Смекни!
smekni.com

Договорное право 2 (стр. 91 из 156)

когда в роли арендаторов выступали кооперативные организации (ст. 179 ГК 1922 г.).

ГК 1964 г. не включал каких-либо норм о договоре найма предприятия как имущественного комплекса, да и само предприятие не рассматривалось в качестве объекта каких-либо сделок. Субъекты хозяйствования (так назы­ваемые социалистические организации) имели право сдавать внаем лишь временно неиспользуемые здания, сооружения, производственные и иные помещения, оборудование и транспортные средства (т.е. отдельные виды имущества, входящего в состав предприятия).

В период «перестройки», как уже отмечалось, законодательство об арендных отношениях, действовавшее до принятия нового Гражданского кодекса Российской Федерации, допускало сдачу в аренду предприятий (в целом) только в отношении организаций арендаторов, образованных трудо­выми коллективами государственных предприятий или их структурных подразделений. После подписания договора аренды организация арендаторов принимала в установленном порядке от арендодателя (министерства, ведом­ства, объединения) имущество государственного предприятия и приобретала статус арендного предприятия (ст. 16 Основ законодательства об аренде).

Заслуга нового Гражданского кодекса Российской Федерации состоит в том, что он впервые в истории отечественного законодательства выделил договор аренды предприятия в отдельный вид договора аренды имущества и предусмотрел комплекс специальных правил, в полной мере учитываю­щих специфику правоотношений, связанных с арендой предприятия как единого имущественного комплекса, используемого для предприниматель­ской деятельности.

2. ЗАКЛЮЧЕНИЕДОГОВОРА. ФОРМА и ГОСУДАРСТВЕННАЯ

РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Договор аренды предприятия считается заключенным после достиже­ния сторонами в надлежащей форме соглашения по всем существенным условиям договора, с момента его государственной регистрации.

Существенная особенность порядка заключения договора аренды предприятия, отличающая его от других видов договора аренды имущества, состоит в том, что арендодатель должен совершить определенные действия, являющиеся необходимыми для последующего заключения договора арен­ды предприятия. ГК (§ 5 гл. 34) не включает правил об обязательном удо­стоверении состава предприятия, как это имеет место при продаже пред­приятия (п. 2 ст. 561 ГК), когда стороны еще до подписания договора про­дажи предприятия должны составить и рассмотреть: акт инвентаризации,

бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требования. Указанные документы служат обязательным приложением к договору продажи предприятия.

Вместе с тем применительно к аренде предприятия в ГК содержатся положения, обязывающие арендодателя предоставить во владение и поль­зование арендатора не только основные средства предприятия, но и пере­дать последнему в порядке, на условиях и в пределах, определяемых дого­вором, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства, а также имущественные права, связанные с предприятием. Выполнение дан­ной обязанности арендодателем возможно только при условии полной ин­вентаризации предприятия.

Кроме того, при передаче предприятия в аренду на арендатора перево­дятся долги, относящиеся к предприятию, что предполагает составление арендодателем (в качестве приложения к договору) полного перечня всех долгов (обязательств), включаемых в состав арендуемого предприятия. Не­возможно передать предприятие в аренду и без бухгалтерского баланса.

Другое дело, что, в отличие от договора продажи предприятия, требо­вания к форме договора аренды предприятия не включают требование о наличии в качестве обязательных приложений к договору соответствующих документов, удостоверяющих состав и стоимость имущества предприятия, передаваемого в аренду. В то же время невозможно представить, как сто­роны могут согласовать существенное условие договора аренды предпри­ятия о предмете договора при отсутствии указанных документов.

Формально же все требования к форме договора состоят лишь в том, что договор аренды предприятия заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Соблюдение этих требований исключает возможность заключения договора путем обме­на документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, элек­тронной или иной связи, а вместе с этим и действие соответствующей нор­мы из числа общих положений о заключении гражданско-правовых догово­ров (п. 2 ст. 434 ГК). В то же время законодатель ужесточает последствия несоблюдения формы договора аренды предприятия. Как известно, по об­щему правилу несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее усло­вий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить пись­менные и другие доказательства (п. 1 ст. 162 ГК). В данном же случае несо­блюдение формы договора аренды предприятия влечет его недействитель­ность (п. 3 ст. 658 ГК).

Помимо условия о предмете договора к существенным условиям до­говора аренды предприятия относятся условия о размере арендной платы и о сроке аренды предприятия. По вопросу о размере арендной платы сторо­ны должны руководствоваться нормами, регулирующими размер арендной платы по договору аренды здания или сооружения (ст. 654 ГК). Следова­тельно, текст договора аренды предприятия в обязательном порядке должен включать условие о размере арендной платы под страхом признания дого­вора незаключенным. Правила определения цены товаров, работ, услуг, установленные на случай отсутствия соответствующего условия в граждан­ско-правовом договоре (п. 3 ст. 424 ГК), не подлежат применению к отно­шениям сторон, связанным с арендой предприятий.

Что касается условия договора о сроке аренды предприятия, то ка­кие-либо специальные правила на этот счет отсутствуют как в числе по­ложений, регулирующих аренду предприятий (§ 5 гл. 34 ГК), так и среди норм, регламентирующих аренду зданий и сооружений (§ 4 гл. 34 ГК). В связи с этим условие о сроке аренды должно определяться сторонами при заключении договора аренды предприятия. Однако отсутствие в договоре условия о сроке аренды предприятия не влечет признания его незаклю­ченным, поскольку в силу п. 2 ст. 610 ГК в этом случае договор аренды предприятия признается заключенным toa неопределенный срок.

С точки зрения целесообразности заключения договора аренды пред­приятия без указания срока его действия необходимо обратить внимание на возможные последствия признания такого договора заключенным на неоп­ределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за три месяца. Принимая во внимание трудоемкость заключения договора аренды пред­приятия, а также объем расходов, требуемых для исполнения указанного договора, представляется, что такая перспектива вряд ли устроит как арен­датора, так и арендодателя.

Характерная особенность договора аренды предприятия, выделяющая его в самостоятельный вид договора аренды и отличающая его от других видов аренды, в том числе от договора аренды зданий и сооружений, за­ключается в том, что передача предприятия в аренду во всех случаях со­провождается, с одной стороны, уступкой арендатору прав требований арендодателя, а с другой - переводом на него долгов арендодателя, связан­ных с деятельностью передаваемого в аренду предприятия.

В ГК (§ 5 гл. 34) отсутствуют какие-либо специальные правила, кото­рые бы регулировали порядок и условия уступки арендодателем прав тре­бований арендатору по договорам и иным обязательствам, связанным с деятельностью предприятия. Права требования, подлежащие передаче

арендатору вместе с предприятием, должны определяться в договоре арен­ды предприятия, их уступка арендатору осуществляется по общим прави­лам о цессии (ст. 382-386, 388-390 ГК).

Перевод долга требует во всех случаях согласия кредитора (п. 1 ст. 391 ГК). Принимая во внимание, что у собственника (арендодателя) среднего или крупного предприятия могут быть сотни и тысячи кредито­ров по обязательствам, связанным с деятельностью этого предприятия, необходимость получения от каждого из кредиторов письменного согла­сия на перевод долга явилась бы непреодолимым препятствием для пере­дачи указанного предприятия в аренду. Поэтому законодатель преду­смотрел на этот счет специальные правила об уведомлении кредиторов об аренде предприятия и наделил последних определенными правами, что в юридической литературе обоснованно рассматривается как особая форма истребования согласия кредиторов на перевод долга1'