Смекни!
smekni.com

Договорное право 2 (стр. 83 из 156)

При наличии разрешения МПС железная дорога заключает с соответ­ствующей организацией (гражданином) - арендатором договор аренды ва­гонов. Договор аренды не может включать условие о праве арендатора на выкуп вагонов. Срок аренды вагонов по такому договору не может превы­шать одного года, а право арендатора на его продление обусловлено необ­ходимостью получения согласия МПС. Арендная плата за владение и поль­зование полученным в аренду подвижным составом должна предусматри­ваться в договоре аренды на основании методических рекомендаций по определению ставок арендной платы на грузовые вагоны, утверждаемых МПС. Регулируются указанным Положением и некоторые последствия не­надлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора аренды вагонов. В частности, в договорах аренды должна предусматриваться от­ветственность арендаторов за неочистку, несвоевременный возврат и по­вреждение вагонов. В случае утери железной дорогой вагонов, переданных в аренду, арендатору в течение одного месяца должен быть предоставлен другой соответствующий вагон взамен утраченного при подтверждении арендатором подлинной грузовой квитанцией неприбытия вагона или груза в адрес получателя. В случае утери или отправления в ремонт арендован­ных цистерн их замена возможна только с разрешения МПС.

В остальном за пределами названных специальных правил правоотно­шения, связанные с арендой вагонов, регулируются общими положениями об аренде (§ 1 гл. 34 ГК). Общими положениями о договоре аренды должны регулироваться также договоры аренды автомобилей, прицепов, автофур­гонов и любых других транспортных средств, не требующих квалифициро­ванного управления и обеспечения их надлежащей технической эксплуата­ции силами профессионального экипажа.

ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ СУДНА НА ВРЕМЯ НА МОРСКОМ И ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

В сфере торгового мореплавания довольно широкое распространение имеют две разновидности договора аренды (фрахтования на время) транс­портного средства: договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) и договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер). В действующем сегодня Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ) нормы, регулирующие указанные договоры, выделены в две самостоятель­ные главы (X и XI), тем самым подчеркивается значение тайм-чартера и бербоут-чартера как отдельных видов договора аренды транспортного средства, который по своей правовой природе отличается от договора мор­ской перевозки'.

По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладе­лец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового морепла­вания (ст. 198 КТМ).

По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) су­довладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрах­тователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплек­тованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажи­ров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ).

Существенными условиями тайм-чартера являются следующие усло­вия договора: наименование сторон, название судна, его технические и экс­плуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и др.), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера (ст. 200 КТМ). Круг су­щественных условий бербоут-чартера расширяется за счет условий о классе судна, флаге, а также количестве расходуемого им топлива.

В реальной практике торгового мореплавания заключение договоров фрахтования (тайм-чартера и бербоут-чартера) обычно осуществляется на основе типовых (стандартных) проформ существующих договоров, в кото­рых содержатся условия, предусматривающие все основные права и обя­занности сторон по договору, и сторонам остается согласовать лишь от­дельные условия договора. В частности, широко применяется такая про­форма тайм-чартера, как «Балтайм», а также иные проформы, например

1 В отличие от КТМ 1999г. и КТМ 1968г. в Кодексе торгового мореплавания

1929г. нормы о фрахтовании судна на время помещались в главе «О договорах морской перевозки».

«Produce-2», «Linertime», «Franctime» и некоторые другие1' УказанныеПР° формы представляют собой некие базисные условия фрахтования.

Следует подчеркнуть, что как при тайм-чартере, так и при бербоут-чартере пользование судном со стороны фрахтователя имеет целевое назна­чение: судно фрахтуется для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. При этом под иными целями понимаются: ведение морских промыслов, осуществление буксирных операций, прове­дение морских научных исследований, разведка минеральных и других ре­сурсов морского дна и его недр и др.

