Смекни!
smekni.com

Договорное право 2 (стр. 82 из 156)

Как уже отмечалось ранее, в ГК (§ 3 гл. 34) содержатся нормы, регу­лирующие две разновидности договора аренды транспортного средства: договор аренды транспортного средства с экипажем и договор аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и техни­ческой эксплуатации (без экипажа).

Сначала отметим особенности правового регулирования аренды транспортных средств, являющиеся общими для обеих разновидностей до­говора аренды транспортного средства, которые позволяют выделить дан­ный договор в самостоятельный вид договора аренды.

Во-первых, учитывая специфику предмета договора, а именно: пре­доставление в аренду транспортного средства, - законодатель исключил возможность применения к данным правоотношениям общих положений об аренде, наделяющих арендатора, надлежащим образом исполнявшего свои обязанности, по истечении срока договора аренды при прочих рав­ных условиях преимущественным перед другими лицами правом на за­ключение договора аренды на новый срок (ст. 621 ГК). Как следствие этого арендатор транспортного средства в отличие от арендатора по обычному договору аренды ни при каких условиях не вправе требовать перевода на себя прав и обязанностей арендатора по договору аренды транспортного средства, заключенному арендодателем с другим аренда­тором по истечении срока действия прежнего договора.

Во-вторых, договор аренды транспортного средства не подлежит госу­дарственной регистрации, он заключается в простой письменной форме. Это принципиальный момент, поскольку определенные транспортные сред­ства: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты - отнесены ГК к недвижимым вещам (ст. 130). По общему прави­лу сделки с недвижимым имуществом, и в частности договор аренды не­движимости, требуют государственной регистрации (ст. 164, 609 ГК).

В-третьих, обязанностью арендатора в течение всего срока действия аренды транспортного средства является поддержка сданного в аренду транспортного средства в надлежащем состоянии, включая осуществление как текущего, так и капитального ремонта. По общему правилу, как мы уже отмечали, обязанность осуществления капитального ремонта сданного в аренду имущества возлагается на арендодателя (п. 1 ст. 616 ГК).

В-четвертых, арендатору транспортного средства предоставлено право без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду, если иное не предусмотрено договором. Применительно к дого­ворам аренды иного имущества, как это отмечалось ранее, действует про­тивоположное правило, согласно которому арендатор может передать арен­дованное имущество в субаренду только с согласия арендодателя (п. 2 ст. 615ГК).

Кроме того, арендатор в рамках осуществления коммерческой экс­плуатации арендованного транспортного средства вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры пе­ревозки и иные договоры, если они не противоречат указанным в договоре целям использования транспортного средства либо назначению этого транспортного средства.

Что касается имеющихся различий в правовом регулировании двух разновидностей договора аренды транспортного средства: соответственно аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа, — то все они предопределены тем, что в первом случае обязанности по управлению и технической эксплуатации транспортного средства остаются на арендода­теле, а во втором случае- осуществляются арендатором транспортного средства.

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель помимо основных обязанностей, присущих всякому договору аренды транспортного средства, оказывает арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, которые должны обес­печивать его нормальную и безопасную эксплуатацию (ст. 636 ГК). Члены экипажа являются работниками арендодателя и подчиняются его распоря­жениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации транс­портного средства. Задача арендодателя— обеспечить такой состав экипа­жа транспортного средства и уровень его квалификации, которые соответ­ствовали бы условиям договора, обязательным для сторон правилам, а так­же требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида. На арендодателе остаются расходы на содержание членов экипажа и оплату их услуг.

Естественно, при аренде транспортного средства без экипажа арендо­датель свободен от исполнения названных обязанностей, поскольку управ­ление арендованным транспортным средством и его техническую эксплуа­тацию осуществляет своими силами арендатор (ст. 645 ГК).

По-разному, применительно к двум разновидностям договора аренды транспортного средства, решаются вопросы, касающиеся оплаты расходов, связанных с эксплуатацией транспортного средства. Лицо, арендующее транспортное средство без экипажа, несет все расходы на содержание арендованного транспортного средства, включая его страхование, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК).

В случае, когда транспортное средство передается в аренду с экипа­жем, часть расходов на его эксплуатацию остается на арендодателе, в том числе расходы на страхование транспортного средства и ответственности за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, если такое страхование в силу закона или договора является обязательным (ст. 637 ГК). Что касается арендатора, то он несет только те расходы, кото­рые возникают в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного сред­ства, включая оплату сборов, а также топлива и других расходуемых в про­цессе такой эксплуатации материалов.

