Смекни!
smekni.com

Договорное право 2 (стр. 80 из 156)

Если говорить о содержании правовых норм, регулирующих договор проката с участием граждан-потребителей, то следует подчеркнуть, что они в первую очередь обеспечивают дополнительную защиту прав и охраняе­мых законом интересов указанных граждан. Достигается это путем наделе-

1 См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Рос­сийской Федерации) по гражданским делам. М., 1997. С. 322.

ния их дополнительными материально-правовыми и процессуально-право­выми средствами защиты.

К материально-правовым средствам защиты могут быть отнесены сле­дующие дополнительные возможности.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» по­требитель (гражданин-арендатор) имеет право на то, чтобы полученное на­прокат имущество при обычных условиях его использования было безопас­но для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не при­чиняло вред иному имуществу потребителя. Требования, предъявляемые к обеспечению безопасности имущества, являются обязательными и устанав­ливаются в порядке, определяемом законом.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных или иных недостатков пе­реданного внаем имущества, подлежит возмещению в полном объеме про­катной организацией или изготовителем имущества по выбору потерпевше­го. Изготовитель имущества несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для его производства, независимо от того, позволял ли уровень научных и тех­нических знаний выявить их особые свойства (пп. 14 ст. 14 Закона).

Условия договора проката, ущемляющие права потребителя по срав­нению с правилами, установленными законами или иными правовыми ак­тами в области защиты прав потребителей, признаются недействительны­ми. Убытки, возникшие в результате исполнения такого договора, ущем­ляющего права потребителя, подлежат возмещению прокатной организаци­ей (изготовителем) в полном объеме (пп. 1, 2 ст. 16 Закона).

Кроме того, при наличии вины прокатной организации или изготови­теля в нарушении прав потребителя соответственно она или изготовитель обязаны компенсировать потребителю и причиненный ему моральный вред. Причем компенсация морального вреда осуществляется независимо от воз­мещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (ст. 15 Закона).

Что касается процессуально-правовых средств защиты потребителей, то можно отметить, что Закон РФ «О защите прав потребителей» уста­навливает обязательность удовлетворения исполнителем (изготовителем) требования потребителя об уплате неустойки, предусмотренной законом или договором, в досудебном порядке. При неудовлетворении таких тре­бований потребителя в добровольном порядке суд, удовлетворяя назван­ные требования, вправе принять решение о взыскании с исполнителя (из­готовителя), нарушившего права потребителя, штрафа в размере цены

иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требова­ний потребителя в доход федерального бюджета.

В соответствии со ст. 42 Гражданского процессуального кодекса РСФСР (далее - ГПК РСФСР) и Законом РФ «О защите прав потребите­лей» право на предъявление исков к исполнителям (изготовителям) в за­щиту прав потребителей предоставлено также:

федеральному антимонопольному органу (его территориальным орга­нам) в защиту прав конкретного потребителя (группы потребителей), неоп­ределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации исполнителя (изготовителя) или о прекращении деятельности индивидуального пред­принимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных зако­ном или иным правовым актом прав потребителей (п. 4 ст. 40, ст. 46 Зако­на);

федеральным органам исполнительной власти (их территориальным органам), осуществляющим контроль за качеством и безопасностью това­ров (работ, услуг) в случае нарушения исполнителем (изготовителем) тре­бований к безопасности имущества, в том числе в защиту неопределенного круга потребителей (п. 1 ст. 42, ст. 46 Закона);

органам местного самоуправления в защиту прав конкретного потре­бителя (группы потребителей), неопределенного круга потребителей (ст. 44, 46 Закона);

общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) в защиту прав конкретного потребителя (группы потребителей), неопреде­ленного круга потребителей (п. 2 ст. 45, ст. 46 Закона).

Согласно ч. 2 ст. 42 ГПК РСФСР, п. 4 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» федеральный антимонопольный орган и его территориаль­ные органы могут быть привлечены судом к участию в процессе или всту­пить в дело по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях за­щиты прав потребителей.

Кроме того, в силу п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребите­лей» потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем искам, связанным с нарушением их прав, без каких-либо ограничений. Освобождаются от уплаты государственной пошлины также соответствую­щие государственные органы и органы местного самоуправления, общест­венные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявленным в интересах потребителя, группы потребителей, неопреде­ленного круга потребителей.

