительное воздействие носит комплексный характер и реализует­ся путем применения к осужденным всей совокупности ограничений, уста­новленных условиями отбывания конкретного наказания (ч. 2 ст. 10 УИК РФ). Применение этих правоограничений - не самоцель, их назначение со­стоит в том, чтобы обеспечить надлежащее исполнение наказания в соответ­ствии с его целями, установленными уголовным законодательством. Указан­ные правоограничения применяются в качестве психолого-педагогического средства воздействия на осужденного с целью его исправления и предупреж­дения совершения им новых преступлений.

Реализация мер принуждения, ограничения прав присуща исполнению всех видов наказания, но их объем зависит от конкретного вида наказания. Лишение гражданина одного из основных субъективных прав - свободы влечет за собой ограничение совокупности наиболее значимых для него социальных ценностей и благ - свободы передвижения, свободы общения, ограничения социальных связей, возможности распоряжаться многими важ­ными для него субъективными правами. Поэтому изоляцию от общества необходимо рассматривать как комплекс правоограничений, поскольку ли­шение или сужение объема прав обусловлено именно изоляцией.

При исполнении исправительных работ карательное воздействие выра­жается в ограничении определенного объема трудовых и иных прав осуж­денного и удержании до 20% заработка (ст. 40-41 УИК РФ). При осужде­нии к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью карательное воздействие состоит в увольне­нии осужденного с должности и лишении его права занимать определенные должности или заниматься определенными видами профессиональной дея­тельности - врачебной, педагогической и т. д. (ст. 34 УИК РФ).

Правоограничения осужденных при осуществлении принудительных мер воздействия определяются порядком и условиями отбывания конкретного вида наказания, если оно носит срочный характер (ч. 2 ст. 10 УИК РФ).

Сущность и содержание наказания при его исполнении, объем приме­няемых к осужденным правоограничений и принудительных мер, полномо­чия администрации учреждений по их осуществлению реализуются в режи­ме, который согласно ч. 2 ст. 9 и ч. 1 ст. 82 УИК РФ рассматривается как установленный порядок исполнения и отбывания наказания.

Необходимо отметить, что в законе впервые дается указанное определе­ние применительно к исполнению всех видов наказания. Ранее в теории уголовно-исполнительного права и в законодательстве этот термин упо­треблялся применительно к исполнению лишения свободы.