Смекни!
smekni.com

Мировой судья исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности (стр. 49 из 63)

В УПК РФ (ст. 412) были сняты прямые ограничения пересмотра решений мирового судьи в порядке надзора уровнем субъекта Федерации.

Между тем складывается парадоксальная ситуация, когда судебные решения областных, краевых и иных судов, постановленные по первой инстанции при рассмотрении особо тяжких преступлений с исключительными санкциями могут быть обжалованы лишь в Верховный Суд РФ в кассационном и надзорном порядке. В то же время судебные решения мирового судьи по преступлениям небольшой или средней тяжести могут пройти множество судебных инстанций, вплоть до Президиума Верховного Суда РФ. Подобная ситуация представляется аномальной, требующей своего разрешения. В связи с этим предлагается возвратиться к вопросу об ограничении обжалования судебного решения мирового судьи пределами межрегиональных судов, которые следует создать.

Не подлежат пересмотру в апелляционной инстанции приговоры, постановленные в соответствии со ст. 316 УПК РФ, в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Влекущими отмену или изменение судебного решения признаются нарушения, которые путем лишения или ограничения гарантированных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора. Это основание отмены судебных решений относится к формальным основаниям, которые приводят к признанию недействительным всего судебного решения, независимо от воли сторон. В отличие от УПК РСФСР в УПК РФ нет указания на признание нарушения существенным, оценка которого полностью зависит от усмотрения суда.

В связи с этим предлагается устранить указанный пробел, дополнив ст. 5 УПК РФ п. 54.1 следующего содержания: "существенное процессуальное нарушение закона - нарушение, которое препятствует рассмотрению дела либо повлекло лишение или стеснение гарантированных законом прав участников судопроизводства, исключает возможность постановления законного и обоснованного приговора и фактически не позволяет суду реализовать возложенную на него Конституцией Российской Федерации функцию осуществления правосудия".

Как неправильное применение уголовного закона расцениваются случаи нарушения требований Общей части УК РФ, применения не той статьи или не тех пункта и (или) части статьи Особенной части УК РФ, которые подлежали применению, либо назначения наказания более строгого, чем предусмотрено соответствующей статьей УК РФ. В данном случае вышестоящая судебная инстанция выясняет вопросы не факта, а права и проверяет правильность применения норм материального закона, дает переоценку юридическим выводам мирового судьи.

Апелляционная жалоба на приговор, вынесенный мировым судьей, приносится в районный суд, где ее рассматривает единолично судья. Некоторые ученые предлагали рассматривать в апелляционном порядке приговор мирового судьи в составе двух районных судей. Свое предложение они аргументировали тем, что мировой и районные судьи имеют одинаковый статус, требования к кандидатам аналогичны (возраст - 25 лет, высшее юридическое образование). Ими же высказано предложение о снятии ограничения в части обжалования приговоров мировых судей на уровне суда субъекта Федерации, поскольку в дореволюционной России приговоры мировых судей могли доходить до высшей судебной инстанции - Сената <*>. Однако едва ли можно признать такую аргументацию убедительной, ведь страна в то время была другая, и мировые судьи имели другой статус.

--------------------------------

<*> См.: Петрухин И.Л. Указ. соч.

По данному вопросу высказывались и иные предложения. В связи с тем что мировые судьи являются судьями субъектов Федерации, а районные судьи - федеральными, получается, что дело, подсудное мировому судье, рассматривается в двух подсистемах судебной системы Российской Федерации: по первой инстанции - судьей субъекта Федерации, по второй инстанции - федеральным судьей. Такое регулирование считалось нелогичным, и предлагалось учредить в качестве апелляционной инстанции по делам, подсудным мировым судьям, специальные суды субъектов Федерации, освободив от этих функций федеральные районные суды <*>.

--------------------------------

<*> См.: Демидов В.В., Жуйков В.М. Указ. соч. С. 8.

Однако по смыслу уголовно-процессуального закона возможности апелляционного рассмотрения дела в суде значительно шире, чем они отражены в ст. 354 УПК РФ. Они определяются сторонами и выражаются в тех требованиях, которые содержатся в апелляционных жалобах и представлениях. Суд апелляционной инстанции вправе пересмотреть по существу не только обжалованные решения мирового судьи, но и те действия сторон, на которых они были основаны. К подлежащим проверке в суде апелляционной инстанции ученые относили не только процедурные вопросы, касающиеся соблюдения соответствующей процессуальной формы, но и вопросы, затрагивающие существо дела. Среди них: 1) законность, обоснованность, справедливость и мотивированность приговора (фактическая и юридическая стороны приговора); 2) доказательства, на которых был постановлен приговор, их относимость, допустимость, исследование в соответствии с законом (гласно, устно, непосредственно); 3) процессуальная форма как самого судебного разбирательства, так и всех действий суда и участников процесса в части надлежащего соблюдения условий, порядка и последовательности их проведения и самого существа <*>.

