Смекни!
smekni.com

Катастрофа еврейства Советского Союза (стр. 9 из 32)

Таким образом, совершенно ясно, что на захваченной советской территории не было единой упорядоченной системы управления. В соответствии с идеологией нацистского бюрократического аппарата, основанного на принципе "разделяй и властвуй" и на "системе дублирования", там действовал целый ряд административных органов, разделение функций между которыми не было четким. Система подчинения внутри этих административных единиц и между ними носила весьма туманный характер, их политические цели различались, и между ними шло неприкрытое соперничество. Ицхак Арад цитирует в этой связи Александра Даллина, автора книги о германском правлении на оккупированных советских территориях: "Если целью рейхсминистерства по делам восточных территорий было упрощение работы путем создание простой и ясной иерархической лестницы, то на деле были достигнуты прямо противоположные результаты"[62].

А. Кларк так отзывается о соперничестве между различными органами управления:

Последствием этого соперничества был тот факт, что нацистские власти управляли российскими территориями неслаженно, как с политической точки зрения, так и в личном плане. Возможно, единственное, что их объединяло, было, по словам германского министра продовольствия и сельского хозяйства Бакке[63], убеждение в том, что "русские... в течение многих лет испытывали бедность, голод и лишения; поэтому никакое милосердие к ним неуместно!"[64].

Вопрос 6

Каким образом неслаженная работа немецкого управления оккупированными советскими территориями и соперничество между различными органами власти повлияли на процесс уничтожения советского еврейства?


7.8 Этапы уничтожения евреев

Процесс уничтожения евреев на оккупированных советских территорий можно условно разделить на три основных этапа:

Первый этап: с 22-го июня 1941 г. и до зимы 1941-1942 гг. Период массовых убийств евреев. Было уничтожено большинство еврейских жителей Прибалтийских стран, Молдавии, Восточной Белоруссии, Восточной Украины и захваченных немцами районов РСФСР.

Второй этап: с весны 1942 г. и до начала 1943 г. Были уничтожены большинство еврейских жителей Западной Белоруссии и Западной Украины, а также районов Южной России, которые были захвачены немцами летом 1942 г.

Третий этап. С начала 1943 г. и до окончательного отступления немецкой армии с территории СССР. В этот период были уничтожены те евреи, которым удалось выжить ранее. Последние убийства были совершены в ходе отступления германских частей[65].

7.8.1 Первая волна уничтожения

7.8.1.1 Деятельность "оперативных формирований"

На первом этапе сотни тысяч евреев были уничтожены т.н. "оперативными формированиями" (айнзатцгруппами), прикомандированными к группам армий захватчиков. Айнзатцгруппы не действовали сами по себе. Им помогали подразделения "полиции порядка" (Ordnungpolizei), которые состояли из сотрудников аппарата СС на оккупированных территориях. В них служили как немцы, так и местные жители, полностью подчинявшиеся "полиции порядка" СС. Среди солдат СС были латыши, украинцы, литовцы, белорусы и представители других национальностей, многие из них бывшие военнопленные. Часть данных сил занималась уничтожением евреев. Число местных жителей, служивших в СС, значительно превышало число немцев. Так например, в октябре 1942 г. силы "полиции порядка" рейхскомиссариата "Остланд" насчитывали 4428 немцев и более 55.000 местных полицейских. На Украине и в Южной России служили в ту пору около 10.000 немцев и около 70.000 местных жителей[66]. Без поддержки местных жителей немцы не смогли идентифицировать, собрать вместе и уничтожить столь значительное число евреев в столь короткие сроки. В ряде случаев именно местные силы выступали с инициативой убийства евреев и приводили ее в исполнение. Например, 25-го и 26-го июня 1941 г. литовские фашисты убили в одном из пригородов города Каунас 800 евреев. Между 30-м июня и 3-м июля 1941 г. украинские пособники гитлеровцев убили около 4000 евреев во Львове.

Однако основная работа по уничтожению евреев была возложена на солдат айнзатцгрупп. Именно они расстреляли сотни тысяч евреев. Обычно массовые убийства совершались немедленно после вступления сил вермахта в какой-либо город. Туда прибывали солдаты айнзатцгрупп, и они приказывали всем евреям покинуть свои дома. Евреев сгоняли возле заранее вырытой в близлежащих лесах ямы или противотанковой траншеи на окраине города. По прибытии на место казни мужчин отделяли от женщин и детей. Жертвам приказывали раздеться и выстроиться у края ямы. Вслед за этим по ним открывался огонь. После окончания "акции" ямы с трупами забрасывались землей. В ряде случаев будущим жертвам самим приходилось рыть могильную яму перед расстрелом. В некоторых местах, в особенности в Восточной Белоруссии и Восточной Украине, евреев умерщвляли в передвижных газовых камерах.

