Смекни!
smekni.com

Прикладная юридическая психология (стр. 14 из 187)

Альтернативой правовой идеологиивыступает правовая психология, (Е.А. Лукашева называет ее социально-правовойпсихологией),1 представляющая собой психическое отражение всейсистемы права и его элементов в обыденном сознании населения и его групп.Это своеобразный "дух права" (С.С. Алексеев) в народе и государственныхструктурах, степень реальной жизни правовых идеалов и ценностей, действительнойавторитетности права, выраженных в социально-психологических феноменах:общественных взглядах, общественном мнении, общественном настроении, правовыхтрадициях и обычаях, реально функционирующих групповых нормах отношенийи поведения и др.

Большинство правоведов видятне только влияние системы права, правовой идеологии на общественную правовуюпсихологию, но и влияние последней на первую. Правотворчество детерминируетсяпотребностями общественного развития. Когда накопились предпосылки и назреланеобходимость правовых нововведений, в процесс правообразования вступаюткомпетентные государственные органы.

Психологическая реальностьимеет специальное значение для развития права, для правовой'1политики. Историей доказана безуспешность попыток силой закона, толькоправотворчеством решать проблемы правопорядка ("правовой ригоризм"). Никакимиправовыми регулятивными воздействиями невозможно психологически адаптироватьграждан к не приемлемым для них законам, не адекватным их психологическомументалитету, историческим

1 ЛукашеваЕ.А. Социалистическое правосознание и законность. - М., 1973, - С.143-162.

национальным традициям, актуальнымчаяниям и ожиданиям. Недейственно и опасно и левацкое забегание вперед("правовой романтизм", "правовой авантюризм") - издание "прогрессивных"законов, не отвечающих педагогическим реалиям, плохо учитывающих уровеньразвитости общественного сознания и правовой психологии населения, егодемократический и правовой опыт. Такие нормативно-правовые акты не толькообречены на бездействие, но и множат неуважение к правам, долгу, обязанности.Закон силен, действует, если он исполняется, если он воспринят и понятнаселением, принят умом и внутренне одобрен, охраняется им самим. Такойзакон одновременно оказывает на людей развивающее, возвышающее их влияние.

Опыт убедительно свидетельствует,что взаимоотношения правовой психологии и идеологии отнюдь не однозначны.Правовая идеология и право-творчество - сами продукт деятельности законодателей,правоведов - ученых и практиков, зависящий от их собственной психологии,как индивидуальной, так и групповой. Взаимоотношения и действия противостоящихи борющихся за власть партий, их представителей в государственных органах,конкуренция различных школ в правоведении и другие психологические феноменысущественно отражаются на продуктах правотворчества.

В свою очередь правовая психология- не зеркальное отражение объективного, писаного права. Неосведомленность,неполное понимание, искаженное понимание, ошибочное толкование и другоемогут вызывать отставание правовой психологии. В то же время развитие правовойпсихологии, вызванное изменениями образа жизни и самодвижением, обязываетсовершенствовать систему права. Пассивное отношение государства к отражениюв создаваемой и совершенствуемой системе права правовой психологии, какучит опыт, сказывается отрицательно на реальном состоянии законности иправопорядка. В России в последние годы произошло снижение "духа права"в обыденной психологии. Растут проявления правовой неосведомленности, правовогонигилизма, чувства правовой незащищенности, неверия в гаранти-рованностьпредоставляемых прав, безнаказанности правонарушителей, беспомощности правоохранительныхорганов, недовольства состоянием право-творчества и качеством законов,отставанием законотворческой деятельности от потребностей жизни обществаи граждан, оторванности государственных органов от народа, снижением авторитетаправоохранительных органов и др. В условиях, казалось бы, активной законотворческойдеятельности в государстве и принципиальной правильности правовых новацийэто может казаться парадоксальным. Однако во многом это объясняется почтиполным отсутствием цивилизованно поставленной деятельности федеральныхи муниципальных органов по упрочению связей между правовой идеологией,право-творчеством и правосознанием. Отрицательно сказываются, как об этомсвидетельствуют результаты опросов населения, прекращение публикации вовсех газетах (как это было раньше) новых законодательных актов, отсутствиетеле- и радиопередач с разъяснением новых законов, отражение вопросов праваи правопорядка преимущественно в негативном свете (преобладание "пугающей"информации, увлечение критикой правоохранительных органов и показом ихпромахов и плохой работы и тд.), культ силы, жестокости, безнравственностии насилия в фильмах, демонстрируемых по телевидению и др.

