Смекни!
smekni.com

Прикладная юридическая психология (стр. 35 из 187)

• чрезмерно завышенными притязаниямив достижении престижного статуса в группе или в определенной общности людей(известности, влиятельности), в самовыражении (переживании самодовольстваот обращения на себя внимания других людей, их восхищения, зависти илиопасения), а также потребностью в самоутверждении, побуждающей к рискованными иным действиям, не адекватным разумной необходимости или совершаемымвопреки социальным нормам и требованиям (весьма характерно для преступников,стремящихся приобрести "криминальный авторитет").

Третий тип криминогенно значимыхмотивов представляют побуждения, обусловленные нуждой в разрядке устойчивыхотрицательных эмоциональных состояний субъекта. Эти состояния выражаютсяв устойчивом переживании чувств отчужденности, тревоги, неполноценности,обиды, зависти, озлобленности, агрессивности и др. Такие переживания могутпорождаться и фиксироваться в результате постоянной неудовлетворенностиэлементарных социальных потребностей, прежде всего потребностей в физическойи моральной защищенности, в эмоционально близких межличностных отношениях,а также в результате систематического неблагоприятного внушающего воздействиялиц из ближайшего социального окружения. Указанные переживания при их обостренииили в криминогенных ситуациях способствуют совершению неправомерных действий,в результате которых происходит временная разрядка переживаний, компенсацияили удовлетворение депривиро-ванной потребности. В качестве психологическихсвойств личности, обусловливающих такого рода эмоционально-мотивационныепереживания выступают соответствующие акцентуации характера и эмоционально-мотивационныеустановки.

Четвертый тип криминогеннозначимых мотивов проявляется в остром переживании отрицательного чувствапо отношению к определенным социальным субъектам и объектам, выступающимкак правоохраняемые ценности.

Эти переживания вызваны сложившимися(зафиксированными в качестве психологических свойств личности) острыминеприязненными отношениями к тем или иным людям, социальным группам, государственными общественным институтам и другим правоохраняемым социальным ценностям.Указанные переживания порождают у субъекта побуждения к вредоносному воздействиюна данные социальные ценности. Неприязненные отношения выражаются в убежденияхоб отрицательном (вредоносном) значении данных субъектов и объектов. Частооказывается, что чувственный компонент неприязненного отношения выступаетопределяющим при отсутствии достаточно ясного представления о реальномотрицательном "значении" конкретного человека или группы людей, к которыминдивид испытывает отрицательное отношение.

Пятый тип представляют криминогеннозначимые мотивы, порождаемые потребностями в социально-"отчужденном"образе жизни, личностные ценности (которые могут стать жизненными целями)приобщения к группе противоправной направленности, приобретения авторитетасреди лиц, совершающих преступления. Потребность быть включенным в"криминальную" социальную среду может быть следствием привыкания к этойсреде и одновременного отчуждения от нравственной культуры общества. Этапотребность приобретает характер неосознаваемого влечения у профессиональныхпреступников, лиц, проведших значительную часть времени в местах лишениясвободы. В такой среде они находят возможность самовыражения, удовлетворенияпотребности в общении, персонализации (т.е. потребности быть признаннымкак личность).

Шестой тип криминогенно значимыхмотивов представляют побуждения, вызванные неадекватной в нравственноми юридическом плане оценкой значения внешних условий. Неадекватно отрицательнаяоценка условий может побуждать к юридически неоправданным агрессивно-защитнымили иным неправомерным действиям. Искаженно благоприятная оценка условийспособна провоцировать действия субъекта по достижению личностно ценногорезультата, не имеющие законных оснований, или действия, юридически рискованные.Криминогенная значимость мотивов, обусловленная неадекватной оценкой внешнихусловий, является следствием определенных деформаций личностных свойств,проявляющихся в социальной перцепции и определяющих значение и личностныйсмысл воспринимаемых социальных явлений - условий жизнедеятельности и конкретныхситуаций.

Социальная перцепция впреступном поведении. Она, как выше сказано, опосредует в генезисепреступного поведения мотивообразование и целепола-гание, а также обеспечиваетобратную связь в процессе реализации принятой цели. Мотивацию обусловливаетоценка значения для субъекта (для его личностных ценностей, интересов,потребностей) воспринимаемых явлений социальной действительности, в томчисле тех, которые представляют собой социальные ценности, защищаемые уголовнымзаконом. Выделяются два общих вида оценки, порождающей побуждение к действиям:деонтологиче-ская, в которой за основу принимается нормативность (как должнобыть), и аксиологическая, исходящая из полезности, ценности явления.