Широко известны такие места массовых истреблений как Бабий Яр - овраг, в котором нашли свою смерть евреи Киева; Понары, где были расстреляны евреи Вильнюса; Румбули вблизи Риги и Девятый форт в Каунасе. Рауль Гильберг писал о способе действий айнзатцгрупп и об их стратегии:

Характер географического расселения евреев СССР (то есть тот факт, что большинство их них проживало в городах - Е.В.) в значительной мере определял стратегию деятельность айнзатцгрупп. Для того чтобы охватить как можно большее число городов, эти формирования стремились двигаться сразу за передовыми частями вермахта и окружать значительные еврейские центры еще до того, как их будущие жертвы сумеют понять, какая судьба их ожидает. Именно по этой причине Главное управление имперской безопасности настаивало на отправке айнзатцгрупп на линию фронта. В соответствии с предварительным соглашением, подразделения айнзатцгруппы А вошли в Ригу, Каунас, Таллин и пригороды Ленинграда одновременно с передовыми частями германской армии. Три автомашины айнзатцгруппы С достигли пределов Житомира совместно с первыми немецкими танками. Команда 4а из той же самой айнзатцгруппы прибыла в Киев 19-го сентября, то есть в день падения города. Этот список можно продолжить далее...

Подобное передвижение по линии фронта было связано с рядом трудностей. В некоторых случаях айнзатцгруппы оказывались в районе тяжелых боевых действий. Айнзатцкоманда 12 (входила в айнзатцгруппу D - Е.В), которая продвигалась вдоль побережья моря восточнее Одессы для того, чтобы подготовить массовое убийство евреев города, внезапно столкнулась с советским десантом, насчитывавшим 2500 бойцов и, оказавшись под ураганным огнем, в страхе бежала. Случалось также, что местный армейский командир использовал наличие айнзатцгруппы при его частях и приказывал солдатам этого формирования "очистить" район от партизан и снайперов. Лишь в редких случаях германская армия задерживала продвижение айнзатцгрупп из-за положения на фронте. В целом, единственным препятствием в их работе была относительно небольшая численность айнзатцгрупп по сравнению с размерами территории, которую им предстояло "обработать".

Айнзатцгруппа не передвигалась как единая часть. Обычно она разбивалась на более мелкие подразделения, которые работали автономно, без связи с командованием формирования. В некоторых случаях такие подразделения в свою очередь разделялись на "передовые отряды", которые продвигались вместе с небольшими воинскими частями вглубь территории, вдали от основных дорог.

По мере продвижения "оперативных формирований" на Восток они встречали все меньше и меньше евреев. Данное явление было связано с двумя причинами. Прежде всего, следует принять во внимание географию расселения советских евреев. К октябрю-ноябрю 1941 г. значительные центры еврейского населения остались в тылу германской армии. На востоке Украины и в районе Смоленска еврейские общины были небольшими и рассеянными. Вторая причина заключалась в постоянной эвакуации заводских и сельскохозяйственных рабочих на Восток. Среди эвакуированных было немало евреев. Другая часть евреев бежала от наступающей немецкой армии, не дожидаясь организованной эвакуации. 12-го сентября 1941 г. айнзатцгруппа С сообщала, что "из-за линии фронта до евреев дошли слухи об участи, которую мы им готовим". Айнзатцгруппы, действовавшие на территории Восточной и Центральной Украины, обнаружили, что в ряде мест от 70 до 90 процентов еврейских жителей бежали от приближающихся немецких войск. В некоторых местах численность бежавших евреев достигала 100%. Во многих случаях евреи все же не успевали достичь безопасных мест за линией фронта. Беглецов перехватывали на проселочных и лесных дорогах и возвращали в города. Вместе с тем, сравнение изначальной численности еврейского населения захваченных районов с числом убитых евреев свидетельствует о том, что более полутора миллионов человек сумели избежать готовящейся им участи[67].

7.8.1.2 Эвакуация евреев[68]

Итак, в первые месяцы войны из захваченных немцами районов бежали или были эвакуированы сотни тысяч евреев. Таким образом, они избежали уничтожения. Это явление имело уникальный характер, так как среди всех оккупированных Германией стран Европы лишь СССР был захвачен частично, и большая часть его территории осталась свободной.