Смекни!
smekni.com

Катастрофа еврейства Советского Союза (стр. 8 из 32)

Участие вермахта в уничтожении евреев Белоруссии в ходе первого года оккупации (с июня 1941 г. по июнь 1942 г.) характеризовалось следующими особенностями [54]:

1) В уничтожении евреев участвовали офицеры всех ступеней военной иерархии, от высшего командования группы армий "Центр" вплоть до средних и младших полевых командиров. Не были отмечены случаи отказа от исполнения приказов.

2) Планы массового уничтожения евреев, разработанные вермахтом в Белоруссии, носили расистский характер, как с точки зрения их целей, так и по самой логике.

3) Убеждения и взгляды представителей высшего командования соответствовали убеждениям и взглядам бойцов полевых подразделений. Участие солдат в "охоте на евреев" (будь то в качестве помощи айнзатцгруппам, или по собственно армейской инициативе) свидетельствовали об их естественном согласии с идеей истребления евреев.

Важным фактором такого сотрудничества был антисемитизм широко распространенный во всех частях германской армии. Антисемитские настроения усиливались по мере ухудшения положения на фронте, а также вследствие активного (или пассивного) участия самих солдат в акциях по уничтожению евреев. Данное явление имело двусторонний характер: с одной стороны, антисемитизм лежал в основе сотрудничества армии с органами уничтожения евреев, с другой, - данное сотрудничество способствовало росту антисемитских настроений. Подобные чувства нашли выражение в письмах, которые немецкие солдаты посылали домой. Например, в июле 1942 г. один из солдат сообщал своей семье:

Самой трудной задачей, которую нам предстоит решить в ходе борьбы с большевизмом, является уничтожение "вечного жида". При виде того, что сделали евреи в России, начинаешь понимать, почему фюрер начал войну против еврейства. Сколько несчастий постигло бы нашу родину, если бы эти звери сумели одолеть нас... Недавно один из наших товарищей был убит среди ночи ударом ножа в спину. Лишь еврей может стоять за таким преступным действием. Мы с большим успехом отомстили за это преступление. Местное население ненавидит евреев, как никогда ранее. Теперь они знают, что еврей виновен во всем[55].



7.7 Управление оккупированными

территориями СССР

7.7.1 "Рейхсминистерство по делам

оккупированных восточных территорий"

Захваченные советские земли находились под управлением "Рейхсминистерства по делам оккупированных восточных территорий" (Reichsministerion fur die besetzen Ostgebiete). Данное ведомство было создано специально для этой цели и возглавлялось Альфредом Розенбергом (Alfred Rosenberg)[56]. А. Розенберг был уроженцем Латвии, хорошо разбирался в ситуации данных районов и считался специалистом по Советскому Союзу и большевизму. Рейхсминистерство было учреждено специальным указом Гитлера от 17-го июля 1941 г. Розенберг был назначен министром по делам оккупированных восточных территорий и главой германской гражданской администрации на этих территориях (но его полномочия на Востоке не были абсолютными). Упомянутый указ Гитлера установил административное деление завоеванных областей. Территория, находившаяся под контролем рейхсминистерства, была разделена на два "рейхскомиссариата" (Reichskomissariats). На юге был создан рейхскомиссариат "Украина" во главе с Эрихом Кохом (Erich Koch). Он включал Волынь, Полесье и Восточную Украину (до Днепра). На севере был организован рейхскомиссариат "Остланд" (Ostland) во главе с Генрихом Лозе (Heinrich Lohse). В его состав вошли прибалтийские страны (Латвия, Литва и Эстония), часть Западной Белоруссии, а также города Минск и Слуцк на востоке Белоруссии. Каждый из рейхскомиссариатов в свою очередь подразделялся на областные (Generalkomissariate) и районные комиссариаты (Gebietekomissariate).

Не все захваченные у СССР территории были отданы под юрисдикцию нового министерства. Восточная Галиция, включая Львов, превратилась в пятую область генерал-губернаторства (Generalgouvernment), а район Белостока получил автономию. Значительные территории Украины, находившиеся между реками Днестр и Буг (т. н. Транснистрия) были присоединены к Румынии по соглашению, подписанному между Германией и Румынией 30-го августа 1941 г.[57]. Рейхскомиссары назначались лично Гитлером, а не А. Розенбергом. Однако Г. Лозе, получил свой пост по рекомендации Розенберга, а Э. Кох являлся кандидатурой Г. Геринга (Hermann Goering) и М. Бормана (Martin Bormann). Формально оба рейхскомиссара подчинялись А. Розенбергу, но тот факт, что они были назначены на свои должности Гитлером лично, а также предоставленные им широкие полномочия, приводил к тому, что нередко рейхскомиссары игнорировали указания рейхсминистра, а иногда даже действовали вопреки им[58].