Таким образом, психологическаяреальность присутствует во всех блоках права: праве как нормативном образовании,механизмах правового регулирования, правотворчестве и правоисполнении.Человеческая (личностная, групповая) направленность права, усиление человеческогоначала в нем, увеличение его силы и реального влияния на социальные процессывозможны лишь при полноценном учете его связей с психологическими реалиямии задачами, при их психологическом усилении. Без этого право неизбежнотеряет в своем потенциале, силе регулирующего влияния на состояние законностии правопорядка. Всесторонний учет психологических взаимосвязей его конкретизируетдостоинства естественно-правового подхода к праву,1 строящемусяна гуманистических идеях об определении его содержания на основе естественных,прирожденных прав человека как представителя человечества, члена общества,носителя сознания. Гуманитарно-моральные критерии - первооснова развитойюридической системы. Только при гуманитарно-психологическом видении праваи построении на нем позитивного права право на деле обнаруживает себя какгуманитарное явление, приобретает характер подлинной цивилизованности,подлинной социальной ценности, социального блага и становится действеннойсоциальной силой.

1 См.: ЧетвериковВ.А. Современные концепции естественного права. - М. - С. 13-14; АлексеевС.С. Теория права. - М., 1995. - С. 7, 117-119.

2.2. Правосознание как частно-научнаятеория юридической психологии

Правосознание: актуальностьи значимость. Общее понятие. Проблема правосознания, изучения его реальногоуровня, состояния, содержания относится к числу ключевых, основополагающихнаучных направлений юридической психологии. С ее решением связаны задачиукрепления законности и правопорядка, повышения эффективности и качествадеятельности правоохранительных органов; борьба с преступностью и предупреждениепричин, ее порождающих; постижение глубинных содержательно-психологическихмеханизмов социального взаимодействия людей; познание движущих сил и внутреннихрегуляторов юридически значимого поведения. В современных условиях особуюостроту и актуальность приобрели вопросы изучения общественного мнения,которые являются частью общей теории правосознания.

Правосознание - сфераобщественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовуюдействительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к правуи практике его применения, правовых установок и ценностных ориентации,регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях. Спецификойэтой сферы общественного сознания является правовое опосредование и осознаниесоциальных явлений, соотнесение их с правовыми требованиями, с представлениямио необходимости и границах правового регулирования, с правовыми оценкамии отношениями.

В любом акте правового поведенияобязательно проявляется правосознание действующего лица. Оно может характеризоватьсязнанием или незнанием конкретной нормы права, различной степенью авторитетагосударственной власти, закона, деятельности органов правоохраны в глазахиндивида, солидарностью с действующими правовыми запретами и правовымисанкциями за их нарушение или же с негативным отношением к тому и другому.

Структура правового сознания.Правосознание относится к числу явлений, которые не могут быть раскрытыв какой-то одной системе представлений. Необходимо по меньшей мере несколькосечений, чтобы обнажить его сложную структуру. Многоплановый разрез являетсяусловием изучения взаимосвязей различных продуктов духовного отраженияправовой действительности и определения социальных функций правосознанияв целом.

При исследовании правосознанияс точки зрения предмета отражения выделяются сферы правосознания, соответствующиеразным отраслям права и различным видам правовых отношений. Недифференцированноев этом плане изучение правосознания недостаточно продуктивно для пониманияего роли в той или иной области правовой жизни общества и индивида.

Структура правосознания,изучаемого с точки зрения глубины отражения правовых явлений, обнаруживаеткак бы два уровня: правосознание обыденное и правосознание теоретическое.Как известно, различие между ними состоит в том, что первое носит эмпирическийхарактер, порождается повседневными условиями жизни людей, ограничиваетсянепосредственными нуждами и сводится преимущественно к обиходным представлениям,оценкам, навыкам поведения, тогда как правосознание теоретическое стремитсяпроникнуть в сущность явлений, познать их закономерность, выразить их всистеме взглядов, концепций, теорий.