Смекни!
smekni.com

А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (стр. 81 из 91)

Более наглядно всю сложность ситуации можно представить по оценке детской преступности. За последнее десятилетие в 2 раза (до 1,2 млн) увеличилось число подростков-правонарушителей, доставленных в органы внутренних дел, более чем в 2 раза – несовершеннолетних, совершивших убийства и покушения на убийства, в 1,5 раза – совершенных ими грабежей, в 2,4 раза – несовершеннолетних, задержанных за незаконное приобретение и изготовление наркотиков [3, с. 23]. Необходимо отметить, что в каждый последующий год количество детских правонарушений больше, чем в предыдущий. Так, в 1998 году произошел рост преступности несовершеннолетних на 3,6 %, который продолжался в 1999 году еще более высокими темпами и составил 208, 3 тыс. преступлений, то есть вырос на 10 %. Кроме этого, наблюдается качественное изменение характеристик самой подростковой преступности. В настоящее время она отличается высокой степенью организованности. Групповой характер стал специфической особенностью преступности несовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, со­вер­шив­ших преступления в составе групп, превышает 70 %. Особую опасность приобретает тенденция все более широкого участия подростков в преступной деятельности взрослых. Криминологические исследования свидетельствуют, что более трети преступлений подростки совершают под непосредственным руководством взрослых. Так, с участием взрослых в 1999 году совершено 44 041 преступление, в 2000 году – 45 612. За все виды преступлений в 1999 году осуждено свыше 146 тыс. несовершеннолетних, из них за совершение умышленного убийства – 1079 человек, в 2000 году – 1185. Различны и возрастные группы осужденных несовершеннолетних преступников. Статистика свидетельствует о том, что преступность несовершеннолетних имеет устойчивую тенденцию к «омоложению». Так, если в 1998 году за различные преступления были осуждены 43 тыс. подростков в возрасте 14–15 лет, то в 2000 году их число выросло до 48 тыс. Поэтому самой острой становится проблема преступности малолетних, не достигших 14-летнего возраста, а также подростков, которые не подлежат уголовной ответственности [3, с. 6].

Такова действительность, напрямую связанная с будущим России. На этом фоне сохранение человеческого потенциала как главного богатства стра­ны приобретает особую значимость. Именно сохранение, расширенное воспроизводство и развитие человеческого потенциала составляют необходимую предпосылку экономического, политического, культурного и духовно-нрав­ственного развития России, важнейшую составля­ющую ее национальной безопасности. Поэтому детская безнадзорность и беспризорность рассматриваются нами как показатели состояния национальной безопасности России. Несовершеннолетние, попадая в разряд беспризорников, живут очень вольготно: не учатся, не работают и никому не подчиняются, но что самое страшное, многих из них это устраивает, они не осознают того, что в цивилизованном обществе человек должен находиться в определенных рамках, ограничивающих вседозволенность и тем самым препятствующих анархии. Распространение безнадзорности и беспризорности – это очевидная угроза нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества.

Государственными органами предпринимаются определенные меры для решения этих проблем. В настоящее время правовую базу системы профилактической и реабилитационной работы составляет Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.). Данный закон определяет основные направления деятельности, устанавливает ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации за организацию профилактической работы. Во исполнение Закона в 2000 году Правительством утверждено более ста нормативных правовых актов по вопросам семьи и детства [3, с. 70]. В 2002 году Правительством утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2003–2006 гг. (координатор – Министерство труда и социального развития РФ), включающая 5 подпрограмм, в том числе подпрограмму «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В ней обозначены и, что самое главное, профинансированы основные мероприятия: создание и внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности; организация и проведение мероприятий, способствующих всестороннему развитию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации [5, с. 14].