Деонтологическая оценкавнешних условий основывается на представлениях субъекта о должном (привычном,общепринятом), и в случае их несоответствия этим представлениям порождаетпобуждение к соответствующему изменению этих условий.

Аксиологическая оценкапорождает стремление к личностно ценному и идеальному. Принятие цели-способадействий обусловливается оценкой социальных условий с точки зрения техскладывающихся возможностей для достижения данной цели и последствий, которыепри этом могут наступить.

Криминогенность восприятиясоциальной ситуации, выражающаяся в формировании представлений, обусловливающихвозникновение криминогенных мотивов и криминальных целей, заключается вследующем:

• в преувеличенно отрицательной,юридически неадекватной оценке определенных социальных явлений и преждевсего действий других людей как несущих вред для самого субъекта и значимыхдля него людей, для личностно ценных материальных объектов. Такая оценкапорождает побуждения в защите личностных ценностей, в ответном причинениивреда людям или материальным объектам, выступающим источником чего-то отрицательного.Эти побуждения, таким образом, вызывают агрессивно-защитные мотивы.Такие мотивы создают или обостряют предпосылки принятия субъектом противозаконныхцелей-способов действий, которые выражаются в насильственных и иных вредоносныхповеденческих актах. При этом совершение противозаконных действий можетсубъективно восприниматься как морально оправданное и справедливое, каксоциально не осуждаемое или даже одобряемое;

• в искаженной оценкевнешних условий, включая поведение социальных субъектов, как благоприятныхдля достижения личностно ценного результата. Такая оценка формируетзавышенные притязания, которые не могут быть реально удовлетворены правомернымспособом, и, следовательно, обусловливают формирование гипертрофированныхпритязаний и соответствующие им криминогенно значимые мотивы;

• в неадекватно отрицательнойоценке социальных и собственных возможностей как не позволяющихудовлетворить определенные жизненные потребности правомерным способом;

• в преувеличенно завышеннойоценке социальных возможностей для реализации противоправного способа удовлетворенияпотребности и избежания юридической ответственности или иных отрицательныхпоследствий;

• в искаженных представленияхо социальной приемлемости (допустимости, одобрении или даже престижности)и распространенности совершения определенных видов противозаконных деяний.Это представление может быть обусловлено, в частности, психологическойидентификацией субъекта с общностью, в которой сложилась асоциальная илиантисоциальная субкультура, т.е. криминогенные ценностные ориентации, обычаи,нормы поведения. Такого рода представления индивид переносит на поведениев широкой социальной среде, что обусловливает порождение соответствующихкриминогенно значимых мотивов и криминальных целей.

Перечисленные криминогенныепредставления обусловливаются соответствующими психологическими свойствамиличности, во многом предубеждениями, перцептивно-смысловыми установками,существенно характеризующими Криминогенность личности. В числе такихустановок можно назвать:

1) установки, ориентирующиеиндивида на выявление в социальной действительности вредоносных для себялюдей, событий и объектов и предопределяющие первостепенную оценкусоциальных явлений и субъектов с точки зрения их вредоносности. Они выражаютсяв неадекватных отрицательных предубеждениях в отношении определенных людей,событий, в чрезмерной подозрительности и т.п. Причем у ряда преступниковнаблюдается глобальное расширение круга "опасных" субъектов, выраженнаяготовность к агрессивно-защитным действиям;

2) установки, определяющиеприоритетность выявления в окружающей действительности благоприятных возможностейдля удовлетворения противоправным способом потребностей корыстно-стяжательского,"потребительского" характера или для удовлетворения стремлений к использованиюдругого человека в качестве средства удовлетворения своих потребностей("найти того, кого можно использовать в своих интересах"). Содержание этихперцептивно-смысловых установок выражается в предубеждениях: о весьма широкихи доступных возможностях достижения личностно выгодного результата нетрудовымпутем; о конкретных лицах, которые могут подвергаться неправомерному использованиюв собственных интересах; о событиях, которые создают благоприятные возможностидля незаконного удовлетворения тех или иных потребностей;

3) предубеждения в толерантностиокружающих людей к фактам совершения определенных противоправных деяний,в их боязни воспрепятствовать совершению преступлений либо в социальномодобрении некоторых из таких деяний;