ГЛАВА XVI ДОГОВОР АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1. ПОНЯТИЕ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

Договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства -гражданско-правовой договор, по которому арендатору за плату предос­тавляется транспортное средство во временное владение и пользование с оказанием арендодателем услуг по управлению им и его технической экс­плуатации или без оказания такого рода у слуг (ст. 632, 642 ГК).

Как уже отмечалось, ГК различает отдельные виды аренды и аренду отдельных видов имущества (ст. 625). На первый взгляд кажется, что дого­вор аренды (фрахтования на время) транспортного средства не представля­ет собой отдельного вида аренды, а выделяется по признаку особого вида арендуемого имущества- транспортного средства. Однако более внима­тельное рассмотрение данного договора приводит к выводу о том, что речь идет об отдельном виде договора аренды со специфическим предметом вытекающего из него обязательства, который не сводится только к арен­дуемому имуществу.

Ранее нам приходилось отмечать, что договоры, направленные на пе­редачу имущества (к каковым относится и договор аренды), имеют пред­мет, включающий в себя как минимум два объекта: объект первого рода -действия по передаче имущества; объект второго рода - само передаваемое имущество. Применительно к предмету договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства можно говорить и об объекте третьего рода, а именно о действиях сторон по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации.

В юридической литературе высказывалась и иная точка зрения отно­сительно правовой природы договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства. Например, в одной из работ утверждается, что «этот договор можно рассматривать как комплексный, устанавливающий обяза­тельства: а) непосредственно связанные с предоставлением транспортного средства в аренду, и б) по оказанию арендатору услуг, связанных с управ­лением и его технической эксплуатацией. Договор, не предусматривающий предоставления таких услуг, носит чисто арендный характер...»'. При та-

1 Гражданское право России. Часть вторая: Обязательственное право: Курс лекций. С. 214.

ком подходе вся специфика договора аренды транспортного средства с эки­пажем сводится к тому, что он является смешанным договором, включаю­щим в себя элементы обязательств аренды и оказания услуг. Что же касает­ся договора аренды транспортного средства без экипажа, то он представля­ется автору обычной арендой, смысл специального регулирования которой состоит лишь в необходимости учета особенностей арендуемого имущества.

На наш взгляд, договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства (как с экипажем, так и без него) имеет ряд квалифицирующих при­знаков, относящихся к его предмету, которые позволяют выделить его в отдельный вид договора аренды.

Во-первых, по указанному договору в аренду передается не просто транс­портное средство (как особый вид имущества), а такое транспортное средство, владение и пользование которым требуют управления им и обеспечения его надлежащей технической эксплуатации. Этот признак придает договору арен­ды транспортного средства значение обязательства, которое действительно яв­ляется квалифицированным видом аренды. Причем сказанное в равной степени относится к обеим разновидностям договора аренды транспортного средства: как с экипажем, так и без экипажа, - поскольку и в том и в другом случае тре­буются как управление транспортным средством, так и его надлежащая техни­ческая эксплуатация. Все различие состоит атом, на какую из сторон (арендо­дателя или арендатора) возлагаются соответствующие обязанности.

Кстати сказать, данный признак позволяет также четко определить круг транспортных средств, которые могут служить объектом договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства. Решение рассматриваемого вопроса имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое значение: от этого зависит сфера применения специальных правил, регулирующих договор аренды транспортного средства (§ 3 гл. 34 ГК). Понятие «транс­портные средства» является чрезвычайно широким и включает в себя са­мые разные объекты, имеющие целью транспортировку пассажиров, почты, грузов, багажа: от воздушных и морских судов до телеги, саней и велосипе­дов. Объектом же договора аренды (фрахтования на время) могут служить только те из них, пользование которыми требует управления и обеспечения надлежащей технической эксплуатации. Причем речь идет о квалифициро­ванных управлении и технической эксплуатации с помощью экипажа. Со­став экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать определенным обязательным для сторон правилам, а при отсутствии тако­вых - требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средст­ва данного вида и условиям договора (п. 2 ст. 635 ГК).