Смекни!
smekni.com

Катастрофа еврейства Советского Союза (стр. 21 из 32)

Эпштейн и его приближенные теснейшим образом сотрудничали с немцами, и жители гетто видели в них предателей. В частности, был создан "полицейский отдел", который также именовался "оперативной группой". В его функции входило буквальное исполнение любых указаний немцев, в том числе и самых жестоких. Члены группы устраивали обыски и облавы в домах, вербовали агентов и доносчиков для слежки за членами подполья и людьми, прятавшимися в укрытиях.

Между подпольем и "правлением" установились, разумеется, крайне враждебные отношения. В этом они коренным образом отличалась от взаимоотношений, которые существовали в период Мушкина и Яффе. Подпольщики развесили в гетто плакаты. призывавшие к уничтожению "гитлеровского агента" Эпштейна. Было предпринято несколько безуспешных покушений на его жизнь. Не удалась даже попытка отравления при помощи его жены, бывшей комсомолки. В конце концов, Эпштейна казнили сами немцы, повесив его в его собственном доме.

В тот период наблюдалось значительное ослабление подполья. Причиной этого был разрыв между ним и "правлением" гетто, а также бегство в лес Герша Смоляра (после "большой акции") и убийство двух других видных деятелей подполья. Таким образом, основное внимание уделялось теперь не работе в самом гетто, а действиям в лесах. Герш Смоляр так писал о плачевном положении подполья в описываемую эпоху: "По сути, в минском гетто более не было никакой организации, исчезли подпольные ячейки и группы молодежи. Лишь немногие люди были уполномочены получать приказы из леса и готовить отряды молодых людей для бегства из гетто"[152].

Несмотря на сложившееся положение, остатки подполья стремились продолжить свою деятельность. Некоторые из его участников все еще являлись членами "правления". Они стремились теперь любой ценой получить информацию о его предстоящих действиях с тем, чтобы предотвратить их. Секретарши Эпштейна, подпольщицы Сара Левина и Мира Строгина, ежедневно сообщали о его планах. Члены подполья действовали также и в полиции. Не раз им приходилось выслушивать обвинения в предательстве от евреев, не знавших об их подпольной деятельности. В ответ на требование немцев о выдаче им всех детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, подполье отправило их в укрытия.

Дополнительной причиной этой деятельности был и особый статус подпольщиков в глазах евреев гетто. После "большой акции" оставшиеся в живых евреи жили в постоянном страхе перед "новой акцией". Их единственной надеждой было бегство из гетто в лес, и лишь подполье могло помочь им в этом.

7.12.3.2 Окончательная ликвидация минского гетто

На протяжении 1943 г. был проведен ряд новых "акций", которые привели к дальнейшему сокращению площади "трудового лагеря", в центре которого находилось еврейское кладбище. Летом состоялись две относительно большие "акции": в августе часть евреев Минска была отправлена в лагерь уничтожения Собибор, а спустя месяц, 10-го сентября, около 2000 евреев были отправлены из Минска в трудовой лагерь Будзин (Budzin), в районе города Люблин.

"Акция", приведшая к полной ликвидации гетто, состоялась в октябре 1943 г. и продолжалась около 10 дней. Последние уцелевшие жители, приблизительно 4000 человек, были вывезены в Малый Тростинец, в тринадцати километрах от Минска, и расстреляны. Трупы сбрасывались в специально вырытые траншеи, глубиной в 3 метра и длиной в 50 метров. После уничтожения очередной партии жертв их тела засыпались грунтом, который затем утрамбовывали при помощи тракторов. После окончательного уничтожения гетто, в попытке замести следы, немцы стали сжигать трупы своих жертв. Однако, вплоть до их отступления из города в конце июня 1944 г., они так и не успели завершить эту работу.

В день освобождения Минска Красной Армией 3-го июля 1944 г. в нем оставалось лишь несколько десятков евреев, которым удалось спрятаться во время последних "акций". Один из них рассказал о то, как они проводились, и каким образом ему удалось скрыться:

Однажды, в конце октября 1943 г., выйдя на улицу, я услышал выстрелы. Один из убегавших людей сказал мне, что немцы начали "акцию". Из страха быть пойманным, я спрятался в доме, находившемся на расстоянии около 400 метров от моего дома. В нем находилось укрытие, которое приготовил ранее один из моих родственников. На бегу я увидел на расстоянии в сто метров от меня большую группу офицеров и солдат гитлеровской армии, вооруженных пулеметами.

На протяжении последующих дней, когда я прятался в подвале, до меня доносились звуки стрельбы, крики и автомобильные сирены. Незадолго до окончания акции, один из солдафонов приказал своему товарищу бросить гранату в дом, где мы скрывались... Над нашими головами послышался взрыв[153].

