Смекни!
smekni.com

Мировой судья исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности (стр. 31 из 63)

Особая роль принадлежала товарищу прокурора в мировом съезде по уголовному делу. Он не был обвинителем, а осуществлял функцию надзора за законностью в ходе судебного разбирательства и давал заключение по делу, которое своими выводами не было обязательно для съезда. Приговоры съезда признавались окончательными. Их обжалование, помимо всего прочего, обеспечивалось с 1868 г. залогом в 10 рублей. В соответствии с положениями ст. 181 УУС приговоры мировых судей и их съездов вступали в законную силу, если в течение суток не было заявлено неудовольствия, не подана в срок апелляционная или кассационная жалоба или отзыв заочного решения либо если поданная жалоба оставлена без последствий.

Следовательно, при судопроизводстве у российского мирового судьи в конце XIX - начале XX в. по гражданским и уголовным делам существовала достаточно стройная структура особенностей рассмотрения дел и пересмотра судебных решений. Отдельные моменты указанной процедуры могут использоваться и при судопроизводстве у мировых судей в наши дни. Среди них - сокращение инстанций пересмотра решений мирового судьи, расширение условий вынесения заочных решений.

В числе важных признаков судопроизводства у дореволюционного российского мирового судьи можно назвать:

1) определение подсудности дел различными нормативными актами;

2) ограничения при избрании мер пресечения;

3) обязанность по склонению сторон к примирению;

4) наличие окончательных и неокончательных приговоров;

5) допустимость устной формы заявлений и ходатайств.

Все эти характерные для деятельности мирового судьи признаки указывали на основные пути реформирования законодательства, регламентирующего судопроизводство у мирового судьи. Многие из них не потеряли своей актуальности и в настоящее время. В частности, подсудность при рассмотрении мировым судьей уголовных, гражданских, административных дел недостаточно четко прописана в Законе "О мировых судьях в Российской Федерации".

Действующий ныне отечественный гражданско-процессуальный закон воспринял многие положительные черты процесса пореформенного времени: единоличное рассмотрение и разрешение дел, возможность формулирования краткой резолюции без написания полного текста решения, изменение роли прокурора в процессе. Однако, к сожалению, в концепции ГПК РФ места мировым судьям так и не нашлось. Авторы Кодекса, видимо, посчитали, что для установления особого порядка производства по гражданским делам у мировых судей нет никаких оснований.

Между тем единоличное рассмотрение и разрешение гражданских дел в суде первой инстанции, упрощение судебных процедур, введение института судебного приказа не исключают, а, наоборот, предполагают необходимость регламентации на федеральном уровне особенностей гражданского судопроизводства у мирового судьи. Мировой судья - прежде всего судья по разрешению малозначительных дел. Отсюда - и особенности процесса. Но ГПК РФ это обстоятельство оставил без соответствующего внимания.

Не учитывает гражданско-процессуальный закон и того факта, что мировой судья - местный суд. В связи с этим представляется правильным делегировать право установления особого гражданского судопроизводства у мирового судьи субъектам Федерации. Ведь при судопроизводстве у мирового судьи могут успешно учитываться местные условия и потребности. Но, к сожалению, процессуальное законодательство (за исключением административно-процессуального) находится исключительно в ведении Российской Федерации (п. "о" ст. 71 Конституции РФ).

Действующий уголовно-процессуальный закон к предметной подсудности мирового судьи относит многие дела о преступлениях, совершаемых в быту. В частности, только мировым судам подсудны дела частного обвинения, по которым не проводилось дознание или предварительное следствие, а обвинительную функцию выполняет потерпевший (частный обвинитель). Меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении подсудимых мировые судьи вправе избрать лишь в ходе судебного разбирательства. Сторонам мировой судья лишь разъясняет возможность примирения и правовые последствия такового, но не вправе принимать активных мер к склонению сторон к примирению.

Уголовно-процессуальным законом предусмотрены условия и порядок сокращения судебного следствия. По всем уголовным делам, подсудным мировым судьям, может применяться особый порядок судебного разбирательства, предусмотренный гл. 40 УПК РФ. По гражданским делам также существуют упрощенные формы судопроизводства.

Особая юрисдикция мирового судьи обусловливает специальные процедуры, которые могут использоваться для разрешения уголовных дел. Среди особенностей уголовного судопроизводства могут быть: упрощенные формы судопроизводства, сокращение процессуальных сроков, частичное сокращение числа судебных инстанций (обжалования), институт заочного рассмотрения уголовных дел.

