Смекни!
smekni.com

А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (стр. 6 из 91)

Модные объекты – это любые объекты, которые оказываются «в моде». Каждый из них существует исключительно как элемент и средство реализа­ции модного стандарта, т.е. определенного способа поведения. Вообще одни и те же объекты могут включаться в различные модные стандарты.

Существуют «безобъектные» модные стандарты, которые вообще никак не отделены от тела человека, например, жесты, мимика или танцы. Иногда модный стандарт состоит в отказе от использования каких-то, некогда мод­ных объектов, к примеру, отказ от ношения головного убора, галош, веера, галстука, зонта, муфты, от восприятия каких-то художественных произведе­ний и т.д.

Те или иные стандарты и объекты становятся модными, оказываются «в моде» тогда и только тогда, когда они обладают модными значениями, т.е. вы­ступают в качестве знаков моды. В свою очередь выражение «выступают в ка­честве знаков моды» означает, что эти стандарты и объекты замещают и указывают на какие-то ценности, которые в обществе или социальных группах воспринимаются как модные.

В качестве последнего компонента моды выделим поведение участни­ков моды, т.е. такое поведение, которое ориентировано на отмеченные другие компоненты: стандарты, объекты и ценности моды.

В ходе дальнейшего изложения мы рассмотрим последовательно каж­дый из выделенных компонентов. Ценности оказываются «структурообразу­ющим» компонентом моды; именно через его описание можно определить и представить остальные компоненты.

Культурные образцы, или социальные правила поведения, имеют две стороны. Первая сторона состоит в том, что им надо следовать, вторая – в том, что им хотят следовать. В первом случае эти правила, или образцы, вы­ступают как социальные нормы, во втором – как социальные ценности. В одних правилах доминирует нормативная сторона, в других – ценностная. Иногда эти две стороны в одних и те же правилах настолько тесно перепле­таются, что невозможно зафиксировать, где кончается одна и начинается дру­гая; это две стороны одной медали. Повсеместно и единодушно разделяемая ценность нередко приобретает нормативный, обязательный характер, а интериоризованная, «внутренняя» норма становится ценностью, желаемым бла­гом. Иными словами, то, чего когда-то всем хотелось, со временем может становиться обязательным, и наоборот.

В моде, как и во многих других социальных регуляторах, присутствуют оба начала: нормативное и ценностное. Но преобладает в ней начало ценно­стное. Ведь как бы ни были строги предписания моды, санкции за их нару­шение не очень суровы и несопоставимы по жесткости с санкциями за нару­шение многих нравственных и тем более правовых норм. Если же такие санкции становятся жесткими или даже репрессивными, это означает, мода либо умерла, уступив место другому регулятору, либо вообще не рождалась в данной социальной ситуации. Вот почему мы выделили в качестве отдель­ного элемента структуры моды не нормы, а ценности, учитывая при этом, что в них вплетено и нормативное начало.

Функционирование самой моды – процесс постоянный. Существует не­которое ценностное ядро, создающее самотождественность и постоянство моды. Это ядро, составляющее набор основных модных ценностей, обознача­ется как атрибутивные, или внутренние, ценности моды. Выделенные по­средством процедуры идеализации, они, тем не менее, представляют собой реальные регуляторы поведения участников моды. Лишь в том случае, когда какие-либо стандарты и объекты обозначают весь набор этих внутренних для моды ценностей, можно говорить о том, что они обладают модными значе­ниями, т.е. попросту являются модными. К этим ценностям относятся совре­менность, универсальность, демонстративность и игра.

Следуя тем или иным стандартам, действуя с определенными объек­тами, участники моды руководствуются в своем поведении не только этим явным, лежащим на поверхности регулятивным уровнем, но и скрытыми за ним ценностями, перечисленными выше. Причем ориентация на атрибутив­ные («внутренние») ценности моды у отдельных ее участников может быть как осознанной, так и неосознанной.

Напротив, если поведение ориентировано только непосредственно на некие стандарты, которые ничего не означают, кроме самих себя, то здесь нет ситуации моды. Не существует стандартов поведения и объектов, которые были бы изначально, «по природе», вследствие своих внутренних свойств, модными, но они становятся ими тогда, когда наделяются модными значени­ями. Очевидно, что одни классы стандартов и объектов больше подвержены знаковой модной функции (например, одежда), другие – меньше, но в любом случае без этой функции нет моды.

Внешние (денотативные) ценности моды. Если модные стандарты обо­значают атрибутивные («внутренние») ценности, то последние, в свою очередь, выступают как знаки по отношению к демонстративным ценностям моды.

