Смекни!
smekni.com

Детские годы Багрова-внука 2 (стр. 9 из 70)

был бросить, сам не знаю, как и когда.

______________

* Роспуски - дроги для клади.

В тех местах, где рожь не наклонилась, не вылегла, как говорится, она

стояла так высоко, что нас с роспусками и лошадьми не было видно. Это новое

зрелище тоже мне очень нравилось. Долго мы ехали межами, и вот начал

слышаться издалека какой-то странный шум и говор людей; чем ближе мы

подъезжали, тем становился он слышнее, и наконец сквозь несжатую рожь стали

мелькать блестящие серпы и колосья горстей срезанной ржи, которыми кто-то

взмахивал в воздухе; вскоре показались плечи и спины согнувшихся крестьян и

крестьянок. Когда мы выехали на десятину, которую жали человек с десять,

говор прекратился, но зато шарканье серпов по соломе усилилось и наполняло

все поле необыкновенными и неслыханными мною звуками. Мы остановились,

сошли с роспусков, подошли близко к жнецам и жницам, и отец мой сказал

каким-то добрым голосом: "Бог на помощь!" Вдруг все оставили работу,

обернулись к нам лицом, низко поклонились, а некоторые крестьяне, постарше,

поздоровались с отцом и со мной. На загорелых лицах была написана радость,

некоторые тяжело дышали, у иных были обвязаны грязными тряпицами пальцы на

руках и босых ногах, но все были бодры. Отец мой спросил: сколько людей на

десятине? не тяжело ли им? И получив в ответ, что "тяжеленько, да как же

быть, рожь сильна, прихватим вечера...", сказал: "Так жните с богом...", и

в одну минуту засверкали серпы, горсти ржи замелькали над головами

работников, и шум от резки жесткой соломы еще звучнее, сильнее разнесся по

всему полю. Я стоял в каком-то оцепенении. Вдруг плач ребенка обратил на

себя мое внимание, и я увидел, что в разных местах, между трех палочек,

связанных вверху и воткнутых в землю, висели люльки; молодая женщина

воткнула серп в связанный ею сноп, подошла не торопясь, взяла на руки

плачущего младенца и тут же, присев у стоящего пятка снопов, начала

целовать, ласкать и кормить грудью свое дитя. Ребенок скоро успокоился,

заснул, мать положила его в люльку, взяла серп и принялась жать с особенным

усилием, чтобы догнать своих подруг, чтобы не отстать от других. Отец

разговаривал с Миронычем, и я имел время всмотреться во все меня

окружающее. Невыразимое чувство сострадания к работающим с таким

напряженьем сил на солнечном зное обхватило мою душу, и много раз потом,

бывая на жнитве, я всегда вспоминал это первое впечатление... С этой

десятины поехали мы на другую, на третью и так далее. Сначала мы вставали с

роспусков и подходили к жнецам, а потом только подъезжали к ним;

останавливались, отец мой говорил: "Бог на помощь". Везде было одно и то

же: те же поклоны, те же добрые обрадованные лица и те же простые слова:

