Смекни!
smekni.com

Договорное право 2 (стр. 117 из 156)

' Об особенностях отношений, возникающих при отчуждении жилых помещений под выплату ренты, см., в частности: Крашенинников П.В. Сделки с жилыми поме­щениями: Комментарий гражданского и жилищного законодательства и практика

его применения, М.,„ 1999. С. 22 и ел.

2 Б свое время В.Ф. Маслов предлагал с целью защиты интересов получателя ренты

признавать соответствующие объекты находящимися в общей, совместной собст­венности сторон и тем самым право их отчуждения без согласия контрагента (см.: Маслов В.Ф. Указ. соч. С. 112-116). Против данного предложения высказался А.А. Ерошенко, сославшийся не без оснований на то, что в случае раздела этого иму­щества бблыпую его часть, независимо от размеров уже понесенных на содержание расходов, получит гот, в чью пользу производились выплаты (см.: Ерошенко А.А. Указ. соч. С. 129).

Возможен, наконец, вариант, при котором существенное условие, о котором шла речь (т.е. условие об определенном способе обеспечения или о страховании), включается в договор и тем самым только в этом случае, при наличии других существенных условий, он должен считаться заключенным. Однако плательщик ренты признается не исполнившим обязанности, ука­занные в этом условии (передать задаток, предоставить банковскую гаран­тию, осуществить страхование указанных рисков и т.п.), тогда, когда иму­щество, переданное в обеспечение плательщику ренты, окажется утрачен­ным или его состояние ухудшится, притом даже в случае, если все это про­изойдет вследствие обстоятельств, за которые получатель ренты не отвеча­ет.

При просрочке исполнения обязательства по выплате ренты платель­щиком с него взыскиваются проценты в установленном договором размере. В качестве варианта на случай отсутствия в договоре указаний относитель­но размера процентов взысканию в соответствии со ст. 588 ГК подлежат проценты, предусмотренные в ст. 395 ГК. Имеется в виду учетная ставка банковского процента. И здесь следует говорить не о неустойке, а об оплате пользования чужими средствами плательщиком ренты. По этой причине, несмотря на название ст. 588 ГК - «Ответственность за просрочку выплаты ренты», нормы об ответственности, в частности об основаниях ее наступле­ния, в данном случае не действуют. А значит, обязанность уплатить про­центы в указанном в п. 1 ст. 395 ГК размере наступает в силу самого факта несвоевременной уплаты ренты. В таком случае речь идет не об ответст­венности, а о долге. Приведенный вывод следует и из п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 1998 г. № 13/14 «О практике применения положений Граждан­ского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами». Постановление разграничивает требование об уплате процентов за пользование денежными средствами, предоставленны­ми в качестве займа или коммерческого кредита, и основанное непосредст­венно на п. 1 ст. 395 ГК требование, существо которого составляет приме­нение ответственности за неисполнение или просрочку исполнения денеж­ного обязательства1'

См.: Вестник ВАС РФ. 1998. № 11. С. 8.

ГЛАВА XXI. ВИДЫ ДОГОВОРА РЕНТЫ

1. ДОГОВОР ПОСТОЯННОЙ РЕНТЫ

Уже самое различие в названии обоих видов ренты - «постоянная» и «пожизненная» дает возможность предопределить специфику установ­ленного для каждого из них правового режима.

Прежде всего это относится к субъектному составу договора. Указа­ние на «постоянный» характер ренты позволяет допустить участие в до­говоре на стороне получателей ренты не только граждан. Постоянная рента - единственный вид ренты, в которой получателем может быть юридическое лицо, а сама рента - использована для покрытия особых потребностей получателя, не являющихся личными, бытовыми.

При всем этом постоянная рента как разновидность ренты сохраняет основные черты последней - ее некоммерческий характер. Поскольку, это уже отмечалось ранее, рента не является прибылью, которая как таковая имманентна предпринимательской деятельности (см. п. 1 ст. 2 ГК), она, по справедливому замечанию С.А. Хохлова, «не должна превращать ком­мерческую организацию - получателя постоянной ренты в рантье»1' этой причине на стороне получателей такой ренты вправе выступать именно некоммерческие организации. Кроме того, возможность участия их в названной роли зависит от того, нет ли здесь противоречия, помимо закона, их правоспособности. Последнее ограничение связано с тем, что правоспособность некоммерческих организаций — специальная, а это оз­начает возможность иметь такие гражданские права и нести такие обя­занности, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах (п. 1 ст. 49 ГК). При этом основопола­гающее значение имеют цели деятельности некоммерческих организаций

как таковых в силу ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих орга-2, а равно и специальные цели, определенные тем же Законом низациях»

для каждого из выделенных в нем видов организаций.

Пункт 1 ст. 589 ГК, закрепивший соответствующее положение, тем самым заранее исключил, например, возможность получения ренты уч­реждением, созданным собственником для осуществления управленче­ской деятельности. И напротив, нет препятствий для того, чтобы получа-

1 Хохлов С.А. Указ. соч. С. 320. 2СЗРФ. 1996. №3. Ст. 145.