--------------------------------

<*> См.: Александров А.С., Ковтун Н.Н. Апелляционное производство в уголовном процессе России: проблемы и решения // Государство и право. 2001. N 3. С. 38 - 45.

Роль суда апелляционной инстанции в России выполняет только федеральный судья районного суда. Производство в суде апелляционной инстанции по пределам судебного разбирательства значительно шире, чем в кассационном порядке. Причем надо отметить, что кассационный пересмотр, существовавший в России в XIX в., не допускал вмешательства в существо уголовного дела. Поэтому неудивительно, что при взвешивании всех за и против Судебные уставы 1864 г. допускали апелляцию по делам, рассмотренным без участия присяжных заседателей. В принципе апелляционный пересмотр не допускался не только по делам, рассмотренным с участием присяжных, но и по иным делам. Как правило, апелляция не допускалась и по делам, рассмотренным тремя профессионалами.

Таким образом, апелляция возможна только по делам, рассмотренным судьей единолично. Она повсеместно воспринимается как важная добавочная гарантия правосудия, необходимая при отсутствии в суде первой инстанции народного элемента. В качестве преимущества указывают, что апелляционное производство соединяет в себе разбирательство по существу с разбирательством кассационным.

Сама по себе идея пересмотра приговора, связанного с возможностью устранения любой, как фактической, так и юридической, ошибки без возвращения дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, безусловно, конструктивна. Поэтому в начале судебной реформы значительная часть судейского корпуса поддержала введение апелляционного порядка пересмотра приговоров. Эта позиция нашла, в частности, отражение в Постановлении второго Всероссийского съезда судей 1993 г. В дальнейшем, по мере осмысления специфики этого порядка и связанной с ним необходимости перестройки судебной системы (введение дополнительных звеньев в виде межрегиональных окружных судов), позиция судейского корпуса изменилась. Об этом свидетельствует Постановление четвертого (чрезвычайного) Всероссийского съезда судей 1996 г.

Апелляция обусловлена необходимостью обеспечения гарантии судебного решения, вынесенного менее квалифицированным судьей, в ходе достаточно упрощенной процедуры и при отсутствии народного элемента (народных заседателей). В связи с таким выводом нельзя согласиться с высказанным в юридической литературе мнением, согласно которому распространение апелляционного производства не на все дела о преступлениях небольшой общественной опасности нарушает гарантированное Конституцией РФ (ст. 19) равенство всех перед законом и судом <*>.

--------------------------------

<*> См.: Победкин А.В. Апелляционное производство в уголовном процессе России: проблемы становления // Государство и право. 2001. N 3. С. 46 - 50.

Недостаточно аргументированной представляется и позиция процессуалистов, утверждающих, что апелляция переносит центр тяжести процесса на апелляционный суд, ограничивая значение суда первой инстанции, нарушает непосредственность и устность процесса, вызывает медлительность и волокиту судопроизводства, так как после рассмотрения дела в апелляционном порядке допускается принесение сторонами кассационных жалоб. Авторы подобной точки зрения не учитывают того обстоятельства, что апелляционный порядок пересмотра судебных решений хорош и эффективен для проверки правильности установления судом первой инстанции фактических обстоятельств дела <*>.

--------------------------------

<*> См.: Александров А.С., Ковтун Н.Н. Указ. соч. С. 40; Курас Т.Л. Указ. соч. С. 1 - 5; Базаров Б. Указ. соч. С. 41.

Такая система обжалования требует больших расходов и ухудшает положение обвиняемых, принадлежащих к неимущим слоям населения. Положение ч. 4 ст. 365 УПК РФ о том, что свидетели в апелляционную инстанцию могут и не вызываться, во многом подрывает основы апелляции, для которой характерно повторное исследование доказательств, бывших предметом рассмотрения в суде первой инстанции. В связи с этим данная норма нуждается в усовершенствовании.

При нарушении правил подсудности дела апелляционная инстанция должна отменить решение мирового судьи по делу, принятому им вопреки правилам подсудности. Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики за I квартал 2002 года разъяснил, что в случае установления факта нарушения подсудности суд апелляционной инстанции должен отменить решение мирового судьи и направить дело на рассмотрение по подсудности. В пользу такого разъяснения можно привести следующую аргументацию. Согласно положениям ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.