Оперативность правосудия - это важный элемент, характеризующий любое судопроизводство. В правосудии сталкивается слишком много противоречивых интересов. Найти между ними разумный компромисс - дело достаточно сложное. Тем не менее при судопроизводстве у мирового судьи можно быстрее осуществлять правосудие, поскольку к его компетенции отнесены дела о преступлениях, не представляющих повышенной общественной опасности или гражданские дела о незначительных спорах. Особенности уголовного судопроизводства у мирового судьи призваны повысить оперативность правосудия не в ущерб основным целям уголовного судопроизводства. Именно с целью повышения оперативности правосудия предусмотрен особый порядок принятия судебного решения в случае согласия обвиняемого с предъявленным ему обвинением.

Сроки рассмотрения уголовных дел у мирового судьи сокращены. Так, дело частного обвинения в отличие от дела публичного обвинения может быть начато рассмотрением через три дня со дня вручения подсудимому копии заявления потерпевшего. В то же время дело публичного обвинения не может рассматриваться ранее семи суток со дня вручения подсудимому копии обвинительного заключения или обвинительного акта.

Результаты анкетирования мировых судей, рассматривающих уголовные дела частного обвинения, свидетельствуют, что 90% респондентов отрицательно относятся к сокращению сроков рассмотрения дел частного обвинения. Среди отрицательных сторон ускоренного судопроизводства по таким делам - сохранение, а иногда усугубление конфликтной ситуации, сложившейся между сторонами. По мнению мировых судей, чем больше времени пройдет с момента конфликта на бытовой почве, тем больше вероятность примирения сторон. Подобное мнение является распространенным не только среди судей.

Статистические данные подтверждают вывод о большом количестве дел частного обвинения, которые были прекращены мировыми судьями за примирением сторон. Так, из 26336 уголовных дел частного обвинения (о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 115, 116, 130, ч. 1 ст. 129 УК РФ), рассмотренных мировыми судьями в первом полугодии 2002 г., прекращено 22735 дел (86%) по нереабилитирующим основаниям, в том числе за примирением сторон. Из них 2309 дел получили свое разрешение по существу с нарушением процессуальных сроков рассмотрения уголовных дел (9%) <*>.

--------------------------------

<*> См.: Статистический отчет за 2002 год.

В то же время вполне оправдано существование сокращенного срока вручения обвиняемому копии обвинительного документа по делам о преступлениях небольшой тяжести, подсудным мировым судьям. По делам частного обвинения такой срок установлен - трое суток. Аналогичный срок может быть установлен и для других уголовных дел, рассматриваемых мировыми судьями. В пользу подобного предложения можно привести следующие аргументы. Фабула обвинения по таким делам достаточно проста, не требует особых правовых знаний, доказательствами обвинения и защиты являются показания очевидцев происшедшего, а не сложные заключения экспертов. Результаты обобщения судебной практики свидетельствуют о том, что защитники по делам, рассматриваемым мировыми судьями, участвуют достаточно редко.

В связи с небольшой общественной опасностью преступлений, дела о которых подсудны мировым судьям, процедура проверки законности и обоснованности таких судебных постановлений должна быть упрощенной, а не усложняться. К сожалению, действующий российский уголовно-процессуальный закон допускает перепроверку постановления мирового судьи почти бесконечно - вплоть до Президиума Верховного Суда РФ в порядке надзора. Таким образом, дело о незначительном преступлении, рассмотренное мировым судьей, проходит больше судебных инстанций, чем рассмотренное федеральными судьями, в том числе в составе присяжных заседателей, дело об особо опасном преступлении с исключительной мерой наказания. Такое положение явно ненормально. В связи с этим представляется, что надзорный порядок пересмотра дел, рассмотренных мировыми судьями, излишен. Вопросы фактических обстоятельств, установленных мировым судьей, устанавливаются не только в апелляционном, но и кассационном порядке. В двух судебных инстанциях проверяются и вопросы права.

Заочный приговор имеет репутацию неправосудного судебного решения. Именно поэтому новый УПК РФ исключил возможность вынесения заочного приговора при рассмотрении уголовных дел. Ведь в заочных процессах не соблюдается один из основополагающих принципов судопроизводства - состязательность сторон.

Тем не менее представляется, что подобный институт в системе мировой юстиции вполне уместен, поскольку многократное откладывание дела в случае неявки сторон совершенно недопустимо по отношению к уголовным делам, подсудным мировым судьям. В силу небольшой общественной опасности и специфики сбора и исследования доказательств они требуют как можно более скорого судебного разбирательства. Кроме того, заочное рассмотрение дел дисциплинирует стороны, заставляет их принимать участие в судебном процессе, уважительнее относиться к судебной власти. Существует подобный институт и в других демократических государствах.