"Благодарствуем, батюшка Алексей Степаныч". Останавливаться везде было

невозможно, недостало бы времени. Мы объехали яровые хлеба, которые тоже

начинали поспевать, о чем отец мой и Мироныч говорили с беспокойством, не

зная, где взять рук и как убраться с жнитвом. "Вот она, страда-то,

настоящая-то страда, батюшка Алексей Степаныч, - говорил главный

староста. - Ржи поспели поздно, яровые, почитай, поспевают, уже и поздние

овсы стали мешаться, а пришла пора сеять. Вчера бог дал такого дождика, что

борозду пробил; теперь земля сыренька, и с завтрашнего дня всех мужиков

погоню сеять; так извольте рассудить: с одними бабами не много нажнешь, а

ржи-то осталось половина несжатой. Не позволите ли, батюшка, сделать лишний

сгон?" Отец отвечал, что крестьянам ведь также надо убираться, и что отнять

у них день в такую страдную пору дело нехорошее, и что лучше сделать помочь

и позвать соседей. Староста начал было распространяться о том, что у них

соседи дальние и к помочам непривычные; но в самое это время подъехали мы к

горохам и макам, которые привлекли мое внимание. Отец приказал Миронычу

сломить несколько еще зеленых головок мака и выдрать с корнем охапку гороха

с молодыми стручками и лопатками; все это он отдал в мое распоряжение и

даже позволил съесть один молоденький стручок, плоские горошинки которого

показались мне очень сладкими и вкусными. В другое время это заняло бы меня

гораздо сильнее, но в настоящую минуту ржаное поле с жнецами и жницами

наполняло мое воображение, и я довольно равнодушно держал в руках за тонкие

стебли с десяток маковых головок и охапку зеленого гороха. Возвращаясь

домой, мы заехали в паровое поле, довольно заросшее зеленым осотом и

козлецом, за что отец мой сделал замечание Миронычу; но тот оправдывался

дальностью полей, невозможностью гонять туда господские и крестьянские

стада для толоки, и уверял, что вся эта трава подрежется сохами и больше не

отрыгнет, то есть не вырастет. Несмотря на все это, отец мой остался не

совсем доволен паровым полем, сказал, что пашня местами мелка и борозды

редки - отчего и травы много. Солнце опускалось, и мы едва успели

посмотреть два господских табуна, нарочно подогнанные близко к пару. В

одном находилось множество молодых лошадок всяких возрастов и матерей с

жеребятками, которые несколько отвлекли меня от картины жнитва и

развеселили своими прыжками и ласками к матерям. Другой табун, к которому,

как говорили, и приближаться надо было с осторожностью, осматривал только

мой отец, и то ходил к нему пешком вместе с пастухами. Там были какие-то

дикие и злые лошади, которые бросались на незнакомых людей. Уже стало

темно, когда мы воротились. Мать начинала беспокоиться и жалеть, что меня

отпустила. В самом деле, я слишком утомился и заснул, не дождавшись даже

чаю.

Проснувшись довольно поздно, потому что никто меня не будил, я увидел

около себя большие суеты, хлопоты и сборы. К отцу пришли многие крестьяне с

разными просьбами, которых исполнить Мироныч не смел, как он говорил, или,

всего вернее, не хотел. Это узнал я после, из разговоров моего отца с

матерью. Отец, однако, не брал на себя никакой власти и всем отвечал, что

тетушка приказала ему только осмотреть хозяйство и обо всем донести ей; но

входить в распоряжения старосты не приказывала. Впрочем, наедине с

Миронычем, я сам слышал, как он говорил, что для одного крестьянина можно

бы сделать то-то, а для другого то-то. На такие речи староста обыкновенно

отвечал: "Слушаю, будет исполнено", хотя мой отец несколько раз повторял:

"Я, братец, тебе ничего не приказываю, а говорю только, не рассудишь ли ты

сам так поступить? Я и тетушке донесу, что никаких приказаний тебе не

давал, а ты на меня не ссылайся". К матери моей пришло еще более

крестьянских баб, чем к отцу крестьян: одни тоже с разными просьбами об

оброках, а другие с разными болезнями. Здоровых мать и слушать не стала, а

больным давала советы и даже лекарства из своей дорожной аптечки. Накануне

вечером, когда я уже спал, отец мой виделся с теми стариками, которых он

приказал прислать к себе; видно, они ничего особенно дурного об Мироныче не

сказали, потому что отец был с ним ласковее вчерашнего и даже похвалил его

за усердие. Священник с попадьей приходили прощаться с нами и отозвались об

Мироныче одобрительно. Священник сказал, между прочим, что староста -

человек подвластный, исполняет, что ему прикажут, и прибавил с улыбкой, что

"един бог без греха и что жаль только, что у Мироныча много родни на селе и

он до нее ласков". Я не понял этих слов и думал, что чем больше родни у

него и чем он ласковее к ней - тем лучше. Не знаю отчего, сборы

продолжались очень долго, и мы выехали около полден. Мироныч и несколько

стариков с толпою крестьянских мальчиков и девочек проводили нас до

околицы. Нам надобно было проехать сорок пять верст и ночевать на реке Ик,

о которой отец говорил, что она не хуже Демы и очень рыбна: приятные

надежды опять зашевелились в моей голове.

ДОРОГА ИЗ ПАРАШИНА В БАГРОВО

Дорога удивительное дело! Ее могущество непреодолимо, успокоительно и

целительно. Отрывая вдруг человека от окружающей его среды, все равно,

любезной ему или даже неприятной, от постоянно развлекающей его множеством

предметов, постоянно текущей разнообразной действительности, она

сосредоточивает его мысли и чувства в тесный мир дорожного экипажа,

устремляет его внимание сначала на самого себя, потом на воспоминание

прошедшего и наконец на мечты и надежды - в будущем; и все это делается с

ясностью и спокойствием, без всякой суеты и торопливости. Точно то было

тогда со мной. Сначала смешанною толпою новых предметов, образов и понятий

роились у меня в голове: Дема, ночевка в Чувашах, родники, мельница,

дряхлый старичок-засыпка и ржаное поле со жницами и жнецами, потом каждый

предмет отделился и уяснился, явились темные, непонимаемые мной места или

пятна в этих картинах: я обратился к отцу и матери, прося объяснить и

растолковать их мне. Объяснения и толкования показались мне

неудовлетворительными, вероятно, потому, что со мной говорили как с

ребенком, не замечая того, что мои вопросы были гораздо старше моего

возраста. Наконец я обратился к самому свежему предмету моих недоумений:

отчего сначала говорили об Мироныче, как о человеке злом, а простились с

ним, как с человеком добрым? Отец с матерью старались растолковать мне, что

совершенно добрых людей мало на свете, что парашинские старики, которых

отец мой знает давно, люди честные и правдивые, сказали ему, что Мироныч

начальник умный и распорядительный, заботливый о господском и о

крестьянском деле; они говорили, что, конечно, он потакает и потворствует

своей родне и богатым мужикам, которые находятся в милости у главного

управителя, Михайлы Максимыча, но что как же быть? Свой своему поневоле

друг, и что нельзя не уважить Михайле Максимычу; что Мироныч хотя гуляет,