Необходимо отметить конкретные практические меры и результаты проводимой профилактической и реабилитационной работы. Министерством образования РФ, органами управления образованием субъектов РФ ведется централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, что позволяет передавать их на воспитание в семьи. Так, в 1999 году было передано под опеку (попечительство) 58,5 тыс. детей, в 2000 году – 65,9 тыс.; усыновлено в 1999 году 24 238 детей, в 2000 году – на 80 детей меньше, из них российскими посторонними гражданами в 1999 году – 6964, в 2000 году – 7391, отчимами и мачехами в 1999 году – 11 009, в 2000 году – 10 475, иностранными гражданами в 1999 году – 6265, в 2000 году – 6292. Помимо традиционных форм устройства ребенка в семью, развиваются приемные и патронатные семьи. В то же время вследствие наличия большого числа детей, лишенных родительского попечения, и ряда негативных тенденций, ограничивающих возможности их устройства в семьи (социально-экономическое положение в стране, низкий материальный уровень потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, проблемы с выплатами на усыновление детей, недостаточная информированность населения о возможности взять ребенка на воспитание в семью и т.д.), одной из основных форм социальной защиты детей, оставшихся без родительского попечения, остается помещение их в государственные учреждения, число которых продолжает увеличиваться. В настоящее время в России функционирует 1329 детских домов и детских домов-школ с контингентом 98,8 тыс. детей, 157 школ-интернатов для детей-сирот (24,5 тыс. детей) и 203 школы-интерната для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья (19,5 тыс. детей). Кроме этого, продолжается работа по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого (для несовершеннолетних 11–18 лет, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, но освобожденных от уголовной ответственности или наказания) и открытого (для детей и подростков с устойчивым противоправным поведением, отказывающихся посещать образовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями, сверстниками, в том числе условно осужденных за совершение преступлений) типов, досуговых, образовательных и оздоровительных учреждений системы дополнительного образования детей [3, с. 90].

Проблема безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних актуальна для всех регионов Российской Федерации, в том числе и для Челябинской области. По оперативным данным правоохранительных органов, только за первые 5 ме­сяцев 2002 года по области выявлено 5218 безнадзорных и беспризорных детей. Остается острой проблема детей, оказавшихся вне образования, это дети, выбывшие из школы до завершения обязательного образования и не продолжившие учебу в другом учреждении. Они фактически прекратили учебу в школе, формально оставаясь в списках учащихся, или вообще никогда не учились в школе. Согласно данным Главного управления образования и науки, полученным на основе региональной системы учета несовершеннолетних, не посещающих общеобразовательные учреждения, в целом по области на протяжении 2001–2002 учебного года их количество не увеличивалось, но сохранялось высоким: ноябрь 2001 года – 1101 чел. (0,3 % от общего количества несовершеннолетних), январь 2002 года – 1023 чел., апрель 2002 года – 1094 чел. Обостряется проблема ранней безнадзорности детей. Ежегодно в дома ребенка поступают 250 новорожденных детей, оставленных в родильных домах и переданных на попечение государства.

Преступность несовершеннолетних за последние три года в Челябинской области уменьшилась на 10,5 % (с 5420 преступлений в 1999 году до 4850 в 2001 году), удельный вес несовершеннолетних участников преступлений в общем количестве лиц, совершивших преступления, снизился с 12 % до 10,4 %. В структуре подростковой преступности преобладают преступления корыстной направленности. Их доля среди всех преступлений, совершенных несовершеннолетними, по итогам 2001 году составляет 82 %, при этом растет количество тяжких и особо тяжких преступлений против личности: число умышленных убийств учеличилось на 90,6 %, фактов причинения тяжкого вреда здоровью – на 32,8 %. В 2001 году выявлено 185 преступлений несовершеннолетних, связанных с незаконным оборотом наркотиков (в 2000 году – 184), на 28,6 % уменьшилось количество подростков, совершивших преступление в состоянии наркотического опьянения. Доля групповых преступлений в структуре подростковой преступности за три года снизилась с 73,4 % до 65,3 %, групповая преступность несовершеннолетних за указанный период также уменьшилась на 20,5 % (с 3981 преступления до 3165). На профилактический учет в ОВД в течение 2001 года были поставлены 10 129 несовершеннолетних и 1474 родителя.