7.12.3.3 Гибель "евреев Рейха"

На последнем этапе существования гетто были уничтожены также и последние из числа тех евреев, которые прибыли в Минск из пределов Рейха. В ходе "большой акции" погибли около 3000 из них, а по ее окончании Вильгельм Кубе докладывал, что в городе оставалось еще 2600 подобных жителей. 8-го марта 1943 г. были убиты евреи Гамбурга и часть евреев, привезенных из Рейнской области. Остальные члены данной группы погибли в самом Минске в "душегубках" или были отправлены на Запад. Последним объявили, что они возвращаются обратно в Германию, однако, вместо этого их убили в различных лагерях, в том числе в Будзине возле Люблина и во Флоссенбурге (Flossenburg) на территории Германии. Лишь десять человек из числа "евреев Рейха" минского гетто дожили до конца войны.


7.13 Размеры Катастрофы на

территории Советского Союза[154]

7.13.1 Сложности подсчета числа жертв

Каково общее число евреев, уничтоженных нацистами на территории СССР? Вследствие ряда причин точный ответ на данный вопрос весьма сложен. Прежде всего, не существует единого мнения о численности евреев, проживавших в стране накануне войны. Хотя в 1939 г. в СССР была проведена перепись населения, некоторые специалисты выражают сомнения в отношении достоверности полученных в ходе нее данных. В соответствии с ними, еврейское население СССР насчитывало тогда 3020000 человек. Яков Лещинский, в свою очередь, утверждал, что его численность составляла от 3270000 до 3320000 человек. Другие демографы считают, что в СССР проживало тогда меньшее число евреев, чем это следует из данных переписи. По их мнению, в ходе обработки полученных результатов, под давлением И. В. Сталина, численность евреев была увеличена с 1% от населения страны до 1,5%, и, таким образом, на деле, в 1939 г. в СССР проживало менее трех миллионов евреев.

Мнения о численности евреев Советского Союза после окончания войны также расходятся. В соответствии с данными переписи населения 1959 г. (первая перепись населения, проведенная в стране после 1939 г.), еврейское население СССР составляло 2268000 человек. Историк Биньямин Пинкус, в свою очередь, утверждает, что его численность равнялась 2645000 человек.

Также существуют разногласия относительно численности евреев на территориях, присоединенных к СССР в 1939-1940 гг. Данные о них относятся к началу тридцатых годов, а в некоторых случаях, даже к двадцатым годам (например, в Литве). Поэтому историкам приходится основываться на оценках, а не на точной информации.

Также неизвестно точное число еврейских беженцев, достигших СССР. Принято считать, что речь идет от 300000 до 585000 человек.

7.13.2 Оценка числа жертв

Прежде чем дать приблизительную оценку числа жертв, нам следует принять во внимание следующие данные:

1. Численность евреев на территории СССР накануне начала операции "Барбаросса". В соответствии с оценками, на территории СССР в границах 1939 г. проживало 3080000 евреев, а в аннексированных областях - 1915000 (не включая беженцев). Таким образом, еврейское население СССР составляло в общей сложности около пяти миллионов человек (4995000).

2. Численность евреев, проживавших на данных территориях в 1946 году. В соответствии с оценками, в этот период в СССР проживало 2310000 евреев. Данное число не включает тех беженцев, которые возвратились на родину после окончания войны (репатрианты). 67000 из их числа составляли дети, родившиеся в 1941-1946 гг., поэтому не следует включать их в число евреев, проживавших в СССР накануне германского вторжения.

Исходя из этих данных, можно придти к выводу, что численность евреев, уничтоженных нацистами на территории СССР, составляла 2752000 человек. При использовании более точных методов вычисления, которые, с одной стороны, учитывают число людей, умерших естественной смертью за годы немецкой оккупации, но также принимают во внимание и иные данные, количество жертв достигает 2771000.

Какая часть советского еврейства была уничтожена во время Катастрофы? Если принять в качестве отправной точки еврейство СССР в целом, то речь идет о 55,5%. Однако, не все советские евреи проживали на оккупированной территории. Из числа тех, кто проживал там (4095000 человек) погибли две трети (67,7%). Среди "западников", то есть евреев, живших на присоединенных к СССР территориях, процент жертв был гораздо выше и составлял 86,2 (1 651 000 из 1 915 000).

Приведенные выше данные следует, однако, анализировать в контексте общих потерь, понесенных СССР в годы войны. Огромное число советских граждан погибло, включая миллионы солдат на фронтах, миллионы военнопленных в немецких лагерях, миллионы гражданских лиц, уничтоженных в ходе ужасных по жестокости "карательных экспедиций" или во время бомбежек и осады городов (например, в течение двухлетней немецкой блокады Ленинграда). По оценкам (точные данные об этом отсутствуют), за годы войны погибло 26 700 000 советских граждан, 10% из числа которых составляли евреи. При этом следует иметь в виду, что евреи составляли 2,5% населения СССР. Таким образом, относительная численность еврейских потерь в четыре раза превышала относительную численность потерь населения в целом. Более того, народы СССР сумели со временем восполнить понесенные жертвы, в то время как евреи ни в СССР, ни в других странах, так и не достигли своей предвоенной численности.