Принципиальные различия в правовом регулировании договоров арен­ды транспортного средства соответственно с экипажем и без экипажа нахо­дятся в сфере правоотношений, связанных с ответственностью за вред, причиненный арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами и оборудованием, третьим лицам. При аренде транспортного средства с экипажем такая ответственность возлагается на арендодателя. Арендодатель может предъявить арендатору требование о возмещении сумм, выплаченных им третьим лицам, но только в регрессном порядке и при условии представления доказательств, подтверждающих, что вред при­чинен третьим лицам по вине арендатора (ст. 640 ГК).

Если по договору аренды арендатору передается транспортное средст­во без экипажа, ответственность за вред, причиненный третьим лицам этим транспортным средством, его механизмами, устройствами или оборудова­нием, несет арендатор (ст. 648 ГК).

При подготовке ГК не преследовалась цель обеспечения исчерпываю­щего регулирования обязательств, возникающих из договора аренды (фрах­тования на время) транспортного средства. Напротив, более подробному определению особенностей аренды отдельных видов транспортных средств (как с предоставлением арендодателем услуг по управлению и технической эксплуатации, так и без таковых) было предоставлено место в транспорт­ных уставах и кодексах.

3. ОСОБЕННОСТИ АРЕНДЫ ОТДЕЛЬНЫХ видов

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

В реальном имущественном обороте аренда различных видов транс­портных средств носит распространенный характер. Однако возникающие при этом правоотношения в одних случаях подлежат регулированию общи­ми положениями о договоре аренды (§ 1 гл. 34 ГК), а в других - по пре­имуществу специальными правилами о договоре аренды (фрахтования на время) транспортного средства (§ 3 гл. 34 ГК) и лишь при отсутствии тако­вых - общими положениями о договоре аренды.

Как отмечалось ранее, специальными правилами о договоре аренды (фрахтование на время) транспортного средства охватываются лишь такие правоотношения, которые связаны с передачей в аренду транспортных средств, требующих квалифицированного управления и технической эксплуа­тации их силами профессионального экипажа арендодателя или арендатора.

В зависимости от квалификации соответствующих правоотношений - как договора аренды либо как договора аренды (фрахтование на время) транспорт­ного средства - строится и схема их правового регулирования. Признание со­ответствующего договора договором аренды (фрахтования на время) транс­портного средства означает, что он регулируется нормами § 3 гл. 34 ГК, затем, в субсидиарном порядке, общими положениями об аренде (§ 1 гл. 34 ГК) с уче­том особенностей аренды отдельных видов транспортных средств, установлен­ных транспортными уставами и кодексами.

Регулирование договоров аренды транспортных средств, которые в силу отсутствия необходимых квалифицирующих признаков не могут быть отнесены к договорам аренды (фрахтования на время) транспортного средства, ограниче­но применением общих положений об аренде (§ 1 гл. 34 ГК); другие норматив­ные акты могут лишь детализировать названные общие положения об аренде. Например, порядок сдачи в аренду вагонов, принадлежащих железным дорогам Российской Федерации, регламентируется Положением о порядке сдачи в арен­ду вагонов инвентарного парка железных дорог Российской Федерации, утвер­жденным указанием Министерства путей сообщения РФ (МПС) от 25 марта 1997 г. № А-354у. В свою очередь, принятие МПС данного Положения основа­но на ст. 4 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспор-1, согласно которой сдача в аренду подвижного состава, находящегося в фе-

Тс»

деральной собственности, осуществляется применительно к специфике дея­тельности железнодорожного транспорта федеральным органом исполнитель­ной власти в области железнодорожного транспорта или по его поручению же­лезными дорогами в порядке, определяемом указанным федеральным органом.

СЗРФ. 1995. №35. Ст. 3505.

В соответствии с названным Положением сдача вагонов в аренду ор­ганизациям и гражданам производится железными дорогами по разреше­нию МПС. Заявки организаций и граждан на получение разрешения МПС на передачу им вагонов в аренду должны содержать следующие сведения (с соответствующим обоснованием): необходимое количество вагонов (если речь идет о цистернах либо изотермических вагонах в заявке должны быть указаны их номера, предварительно согласованные с МПС); наименование и характеристики грузов, для перевозки которых требуются вагоны; черте­жи на размещение и крепление грузов в случае необходимости оборудова­ния вагонов несъемными приспособлениями; указание районов курсирова­ния вагонов.