телем постоянной ренты оказалось такое учреждение, как больница или иная социально-культурная организация.

По этой же причине допускается, если иное не предусмотрено законом или договором, переход к другому лицу принадлежащих получателю прав на получение постоянной ренты. ГК (п. 2 ст. 589) называет в качестве осно­ваний для такого перехода прежде всего обычную уступку требования, а также либо наследование — для граждан, либо правопреемство при реорга­низации - для юридических лиц. Все эти ситуации объединяет отсутствие необходимости получать согласие кредитора-плательщика на переход прав. Единственным ограничением для перехода соответствующих прав служит то, что и на цессионария распространяются правила, которые определяют, кто может стать получателем ренты. По указанной причине не вправе быть цессионарием в подобном случае, в частности, коммерческая организация.

Особое регулирование круга возможных плательщиков постоянной ренты в ГК отсутствует. Это означает, что какие-либо ограничения в субъ­ектном составе могут появляться лишь постольку, поскольку такое участие в договоре в конкретном случае не укладывается в рамки существующей у потенциального плательщика ренты правоспособности (имеется в виду юридическое лицо со специальной правоспособностью).

Постоянная рента всегда выражается в деньгах. При этом существует презумпция в пользу того, что и выплачиваться такая рента должна подоб­ным образом. И только в случаях, предусмотренных договором, допускает­ся выплата ренты натурой, к тому же в любой форме: предоставления ве­щей, выполнения работ или оказания услуг. Однако при этом действует правило, по которому стоимость натуральной выплаты должна быть экви­валентна указанной в договоре денежной сумме ренты (ст. 590 ГК).

Хотя постоянная рента и не носит коммерческого характера, некото­рые особенности, характерные для коммерческих отношений, оказывают­ся присущими и данному договору.

Прежде всего это выражается в том, что законодатель равно относится к обоим контрагентам, не считая по указанной причине получателя подоб­ной ренты более слабой, нуждающейся тем самым в особой защите сторо­ной. Отмеченная тенденция проявляется, в частности, при решении вопро­сов об индексации выплачиваемой ренты. Денежный размер последней увеличивается пропорционально росту установленного законом минималь­ного размера оплаты труда. Однако важно отметить, что включено такое правило в ГК применительно к постоянной ренте лишь в виде нормы дис-позитивной и таким образом сторонам предоставляется возможность рас­ширить либо сузить пределы индексации или вообще отказаться от нее (п. 2 ст. 590 ГК).

Другой пример, связанный с той же тенденцией, относится к реше­нию вопроса о риске случайной гибели или случайного повреждения имущества, переданного под выплату ренты. Несмотря на то что собст­венником этого имущества признается плательщик ренты и, следователь­но, по общим правилам (в частности, имеется в виду ст. 211 ГК) риск, о котором идет речь, предполагается лежащим на плательщике как на соб­ственнике, при постоянной ренте риск перелагается в значительной мере на получателя. Имеется в виду, что при случайной гибели или случайном повреждении имущества, полученного за плату под выплату ренты, пла­тельщик может потребовать соответственно прекращения обязательства по выплате ренты либо изменения условий ее выплаты. Но тот же риск несет плательщик ренты, если он получил имущество безвозмездно.

Особенности постоянной ренты проявляются и в решении вопроса о сроках ее выплаты. Поскольку такая рента не предназначена непосредст­венно для удовлетворения личных (бытовых) потребностей граждан, уста­новлен достаточно длительный срок ее выплаты - ежеквартально (ст. 591 ГК).

Предоставляя каждой из сторон право расторжения договора путем выкупа постоянной ренты, ГК, хотя это и не свойственно в целом данному виду ренты, обеспечивает приоритетную защиту интересов плательщика. Прежде всего это выразилось в том, что последний наделен указанным пра­вом во всех случаях. Защита его интересов в данном отношении идет так далеко, что условие договора, которым плательщик отказывается от выкупа ренты, признается ничтожным. Кодекс (ст. 592) ограничивается лишь уста­новлением определенного порядка осуществления соответствующего права на выкуп плательщиком ренты. Пожелавший ее выкупить должен письмен­но уведомить получателя ренты за три месяца до фактического прекраще­ния выплаты, если только договором не предусмотрен для этого более дли­тельный срок. В виде общего правила обязательство по поводу выплаты ренты прекращается лишь с момента полной выплаты плательщиком вы­купной суммы с тем, однако, что стороны получают возможность преду­смотреть в договоре и иное: например, обусловить прекращение рентного обязательства выплатой определенной части выкупной суммы, имея в виду последующую доплату в определенный срок. Защищая на этот раз интересы получателя ренты, законодатель устанавливает, что плательщик не может осуществлять принадлежащее ему право выкупа ренты при жизни ее полу­чателя либо в течение иного срока, который не превышает 30 лет с момента заключения договора. Однако заслуживает внимания то, что подобная га­рантия получателя ренты предусмотрена нормой, которая является лишь