Существенное значение для обеих разновидностей договора фрахтова­ния имеет условие о сроке действия тайм-чартера (бербоут-чартера). Типо­вые (стандартные) проформы предусматривают различные сроки аренды, выраженные в определенном числе календарных месяцев или лет (от двух месяцев до десяти и более лет). Период нахождения судна в аренде может быть определен и иным образом - например, посуточно, подекадно, поме­сячно либо на время проведения определенных работ или совершения оп­ределенных рейсов. Течение срока начинается со дня приема судна фрахто­вателем. По окончании срока фрахтователь должен возвратить судно его владельцу. Однако судебная практика многих государств допускает воз­можность в определенных случаях некоторого увеличения срока аренды (в разумных пределах), например в пределах срока, необходимого фрахтова­телю для завершения последнего рейса2'

Названные разновидности договора фрахтования - тайм-чартер и бер-боут-чартер - различаются по предмету договора. Во-первых, при тайм-чартере судно передается в пользование фрахтователя, а при бербоут-чартере - в его владение и пользование. Во-вторых, по тайм-чартеру судно передается с экипажем, оказывающим фрахтователю услуги по управлению и технической эксплуатации судна; по бербоут-чартеру фрахтователь полу­чает судно, не снаряженное и не укомплектованное экипажем.

По общему правилу право фрахтователя пользоваться судном (при тайм-чартере) или владеть и пользоваться последним (при бербоут-чартере) включает в себя правомочие фрахтователя на передачу судна в субаренду (соответственно субтайм-чартер и суббербоут-чартер). Требования КТМ, предъявляемые к субтайм-чартеру и суббербоут-чартеру, являются иден­тичными: указанные договоры заключаются фрахтователем с третьими ли­цами от своего имени; как субтайм-чартер, так и суббербоут-чартер могут быть заключены на весь срок действия договора аренды судна или на часть

' См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Союза ССР / Под ред.

А.Л. Маковского. М., 1973. С. 227. 2 См. там же. С. 225.

этого срока. Заключение фрахтователем субтайм-чартера или суббербоут-чартера не освобождает последнего от выполнения обязательств перед су­довладельцем, вытекающих из основного договора аренды (тайм-чартера или бербоут-чартера) (ст. 202 и 215 КТМ).

Основной обязанностью судовладельца по тайм-чартеру, как и всякого арендодателя по договору аренды, является передача фрахтователю морского судна в состоянии, пригодном для его использования по назначению, преду­смотренному договором. В этих целях судовладелец должен к моменту переда­чи судна фрахтователю привести его в мореходное состояние: принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования), уком­плектованию его экипажем и надлежащему снаряжению судна. Обязанность судовладельца поддерживать мореходное состояние судна распространяется на весь срок действия тайм-чартера. Кроме того, в период действия тайм-чартера судовладелец должен нести расходы на страхование судна и своей ответствен­ности, а также на содержание членов экипажа (ст. 203 КТМ).

В практике международного мореплавания нередко возникают разно­гласия между судовладельцами и фрахтователями относительно последст­вий неисполнения судовладельцем обязанности по передаче фрахтователю судна к сроку, предусмотренному договором. Суды иностранных госу­дарств обычно исходят из того, что в подобных случаях фрахтователь впра­ве не принять судно от судовладельца, что означает по существу односто­ронний отказ от договора. Однако встречаются и другие судебные решения, основанные на том, что одностороннее расторжение фрахтователем дого­вора допускается только в тех случаях, когда в связи с несвоевременным предоставлением судна фрахтователь в дальнейшем не может его использо­вать для целей, ради которых оно было зафрахтовано1'

С позиции российского права представляется, что фрахтователь при непредставлении судовладельцем зафрахтованного судна к предусмотрен­ному договором сроку вправе отказаться от принятия судна, а стало быть, и от тайм-чартера только в том случае, если это предусмотрено договором. Дело в том, что ни КТМ, ни § 3 («Аренда транспортных средств») гл. 34 ГК не предусмотрено право фрахтователя (арендатора) заявить об односторон­нем расторжении договора при несвоевременном предоставлении сданного в аренду транспортного средства. Следовательно, эти правоотношения ре­гулируются общими положениями об аренде, обращение к которым приво­дит к выводу о том, что последствием указанного нарушения договора со стороны арендодателя является наделение арендатора правом требовать расторжения договора в судебном порядке и возмещения причиненных убытков (п. 3 ст. 611, ч. 1 ст. 620 ГК).