7.7.1.1 Позиция А. Розенберга по еврейскому вопросу[59]

Альфред Розенберг, один из ветеранов нацистской партии, был радикальным антисемитом. Накануне вторжения в СССР Гитлер назначил его "ответственным за решение вопроса о пространстве на Востоке". Свою позицию по "еврейской проблеме" он выразил в целом ряде меморандумов. А. Розенберг утверждал, что следует убедить население СССР в том, что их страна находилась во власти евреев. Он также придерживался идеи о необходимости проведения наиболее жестких антиеврейских мер, в частности, создания гетто, принудительного труда и массовых ссылок. Вместе с тем, Розенберг воздерживался от использования термина "окончательного решения" (возможно потому, что в то время ему еще не было известно о той задаче, которая была возложена фюрером на Г. Гиммлера и СС). 7-го мая 1941 г. он писал будущему рейхскомиссару Украины:

Окончательное решение еврейского вопроса наступит после удаления евреев со всех общественных постов и их сосредоточения в гетто или трудовых лагерях. Если украинцы сами не изгонят евреев, то будет необходимо сосредоточить небольшие общины в относительно больших лагерях и ввести в них принудительный труд, как это уже было сделано в Лодзи[60].

Даже после вторжения и начала осуществления "окончательного решения" А. Розенберг все еще не представлял себе точных размеров уничтожения. Хотя из поступавших ему отчетов он знал об убийствах евреев, однако, считал, что речь идет лишь о ликвидации "еврейско-большевистского государственного аппарата" и о проявлениях "гнева" местного населения, не понимая, что такого рода действия являются первым этапом тотального истребления еврейства. Таким образом, в т. н. "коричневой папке" (Braun Mappe), содержавшей директивы политики немецкого командования на оккупированных территориях (выпущена 3-го сентября 1941 г.), было четко заявлено, что при осуществлении антиеврейских мер следует исходить из того, что "еврейский вопрос должен быть разрешен после окончания войны".

В конце 1941 г., после того как ему стало ясно истинное значение массового истребления евреев, А. Розенберг поддержал план "окончательного решения", с энтузиазмом и без каких-либо оговорок. В случае разногласий между СС и вверенным ему министерством по вопросам, связанным с уничтожением евреев, Розенберг всегда находился на стороне СС. И. Арад писал:

После того как Розенберг осознал намерения Гитлера, которые в то время уже осуществлялись на практике в действиях СС, [он] оказал безоговорочную поддержку предпринятым мерам по уничтожению евреев. Разногласия между гражданской администрацией и СС по поводу темпов уничтожения и количества жертв возникали по инициативе служащих администрации в "Остланд", а не по инициативе Розенберга. [В подобных случаях] Розенберг, как правило, был на стороне СС и защищал уничтожение евреев вопреки экономическим и иным соображениям[61].

7.7.2 Немецкая администрация на оккупированной территории СССР

Министерство, во главе которого находился А. Розенберг, не было единственным органом, имевшим оперативные полномочия на захваченных территориях. Помимо него, там действовали и иные ведомства:

1) СС. 17-го июля, в день назначения рейхсминистра и рейхскомиссаров, Гитлер распорядился также о назначении Г. Гиммлера ответственным за полицейские функции на оккупированных территориях. По всем вопросам полицейского или общеполитического характера Гиммлер был уполномочен отдавать непосредственные распоряжения рейхскомиссарам, минуя ведомство Розенберга. В дополнение к этому, Гиммлер создал в оккупированных областях отдельную бюрократическую систему СС. Для этого вся захваченная территория была разделена на три округа: северный, центральный и южный. В каждом из них была введена должность "главнокомандующего силами СС и германской полиции" (HSSF; подробнее об этом см. Гильберг, стр. 192-193). Формально эти главнокомандующие подчинялись руководителям гражданской администрации, а на деле они отвечали за свои действия только перед Г. Гиммлером и получали приказы непосредственно от него.

2) Армия. В каждом из рейхскомиссариатов была введена должность воинского командира (Befehl der Wermacht). Эти командиры назначались Гитлером лично, обладали широкими полномочиями и подчинялись армейскому командованию.

3) Четырехлетний план (Vierjahresplan). 29-го июня 1941 г. Гитлер предоставил Герману Герингу, отвечавшему за четырехлетний план, высшие полномочия на всех оккупированных территориях Советского Союза по вопросам, связанным с экономической сферой и четырехлетним планом. Эти полномочия были в силе как в тех районах, которые находились под управлением гражданской администрации, так и там, где власть контролировалась армией.