Смекни!
smekni.com

Прикладная юридическая психология (стр. 41 из 187)

Отвергаемый ребенок оказываетсязависимым от жизненно важных для него условий, воплощенных в лице конкретногочеловека (матери), обеспечивающего его безопасность. Недостаток этих факторовсоздает ситуацию постоянной угрозы

для его жизни. Он живет какбы на предельном уровне: никогда не испытывает полной безопасности и удовлетворениясвоих потребностей и в то же время не доходит до полного лишения этих жизненноважных условий. Это ситуация своеобразной "экстремальности" существования,потенциально несущая в себе смертельную угрозу. В ней и заключается источникпроисхождения убийств и иных форм проявления криминального насилия.

Весьма существенно, что еслиуказанная ситуация сложилась в самом раннем периоде жизни человека, тос течением времени (с возрастом) она не исчезает, а лишь переходит в другиеформы при сохранении ее содержания и основных отношений. Место матери какосновного жизнеобеспечивающего фактора может занять другое лицо, но отношениеполной зависимости будет сохранено.

Указанное отношение зависимостиимеет и другие весьма значимые последствия. Основным из них является задержкапроцесса приобретения способности к независимому, самостоятельному существованию.Эта задержка в свою очередь имеет серьезные последствия для психическогои социального развития личности. Главным и наиболее общим из них являетсязамедленное и неглубокое развитие психических функций - памяти, восприятия,мышления, внимания и др. Человеческая личность здесь как бы слабо дифференцируетсяи усложняется по своему строению. Недаром почти все исследователи личностиубийц отмечают у них низкий, примитивный, в среднем, уровень развития,невысокую общую культуру, узкий круг знаний и интересов. Все это следствиенизкой дифференцированное(tm) психологической структуры личности. Этим создаетсяоснова для слабого развития приспособительных возможностей этих лиц; ониобладают весьма ограниченным набором средств и способов адаптации к изменениямокружающей среды, реагируют на внешние события на более низком и примитивном- эмоциональном - уровне и весьма ограничены в возможностях интеллектуальнойпереработки воспринимаемой информации.

В связи с общим низким уровнемпсихического развития и ограниченными адаптивными возможностями для насильственныхпреступников, по сравнению с более развитыми людьми, резко увеличен кругтех внешних событий и ситуаций, которые они воспринимают как угрожающие.Это и понятно, так как угрожающей в общем случае является та ситуация,для приспособления к которой у человека нет необходимых средств и способов,т.е. нет программы необходимых в данной ситуации действий.

В ситуации, где совершаютсяагрессивные, насильственные действия, всегда включены люди, от которыхпреступники находятся в жесткой зависимости. Эта зависимость может преступникамии не осознаваться, но проявляется она именно в агрессии, в стремлении подавитьактивность другого человека за счет причинения ему физического вреда илипсихического ущерба.

Склонность к насилию можетпроявляться уже в раннем возрасте. В детстве она может носить характерне только прямых агрессивных действий, но и, например, иметь форму снижениястепени естественной любознательности, неспособности занять себя каким-либоделом, трудностями в установлении контактов с другими людьми и пр. По существуза этими проявлениями стоит психологическая зависимость человека от другоголица, сковывающая его самопроизвольные проявления.

Особенности психологическогосклада насильственных преступников.

Многие специальные исследованияпоказывают, что насильственные формы поведения связаны с некоторыми особенностямипсихического склада проявляющих их лиц. Основной из этих особенностей являетсявысокая эмоциональная зараженность содержания мыслей, идей, избирательнопроявляющаяся в некоторых ситуациях. Для них характерна высокая чувствительностьк любым сторонам межличностных отношений, подозрительность, восприятиеокружающей среды как враждебной. С этим связаны затруднения в правильнойоценке ситуации, склонность к ее трудно корректируемым искажениям.

Высокая эмоциональная насыщенностьмыслей, идей насильственных преступников граничит с патологией эмоциональнойсферы и в целом свидетельствует об их социальной отчужденности.С этим связана определенная неуправляемость их поведения нетолько для окружающих, но и для самих преступников. Вместе с тем они склонныпредъявлять довольно высокие требования к окружающим, обидчивы и эгоистичны,грубы и развязны в поведении, склонны к сильным перепадам настроения"...от страстного ликования до смертельной тоски" (К. Леонгард).