В отличие от неизменных атрибутивных ценностей денотативные цен­ности бесконечно многообразны и разнообразны. Они носят ситуативный характер, хотя эту ситуативность надо понимать как относящуюся и к боль­шим социальным системам, и к длительным периодам. Атрибутивные ценно­сти в той или иной форме разделяются всей массой участников моды, хотя значимость и удельный вес каждой из них, очевидно, различны для разных групп и индивидов. Что же касается денотативных ценностей, то они заве­домо различны и даже бывают противоположными в разных системах пове­дения. Этот факт в значительной мере объясняет противоречивость трактовок моды в истории культуры.

Следуя одним и тем же стандартам через посредство одних и тех же атрибутивных ценностей, различные категории участников моды в зависимо­сти от тех или иных факторов, в конечном счете, на денотативном уровне мо­гут быть ориентированы на различные и даже противоположные этические, эстетические, политические и прочие ценности. Это могут быть такие ценно­сти, как социальное равенство и элитарность, красота и польза, конформ­ность и неконформность и т.д. Вообще набор денотативных ценностей в принципе бесконечен.

Очевидно, что сами по себе стандарты и объекты также выступают как особые ценности в глазах участников. Если бы это было не так, то и вышена­званные ценностные компоненты моды не могли бы проявляться и оказывать воздействие на поведение. Модные стандарты и объекты представляют собой зримое внешнее воплощение атрибутивных и денотативных ценностей. Од­нако внутри модных стандартов и объектов необходимо четко различать ценность собственно «модности», связанной с отмеченными модными зна­чениями, и ценность других, «немодных» (т.е. не опосредованных атрибу­тивными ценностями) качеств: пользы, красоты, высокой стоимости объекта и т.д. Так, дорогостоящая вещь (т.е. вещь с высокой экономической ценно­стью) может быть совершенно немодной, т.е. обладать нулевой ценностью в своем собственно модном аспекте. Таким образом, в структуре моды существуют три ценностных уровня:

1) ценностный аспект стандартов и объектов;

2) уровень атрибутивных («внутренних») ценностей;

3) уровень денотатив­ных («внешних») ценностей.

Модные стандарты («моды») выступают как прямые (т.е. непосредст­венно обозначающие), ситуативные (т.е. обозначающие повсюду и по­стоянно) знаки этих атрибутивных ценностей моды и косвенные (обозна­чающие через посредство атрибутивных ценностей) ситуативные (в зависи­мости от включенности в определенные контексты поведения) знаки денота­тивных ценностей. Ценности и значения существуют, разумеется, не сами по себе, но реализуются в поведении людей – участников моды.

Библиографический список

1. Большая советская энциклопедия. – 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1974. – Т. 16.

2. Гофман, А.Б. Обычай как форма социальной регуляции / А.Б. Гофман, В.П. Левкович // Советская этнография. – 1973. – № 1.

3. Грекова, Е.И. Развитие личности ребенка на основах национальной куль­туры / Е.И. Грекова // Начальная школа. – 1997. – № 5.

4. Левада, Ю.А. Статьи по социологии / Ю.А. Левада. – М., 1993.

5. Макарцева, В.Н. Духовные ценности русской народной педагогики / В.Н. Макарцева // Педагогика. – 1998. – № 1.

6. Неменский, Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1981.

7. Петров, Л.В. Мода как общественное явление: Анализ в социально-комму­никативном аспекте / Л.В. Петров. – Л.: Знание, 1974.

8. Пушкин, А.С. Евгений Онегин / А.С. Пушкин. – М., 2004.

9. Словарь иностранных слов. – М., 1998.

10. Толстых, В.И. Мода как социальный феномен / В.И. Толстых // Мода: за и против. – М.: Искусство, 1983.

11. Этерлей, Е.Н. Неизвестное в известном: рассказы о словах / Е.Н. Этерлей, О.Д. Кузнецова. – Л.: Наука, 1979.

Вестник института развития образования и воспитания

подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер. 3. Актуальные проблемы

образования подрастающего поколения. – 2004. – № 26.

Образование сегодня и завтра

14–15 января в Москве, в Кремлевском Дворце съездов, состоялось совещание работников образования Российской Федерации, участником которого был и ректор нашего университета А.Ф. Аменд. Мы попросили его рассказать читателям о том, какие цели ставились перед участниками встречи, какие вопросы выносились на обсуждение.

– Совещание было представительным. Об этом говорит уже то, что на нем присутствовали Председатель Правительства РФ В.В. Путин, министр образования В.М. Филиппов, представители других министерств; вела совещание и в первый, и во второй день зам. Председателя Правительства В.И. Матвиенко. На встрече были представлены работники всех сфер образования: ректоры государственных и, частично, негосударственных вузов (а таких сейчас в России около 400), руководители органов образования областного масштаба, заместители губернаторов из всех областей, директора и работники школ, внешкольных и дошкольных учреждений, преподаватели вузов, учителя школ. Нелишним будет заметить, что совещание это было плановое, о том, что оно состоится, было известно почти два месяца назад, и предположения о том, что оно каким-то образом связано с изменениями, произошедшими в руководстве страны, не имеют под собой оснований.