Весьма примечательной чертойличности некоторых из насильственных преступников является склонностьк очень глубоким и сильным переживаниям, по содержанию сходным с состояниямиэкстаза. В этом смысле очень символично высказывание одного из преступников-убийц:"Я живу только в минуту смертельной опасности". Психологическое содержаниеэтого состояния очень сложно, но в нем захватываются самые глубокие слоиличности; в момент совершения насильственных действий возникает чувстводуховного освобождения, представляющее исключительную ценность для данноголица. Не исключено, что одним из самых сильных мотивов насильственногопреступного поведения (в частности, убийства) и является потребностьв переживании этого состояния. Но в основе его лежит неосознаваемоестремление к выходу из состояния зависимости, в конкретной ситуации представленноеопределенным лицом, в отношении которого и совершается агрессия.

Другая категория насильственныхпреступников решает проблему выхода из-под зависимости путем активногонавязывания своей личности другим, вполне конкретным людям. Они движимыпотребностью доказать ценность своего "я" и добиться ее признания. Этонавязывание нередко носит ярко демонстративный характер, используются всеспособы втянуть другого человека в сферу своего влияния, по существу подчинитьего себе и использовать в качестве донора для любых форм "подпитки" - материальной,финансовой, энергетической, идейной и т.п. Зависимость от таких людей оказывается,как правило, непереносимой для других, поэтому рано или поздно они неизбежностремятся разорвать ее. Здесь и возникает ситуация насилия со стороны описываемойкатегории преступников с целью предотвращения этого разрыва отношений;так как при этом утрачивается "донор", без которого существование невозможно.

Третья категория насильственныхпреступников - это люди с гипертрофированным чувством должного. Онипредъявляют очень высокие и жесткие требования к окружающим с позиций собственныхпредставлений о нормах поведения. По существу они жестко зависимы от своихпредставлений о должном, незначительные отклонения поведения других людейот этого

представления вызывают уних чувства эмоционального дискомфорта, более значительные - внутреннегонегодования и действия по насильственной корректировке ситуации в соответствиис их представлениями. Здесь человек находится в плену собственных идеальныхпредставлений и не воспринимает многообразия жизни; он насильственно подгоняетее под свои представления. Нередко эти люди выступают ярыми поборникамисправедливости, борцами за справедливость, основным же способом ее установленияявляется насилие, принуждение.

Одной из форм проявлениягипертрофированного представления о должном является чувство ревности.В нем сконцентрирована позиция собственника, присвоившего себе "право"исключительного пользования благосклонностью другого человека, и всякиезнаки внимания, оказываемые другим и со стороны других, воспринимаютсякак унижение собственного достоинства и покушение на указанное "право".Мотивированное ревностью насилие - это зашита идеализированного представленияо себе и лишение другого человека права иметь такое представление о себеи вести себя в соответствии с ним.

Среди насильственных преступниковсуществуют люди, движимые потребностью утвердиться в собственном мнениио себе как о лице, способном на решение, поступок, необычное рискованное,опасное действие. Их наиболее характерной личностной особенностью являютсяпостоянная неуверенность в себе, колебания, неспособность к принятиюрешений. Они испытывают более-менее осознаваемое изматывающее чувствонеполноценности, своей никчемности и находятся поэтому в постояннойготовности избавиться, преодолеть его. Эта готовность толкает их в ситуациириска, опасных обстоятельств с плохо предсказуемыми последствиями. Некоторыепреступники прямо определяют мотив совершенного ими тяжкого преступлениякак "совершение сильного поступка". Чего достигают они своими насильственнымидействиями? Чувства уверенности в собственном существовании, в определенностисуществования и праве на существование, не как "тварь дрожащая, а как правоимеющее" существо (Ф.М. Достоевский).

Есть категория насильственныхпреступников, для которых характерна пассивная психологическая позиция,выраженная в пониженном, слегка угнетенном настроении, притуплении интересов,стремлений, желаний. Часто они говорят о собственной неполноценности,утрате жизненной перспективы и профессиональной состоятельности. Нередковыражают и суицидальные мысли. Их скрытые агрессивные тенденции нелегкопроявляются во внешнем поведении. Более характерна для них склонность калкоголизации, фик-сированность на состоянии своего здоровья, чаще всегоне дающая достаточных оснований для опасений. Склонность к алкоголю, соматическиефиксации и насильственные действия имеют здесь общий источник, но разноенаправление. Свои преступления эти люди совершают, оказываясь в специфическойжизненной ситуации. Принципиально она сводится к явной эксплуатации этихлюдей домашним или ближайшим окружением. Семья обычно недовольна своим"кормильцем"; ему дают понять, что его только терпят и в основном из-заденег, которые он дает семье. Но денег, как известно, всегда не хватает,все упреки в этой связи падают на него, присовокупляя сюда и пагубную страстьк спиртному, а иногда и упреки в мужской несостоятельности. В такой семьенередки скандалы, драки, когда дети избивают собствен-